Борис Антонюк: В течение ближайших двух лет мы полностью перейдем на десятизначную нумерацию
В Екатеринбурге продолжается масштабная выставка "Инфоком-2005". Это такой ежегодный всероссийский смотр связистов. А в Екатеринбурге уже традиционно проходит такой же смотр в рамках Уральского федерального округа. Съезжаются не только связисты, но и властные персоны. Что вполне объяснимо. Связь - отрасль актуальная для каждого - от самого высокого чиновника до жителя российской таежной глубинки. Нынче уральскую часть "Инфоком-2005" посетил заместитель Министра информационных технологий и связи РФ Борис Антонюк. Естественно, СМИ использовали нечастую возможность узнать у него про будущее российской информатизации. Накануне в эфире телекомпании "Ермак" вышло эксклюзивное интервью с Борисом Антонюком. Печатную версию этого интервью мы и предлагаем нашим читателям.
Вопрос: Ваши впечатления от уральской части выставки "Инфоком-2005"?
Борис Антонюк: Я был приятно удивлен тем, что в Екатеринбурге более ста участников на выставке. Причем это одна шестая всероссийской выставки, потому что она одновременно проходит и в Москве, и в Екатеринбурге, и в Иркутске, и в Нижнем Новгороде, и в Санкт- Петербурге, и в Ростове-на-Дону. Здесь главное не демонстрация связи в виде организации мостов между выставками, между их площадками. Наверное, самое главное - демонстрация тех разработок по новым услугам, которые предлагают операторы местных сетей связи и местных информационных систем. Это и есть самая главная отличительная характеристика выставки "Инфоком 21 век". Разработка и демонстрация услуг для населения, для государства и бизнеса. Впервые в этом году мы позицинировали выставку именно как состоящую из этих трех компонент.
Вопрос: Расскажите более подробно о так называемом плане или переходе к перспективному плану нумерации. Что это такое? И что это даст абонентам?
Борис Антонюк: Это не инициатива Министерства информационных технологий. Это требование международного Союза электросвязи, который занимается распределением нумерации во всем мире. Нашей стране присвоен международный код 7. Министерство распределяет коды доступа между всеми субъектами РФ. В Москве, например, был известный код 095. Все к нему привыкли. Но во всем мире 0 используется на выход на межгород и 00 на международную связь. Россия на сегодняшний день тоже приняла решение о переходе на эту систему нумерации. Для этого необходимо было освободить 0 в тех кодах доступа, где он существовал. Это касается не только Москвы, а еще 21 субъекта федерации. Сегодня 0 заменяется на 4. Код Москвы теперь будет 495. Причем где- то три месяца будут работать параллельные выходы, чтобы народ успел привыкнуть. Тем самым мы как бы экономим ресурс связи, для того, чтобы больше номеров было доступно для абонентов. Заодно могу сказать, что, например, в Москве ресурс старого 095 уже исчерпан. Но мы в прошлом году ввели новый дополнительный ресурс, 499. В Москве теперь два кода.
Вопрос: В Екатеринбурге и Челябинске, кстати, не так давно тоже поменялись коды и телефонная нумерация стала семизначной. Получается, что дефицит телефонных номеров становится повсеместным?
Борис Антонюк: На самом деле не исчерпан лимит, просто когда сеть в Свердловской области насчитывала всего 100 тысяч абонентов, не было смысла вводить семизначную нумерацию. И еще были ограничения по технике. Она не позволяла использовать весь ресурс нумерации. В течение ближайших двух лет мы полностью перейдем на десятизначную нумерацию. То есть это код региона + семизначный номер. У любого абонента, неважно в каком городе, будет семизначный номер.
Вопрос: И еще об одном новшестве, которое уже озвучивалось Минсвязи - о едином номере экстренных служб. Когда это возможно и в Уральском округе в том числе?
Борис Антонюк: Этот единый номер пока нигде не действует. Мы планируем его ввести с 2008 года. Это будет код 112. Единый для всех служб. Это по примеру 911 в Америке. Это значит, что в эту единую службу будут включены и пожарная, и милиция, скорая помощь, антитеррор - все что есть, заканчивая коммунальными службами.
Вопрос: С 2008 года он будет вводиться пока только в качестве эксперимента?
Борис Антонюк: Пробный вариант, наверное, будет. Для того, чтобы отработать технологию. Мы планируем это запустить в 2007 году. Но на самом деле все службы, которые сегодня существуют, будут объединены в единую, к этому нужно привыкать. Почему весь мир перешел на один номер? Ведь в стрессовых ситуациях человек забывает номер, который ему нужен. У меня у самого в жизни была ситуация, когда я забыл номер 02. Все вспоминал, как позвонить в милицию? 01, 02, 03? А будет один номер - тогда важно позвонить, а дальше уже дело диспетчера.
