13 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Болтики и шестеренки муниципальной реформы

Казавшаяся еще недавно некой абстракцией муниципальная реформа мало-помалу приобретает вполне реальные очертания: сегодня уже понятно, что речь идет не просто о перекраивании территорий - все гораздо серьезнее. От результатов реализации реформы напрямую зависит, в каких домах мы будем жить, по каким улицам ходить, какое будем получать образование и лечение, будет ли в наших квартирах свет и тепло. Для того, чтобы весь этот огромный механизм муниципальной жизни не дал сбой, в оставшиеся полгода предстоит проделать колоссальнейшую работу. Конечно, многое из того, что было запланировано, уже сделано. Однако осталась масса нерешенных вопросов. Особую тревогу у муниципалов по-прежнему вызывают формирование местных бюджетов, подготовка кадров для работы на местах, разграничение собственности. Понятно, что такие вопросы, как строительство новой водяной скважины или ремонт дорог, можно и должно решать на местах, но ведь речь идет и о более серьезных задачах: строительстве жилья, социальной поддержке граждан. Удастся ли выработать алгоритм их решения в столь короткие сроки? Во многом это зависит от того, насколько слаженно будут действовать в этом направлении представители всех уровней власти: начиная от федералов и заканчивая главами муниципалитетов.

                                                 *  *  *

Обо всем  этом и шла речь на совещании в уральском полпредстве с участием представителей всех территорий УрФО и Минрегионразвития. Открывая совещание, уральский полпред Петр Латышев отметил, что полпредство осуществляет постоянный мониторинг деятельности органов госвласти по подготовке к реализации 131 ФЗ. Результаты этой деятельности таковы: в округе установлены границы всех 1350 муниципальных образований (МО), принято 40 законодательных актов, направленных на реализацию реформы, из необходимых 99. Ведется работа по формированию органов местного самоуправления вновь образованных МО. Уже состоялись выборы глав 51 муниципалитета, избрано 49% депутатов представительных органов.

Начальник отдела развития и поддержки местного самоуправления Минрегионразвития Елена Кодина заключила, что, по сути, завершен первый этап реформы, направленный на территориальное переустройство муниципальных образований и формирование их Уставов. Отметим, что в результате переустройства муниципалитеты поделены на городские округа, муниципальные районы, городские и сельские поселения. Формально новая схема территориального деления не слишком разительно отличается от прежней. Разница в статусе МО и наличии у них тех или иных полномочий.

Со слов Елены Кодиной, УрФО на фоне других регионов выглядит очень даже неплохо. "К представителям УрФО в части реформирования местного самоуправления претензий со стороны министерства нет. Мы даже готовы рекламировать округ как некий, если не эталон, то, как некий оптимальный регион по уровню проведения реформы", - заявила она в интервью Накануне.RU

В то же время, представитель Минрегионразвития подчеркнула, что министерство не может не видеть тех проблем, которые препятствуют эффективной обкатке муниципальной реформы на местах. Это и проблема наполняемости местных бюджетов, и проблема разграничения имущества, и проблема подготовки муниципальных кадров. По предварительным подсчетам, к 2006 году необходимо обучить 120-160 тысяч специалистов. Главная загвоздка - где найти деньги на их обучение. Что касаемо наполняемости бюджетов, то, по словам Елены Кодиной, до 1 июля Минфин должен представить пакет документов, призванный помочь территориям в формировании местных бюджетов. Вопрос в том, гарантирует ли этот пакет документов приток реальных денежных средств в муниципальную казну.

Региональные власти и муниципалов, как выяснилось, волнуют те же проблемы. Более-менее уверенно в свете грядущей реализации реформы выглядит, пожалуй, только Тюменская область. Как рассказал вице-губернатор Тюменской области Сергей Сметанюк, к началу 2006 года область будет готова запустить в работу весь механизм. В области сформировано 269 поселений, почти во всех из них избраны органы местного самоуправления. На сентябрьском заседании облдумы будут рассмотрены законопроекты, регулирующие имущественные и кадровые вопросы. Кроме этого, область выделила 9,5 млн рублей на завершение работ по кадастровой оценке земли, практически завершена работа по передаче муниципалитетам объектов ЖКХ, здравоохранения, образования.

