Большие перемены для маленьких школ
И о главном - финансовой стороне вопроса. Если обеспечением Интернетом и переучиванием педагогов государство еще берется заняться, то вот, к примеру, покупка автобусов и их обслуживание должны лечь на плечи муниципалитетов. Интересно, а подумали ли в Минобре - какой сельский совет возьмется оплачивать автобусы, бензин, водителей, кто будет устраивать и благоустраивать дороги?
Свою девятилетку жители села Бобровка, что находится в Алапаевском районе Свердловской области, всем приезжим показывают как главную достопримечательность деревни.
- Здание построили всего 13 лет назад. Видите, как у нас чисто, уютно, в общем, как дома, - почти хором рассказывают местные педагоги, проводя небольшую экскурсию по школе.
Школа и правда внешне образцово – показательная. Такие раньше - в советские времена в пример ставили. Тут тебе и огромное количество цветов в коридоре, и оформленный акварельными красками школьный уголок, и даже два маленьких телевизора – один в учительской, другой – в коридоре, под потолком.
Ну и о чем речь, спросит читатель? Пусть себе школа живет и здравствует. Беда в том, что учеников в деревне с каждым годом становится все меньше и меньше. С 250 число школьников сократилось за последние годы до 39! И это при том, что само здание рассчитано на сто пятьдесят человек. Причина неукомплектованности этой девятилетки такая же, как у всех подобных школ - молодежь из деревень бежит, рожать некому, а значит, и учить тоже некого.
Накануне нового учебного года в Бобровку приехало районное начальство и всех предупредило о том, что в деревне останется всего два начальных класса, старшеклассники будут ездить на автобусе в соседнее село. Жители Бобровки заволновались, даже сход общедеревенский провели, на котором решили родную школу в обиду не давать. Шутка ли! Ведь в здании школы еще и мини-детский сад работает! Правда, всего одна группа из восьми дошколят, но для деревни, где живет почти двести с половиной человек, школьный садик - просто подарок судьбы. Деревенские ясли в Бобровке давно закрыли, а детей ведь без присмотра не оставишь. Районные чиновники вопрос о закрытии Бобровской школы на время отложили, и, как рассказывают местные учителя, пошли другим путем – начали финансирование девятилетки урезать.
"У нас средняя зарплата сегодня три тысячи рублей, про различные надбавки в районо просто забыли. А у нас ведь работает всего шесть педагогов, то есть каждый берет по несколько ставок. В общем, если по справедливости, то мы должны получать в три раза больше, - говорит заведущая Бобровской школы Галина Нечкина, - Все делается для того, чтобы учителя из школы ушли. И некоторые из моих коллег уже об этом думают".
У школьников Бобровки - свои поводы для беспокойства. К родной школе большинство привыкло как к дому, а потому учиться в другой не хочет. А многим из ребят просто не по карману ездить каждый день на автобусе в соседнее село. К тому же обеды в Бобровской школе почти бесплатные. У школы – свой большой приусадебный участок, на котором по возможности выращивают все овощи. Здесь обед из трех блюд одному ученику обходится всего /!!!/ в четыре рубля.
И вот вопрос – так быть или не быть бобровской школе и еще почти сорока пяти тысячам подобных ей – именно столько сегодня в России насчитывается сельских школ? И что же это за политика такая по реструктуризации сельских учебных заведений, которая под корень изводит очаги образования в росийских селах?
Оказывается, и, это подтверждает министр образования РФ Владимир Филиппов, в нашей стране сегодня две трети школ - сельские. Это 69,8% от количества всех школ России. А учатся в них только 30,6% российских школьников /5,9 миллиона человек/. На селе работают 685 тысяч учителей /40,7% численности российских педагогов/. Динамика изменения всех этих цифр за последнее время свидетельствует о постоянном их сокращении /численность сельских школ сократилась с 46,1 тысячи в 1991 году до 44,6 в 2002, школьников - с 6,3 миллиона до 5,9, а учителей - с 695,4 тысячи до 685,4/.
За 10 лет было закрыто 2,5 тысячи школ. По мнению министра, проблем у сельских школ много - устаревшая материально-техническая база, слабое кадровое обеспечение, недостаточное финансирование, отсутствие или недостаточное развитие современных коммуникаций и транспортных средств, недостаточно высокое качество образования. Сельские дети, как считает Филиппов, имеют изначально неравные возможности в получении образования. Это и послужило поводом для того, чтобы выпустить концепцию о реструктуризации сельских школ.
Суть реструктуризации проста. Малокомплектные сельские школы закрываются, создаются более крупные в больших селах. Организуется подвоз детей на автобусах из одних сел в другие. Переучиваются учителя, потерявшие работу. При укрупненных школах появляются ресурсные центры, оснащенные компьютерной техникой, на их базе проводится повышение квалификации учителей. В общем, даешь оптимизацию расходования финансовых средств!
Насколько все это реально для нашей страны сегодня, сказать сложно. В среде педагогов говорят, что если бы в Министерстве образования посчитали, сколько автобусов понадобится для удовлетворения нужд сельских школ еще без реструктуризации, а хотя бы для того, чтобы обеспечить сегодняшний подвоз детей, то оказалось бы, что количество необходимых средств совпало с годовым бюджетом образования всей страны. Кроме того, всем ясно, что содержать и обслуживать школьные автобусы в далеких сибирских и уральских селах, где расстояние от одной деревни до другой исчисляется десятками, а то и сотнями километров, весьма и весьма накладно. Не говоря уже о детском здоровье, когда в 30-градусный мороз поездка на автобусе просто может быть небезопасной. А что касается Интернета, то в его пришествие на село, сегодня вообще мало, кто верит.
Кроме этого, пугает учителей и родителей то, что без чиновничьих перегибов реструктуризация на селе не обойдется. Только на верху дадут отмашку - закрывай сельские школы! И под реформу попадут и вполне укомплектованные школы деревень. Как известно, судьбоносные решения в нашей стране чаще всего принимаются малой группой чиновников, порой даже инициатива закрытия школ исходит не от работников системы образования. А уж обосновать любую схему реструктуризации, если при этом будет доказана хотя бы ее минимальная экономическая выгода, для ретивых администраторов не вопрос.
И последнее. Что будет с деревнями, в которых закроются школы, предсказать несложно. Села, в которых остались одни старики, в народе называют мертвыми… Жить в России нужно в больших городах, так и работодателям удобней и расходов у госказны меньше. Только будет ли это Россия?
Бобровка - Екатеринбург