Вопрос: Как Вы оцениваете работу "Уралсвязьинформа" за последний год? Тем более, что сейчас в "Уралсвязьинформе" уже новый глава.
Борис Антонюк: Это относительно новый начальник, поскольку он работал в "Уралсвязьинформе", но только возглавлял челябинский филиал. Я думаю, что это одна из наиболее динамично развивающихся компаний, региональных компаний, входящих в структуру "Связьинвеста". Действительно, сегодня компания завершает строительство оптоволоконной сети в Уральском округе. И одна из первых компаний, которая уже реально начинает предоставлять услуги нового поколения.
Вопрос: Каково место на рынке коммуникаций частных операторов?
Борис Антонюк: На территории УрФО функционирует порядка 300 операторов. Хотя доминирующее положение, конечно, у "Уралсвязьинформа". Сегодня по новому закону связи монополист "Уралсвязьинформ" не имеет права отказать в присоединении ни одному оператору. При старом законе о связи не было норматива в вопросах присоединения, и часто операторы годами стояли в очереди. Сегодня в течение 60 дней оператор обязан присоединить компанию. И любая задержка по присоединению может быть для него чревата.
Вопрос: Скажется ли как-то приватизация "Связьинвеста" на его "дочках"?
Борис Антонюк: Когда мы говорим о приватизации "Связьинвеста", мы говорим об изменении владельца пакета акций управляющей компании. Есть законы рынка, и если я, инвестор, вложил деньги в управляющую компанию, купил ее акции, я ее покупаю с одной целью - чтобы они мне принесли доход.
Вопрос: И можно это сделать за счет повышения абонентской платы...
Борис Антонюк: Можно повысить абонентскую плату, но на сегодняшний день ее повышение во многих регионах привело к тому, что граждане стали покупать сотовые. Во многих регионах сотовый обходится дешевле абонентской платы.
Вопрос: Как обстоит ситуация с так называемой переносимостью номера мобильного оператора?
Борис Антонюк: Это тенденция мировая. Хотя количество абонентов, переходящих от одного оператора с сохранением номера, на самом деле в мире невелико. Мы сегодня обсуждаем эту возможность, чтобы дать гражданам право сохранения номера при переходе к другому оператору. Есть несколько юридических вопросов, которые нужно разрешить.
Вопрос: Не так давно обсуждался бурно и вопрос о введении бесплатных входящих телефонных звонков и наоборот – введение платы за исходящие звонки со стационарных телефонов на сотовые. Есть ли уже какие-то решения?
Борис Антонюк: Законом о связи такая функция не предусмотрена, хотя в Госдуме сегодня находится законопроект по запрету оплаты входящих телефонных звонков на сотовые. Поэтому как Госдума решит, так и будет.
Вопрос: А Вам, как связисту, какое решение ближе?
Борис Антонюк: Я за то, чтобы урегулирование взаимоотношений клиента и оператора было доступным и понятным. И, если это звонок с одной сети на другую, за это не обязательно должен платить абонент. Он платит за свой звонок. Дальше идут взаимоотношения операторов, вот они должны договориться о системе пропуска этих звонков так, чтобы абонент от этого не страдал.
Вопрос: Несколько слов о ситуации с интернетизацией и телефонизацией отдаленных населенных пунктов. Что делают связисты, чтобы на карте России уже не осталось таких белых пятен в смысле связи?
Борис Антонюк: Если брать весь Уральский федеральный округ, то здесь около 3,5 тысяч не телефонизированных поселений. В Законе о связи предусмотрена такая функция как "универсальное обслуживание": установка минимум одного таксофона в каждом поселении. Это будет сделано на конкурсной основе. Операторы вкладывают собственные средства в строительство такой инфраструктуры, государство гарантирует оплату убыточности этих услуг для операторов. То есть, это выгодно как для операторов, так и для граждан. Более того, мы записали, что такой таксофон будет иметь свой номер, на него можно будет позвонить, с него можно будет позвонить в любую точку мира. И обратно. Это уже не планы. Мы планируем до 2009 года зателефонизировать 45 тысяч не телефонизированных поселений в стране. Первый конкурс уже объявлен в Хабаровском крае, и буквально на днях будет подводиться итог. Соответственно, в следующем году в Хабаровском крае появится такая услуга.
Вопрос: А в Уральском федеральном округе когда пройдет подобный конкурс?
Борис Антонюк: Мы на выставке собрали данные от всех губернаторов. Кстати они состоят в конкурсной комиссии, и они определяют, где эти таксофоны надо устанавливать. Это первая услуга. Вторая: в каждом поселении должен быть один центр коллективного доступа к интернету. Вот в Хабаровском крае мы реализуем обе эти услуги сразу. То же самое ждет и УрФО. Я думаю, что к лету следующего года мы все это решим.
Редакция благодарит телекомпанию "Ермак" за предоставленные материалы