"Есть некоторые проблемы, связанные с формированием бюджета области на 2006 год, однако все они решаемы, - отметил Сергей Сметанюк, - Уже проведены условные расчеты доходов и расходов бюджетов муниципальных образований. Мы рассчитываем, что в течение одного-двух лет слабые сельские поселения смогут подобрать себе кадры и передать часть своих полномочий на другой уровень, а сильные, напротив, смогут самостоятельно их реализовывать".

Поясним, чтобы было понятно. В законе четко расписано, какие полномочия отводятся поселению, а какие муниципальному району или городскому округу. Ну, например. Власти поселения снабжают его население электричеством, теплом и водой. Также они обязаны ремонтировать дороги, содержать транспорт и т.п. Однако по договоренности с властями муниципального района, куда входит поселение, оно может передать часть своих полномочий району. Не за просто так, конечно. А за счет определенных субвенций в бюджет.     

Но вернемся к УрФО. Со слов заместителя губернатора Челябинской области Николая Рязанова, ход подготовки к реализации реформы в области тоже позволяет сделать вывод, что особых оснований для тревог и волнений нет. В то же время, Николай Рязанов отметил, что этот закон будет посложнее пресловутого 122 ФЗ, так как требует больше усилий и касается всех без исключения жителей России.

"Мы не намерены что-то сразу революционно перестраивать. За основу мы намерены взять систему делегирования полномочий от слабых МО к более сильным, чтобы население не ощутило на себе никаких перемен. В первую очередь это касается функций жизнеобеспечения", - подчеркнул Рязанов. Он также отметил, что на Южном Урале уже есть опыт делегирования полномочий. Область взяла на себя подготовку работников ЗАГСов, а муниципальные образования - организацию работы ЗАГСов на местах.   

Говоря о проблемах, Рязанов отметил, что процедуру формирования муниципальных бюджетов существенно осложняет невозможность оценки налогового потенциала того или иного МО. Согласно закону, основными доходами местных бюджетов станут налоги, в том числе налог на добавленную стоимость. Чтобы оценить потенциальные доходы бюджета, необходимо знать суммы регулярных налоговых платежей. Кроме того, жители небольших населенных пунктов зачастую работают вне их. По мнению муниципалов, уплата налогов должна производиться по месту жительства, а не по месту работы. Иначе, многие местные бюджеты рискуют остаться наполовину опустошенными.  

Начальник Управления по вопросам местного самоуправления ХМАО Алексей Крылов, в свою очередь, заметил, что реализация реформы запланирована на середину зимы, поэтому вопрос обеспечения территорий теплом и сохранения жизнеспособности удаленных поселений совсем не праздный. А для северных территорий в особенности. Отметим, что в ХМАО вновь сформированы 83 МО.  

Кроме этого, Алексей Крылов предложил временно отменить взимание пошлин за перерегистрацию имущества. "Часть имущества досталась муниципалитетам от разных ведомств, но правоустанавливающие документы на него зачастую отсутствуют. Процедура перерегистрации довольно дорогая. В одном только Октябрьском районе ХМАО на перерегистрацию имущества понадобились десятки млн бюджетных средств". Если для небедного ХМАО это проблема, то, что уж говорить о небогатой Курганской области.  

Для Курганской области, наряду с этой и другими проблемами, о которых говорили представители соседних территорий, особенно остро стоит проблема подготовки кадров. Для нормального функционирования выстраиваемой муниципальной системы необходимо обучить около четырех тысяч муниципальных служащих. "Только 42% из них имеют высшее образование, а 92% - никогда не работали в муниципальной сфере, - заявил заместитель губернатора Зауралья Александр Мазеин, - Перед нами стоит задача - в выездном режиме осуществить подготовку и переподготовку кадров".

Представитель Курганской области заострил внимание на том, что важно и нужно решать эти проблемы вкупе с другими, только на первый взгляд кажущимися далекими от муниципальной реформы. "Реализация 131 ФЗ невозможна без разработки Генерального плана развития села или проработки вопросов, связанных с новым жилищным законодательством", - подчеркнул Александр Мазеин. Также он высказал предложение, чтобы полпредство выступило в роли координатора поездки представителей уральских регионов в Новосибирск, где работа по формированию местных бюджетов идет полным ходом. Петр Латышев, кстати, сразу же выразил готовность рассмотреть это предложение.

Свои предложения Минрегионразвития и Полномочному представителю Президента РФ в УрФО высказал и руководитель аппарата правительства Свердловской области Сергей Шимановский. Они касаются, в том числе, внесения корректировок в закон. Так, по словам Шимановского, в перечне вопросов местного значения отсутствует вопрос работы с молодежью, соответственно, деньги на эти цели муниципальные образования получать не будут. Не получится ли так, что этот вопрос вообще провиснет?  

Самих муниципалов, пожалуй, было еще интереснее послушать. Ведь именно они являются главным звеном в цепочке муниципальных преобразований и одновременно самым уязвимым. Если что-то пойдет не так, кому жители перво-наперво предъявят свои претензии? Не региональным властям и уж точно не Минрегионразвития.

Так вот, по словам главы Бродокалмакского сельского поселения, что в Челябинской области, Михаила Дегтярева, основные опасения, как водится, связаны с недостатком финансовых средств. "По закону, поселению вменяется организация уличного освещения. При этом того годового лимита денежных средств, который был выделен, хватило на четыре месяца", - пожаловался Михаил Дегтярев.

Вместе с тем, муниципалы отмечают и положительные стороны реализации реформы. "У нас появится возможность перераспределения средств. Что это значит. Формируется бюджет муниципального района, и каждое муниципальное образование в его составе тоже формирует свой бюджет. Если в одной территории средств больше, в другой меньше – мы сможем перераспределять их при помощи созданного Фонда финансовой поддержки района. Аналогичный Фонд будет создан и в Свердловской области", - рассказал в интервью Накануне.RU глава МО "Нижнесергинское" Андрей Язьков. Правда, отметил Язьков, непонятно, как управлять из Михайловска Домом Культуры в деревне Рябиновка, что за 40 км.  

Вообщем, вопросов, касающихся реализации реформы органов местного самоуправления, пока больше, чем ответов. Обнадеживает то, что Минрегионразвития большую часть из них включило в план работы на оставшееся время. При министерстве создан оперативный штаб, куда, со слов Елены Кодиной, регулярно поступает информация о том, что сделано и что еще предстоит сделать, а также сведения о тех проблемах, с которыми сталкиваются регионы.

Еще один вопрос, который Накануне.RU не могло не задать представителю министерства, - какова конечная цель этой реформы, что она даст каждому конкретному человеку - мне, моему трехлетнему сыну, моей престарелой бабушке. Каков же был ответ? "Если рассуждать с позиций интересов населения, то реформа, конечно же, направлена не на переустройство власти ради переустройства, а на то, чтобы обеспечить более эффективное предоставление социальных услуг гражданам. Вся реформа была выстроена таким образом, чтобы наиболее удачно обеспечить предоставление этих услуг каждому из нас с вами", - сказала Елена Кодина.   

Если перевести казенные формулировки на разговорный язык, то конечная цель реформы выглядит довольно привлекательно, согласитесь. Сейчас все зависит от того, насколько новый механизм муниципальной жизни будет готов к повороту ключа, приводящего его в действие. Если вовремя не будут смазаны все шестеренки и закручены все болты, мы рискуем, как минимум, повторить негативный опыт монетизации льгот. А так хочется этого избежать...


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС