Борис Кириллов: Есть все предпосылки для повышения качества жизни в УрФО
Принято считать, что 1 сентября – это не только день знаний, но и начало нового политического сезона, как в стране, так и в регионах. Политическая жизнь в УрФО в предстоящем новом году будет весьма насыщенной. Осенью и зимой в округе пройдет ряд крупных избирательных компаний. В Челябинской области будут выбирать законодательное собрание, в Свердловской области, ХМАО, ЯНАО пройдут выборы глав муниципальных образований, причем уже по новой уже схеме, предложенной ФЗ №131. Еще одно новшество - у главных федеральных инспекторов в округе появится дополнительная нагрузка в работе - взаимодействие с главным контрольным управлением Президента России. Зачем федеральным инспекторам дополнительная контрольная функция? Каковы итоги прошедшего накануне в Казани Госсовета и какова вероятность того, что следующее заседание этого органа пройдет в Ханты – Мансийске? На эти и другие вопросы в эфире телекомпании "Ермак" ответил помощник полномочного представителя Президента в УрФО Борис Кириллов. Печатную версию этого интервью мы предлагаем нашим читателям.
Вопрос: Накануне первого сентября все мы отмечали не только День знаний, но и годовщину Бесланской трагедии. В УрФО ряд гражданских институтов и ряд общественных организаций выступили с обращением к общественности с просьбой не остаться в стороне. И 3 сентября, в День солидарности борьбы с терроризмом во всех регионах УрФО прошли траурные мероприятия. Как власть отнеслась к подобным инициативам?
Борис Кириллов: По большому счету это инициатива общероссийская. То есть не только уральские общественные организации, но и организации других регионов нашей страны выступили с таким обращением. Было такое единодушное мнение, что необходимо нам всем вспомнить о том, что было. Необходимо нам понять, как нам двигаться дальше и что сделать, чтобы такие события, как захват школы с детьми, никогда больше не повторялись. В большинстве регионов в 13:05 по московскому времени прошла минута молчания, а вечером, уже когда начались сумерки, в крупных городах состоялись траурные шествия со свечами. Полпред Петр Латышев полностью эту инициативу поддержал. Вспомнить, что было год назад в Беслане, я считаю, это наша святая обязанность.
Вопрос: А какие конкретно общественные организации приняли активное участие в мероприятиях?
Борис Кириллов: Самые разные: это и афганские организации, и чеченские. То есть те, кто воевал в Чечне. Это профсоюзные организации, СМИ.
Вопрос: Первое сентября - это начало нового политического сезона. Какие основные политические события ожидаются в УрФО?
Борис Кириллов: Мы не ожидаем сколько-нибудь серьезного обострения общественной, политической ситуации, несмотря на попытки отдельных лиц и отдельных представителей оппозиции, которые говорят о том, что, якобы, люди готовы выйти на улицу, что очередная волна протестов ожидается в ближайшее время. Ни ряд социологических опросов, ни реальное экономическое положение в регионах УрФО, как в России в целом, об этом не свидетельствует. Безусловно, ряд акций оппозиции и представители, скажем так, поддерживающие органы власти, проводят. Но все проводится вполне в пределах разумного. Поэтому, я думаю, что драматизировать не стоит. Я бы обратил больше внимания на параллельные процессы. На процесс, связанный формирования общественной палаты, на процесс, связанный с выборами во все органы власти. Напомню, что в УрФО осенью и зимой пройдет целый ряд крупных избирательных кампаний. В Челябинской области будут выбирать законодательное собрание, в Свердловской области, ХМАО, ЯНАО пройдут выборы глав муниципальных образований, причем по совершенно новой уже схеме: по схеме, предложенной 131-ым законом.
Вопрос: То есть выборы пройдут в уже вновь образованных муниципальных образованиях?
Борис Кириллов: Да, все это проводится в рамках муниципальной реформы. Я бы отметил, что эти выборы и процессы формирования общественных палат достаточно последовательны, о чем также говорит Президент РФ. Он не устает говорить, что реформа местного самоуправления и общественная палата - это звенья в цепи, которые направлены на повышение ответственности власти перед обществом. В реформе местного самоуправления некоторые видят лишь увеличение числа чиновников. В определенном смысле, действительно, число увеличится, но главная задача - повысить качество. Дело в том, что, чем ближе власть к народу, тем больше каждый конкретный человек может эту власть проконтролировать. Поэтому даже небольшое поселение муниципальных образований, где появляется своя власть, свой глава, свой маленький представительный орган, получает определенные дополнительные возможности. Кстати, подкрепленные финансовыми средствами.
Вопрос: Вы - сторонник того, чтобы муниципальная реформа заработала с начала 2006-го года, как планировалось, или все-таки перенести на три года?
Борис Кириллов: Я могу на этот вопрос четко ответить. Полпред Петр Латышев еще в июле поставил задачу проанализировать готовность субъектов федерации в УрФО к решению этой задачи. Сегодня можно четко сказать, что все шесть субъектов федерации УрФО с первого января 2006-го года вступят в работу в новых условиях. Некоторые проблемы есть, но они решаются. Проблем, по большому счету, две. Это проблема подготовки кадров. Действительно, на селе довольно трудно найти сразу несколько квалифицированных специалистов в бухгалтерии и так далее. И вторая проблема - это, конечно, завершение процедур разграничения полномочий и совместного финансирования.
Вопрос: В СМИ появилась информация о расширении полномочий главных федеральных инспекторов в регионе. О чем идет речь, о каких именно полномочиях?
Борис Кириллов: Речь идет не о расширении, а об уточнении полномочий главных федеральных инспекторов в текущей, так сказать, в исторической перспективе. Я напомню, что главный федеральный инспектор - это должностное лицо, входящее в состав аппарата полпреда или назначаемый представитель полномочного представителя Президента РФ, осуществляющий деятельность в конкретном субъекте федерации: Свердловской области, Курганской области и так далее. До последнего времени задачей главных федеральных инспекторов была координация федеральных органов на территориях, обеспечение взаимодействия с органами исполнительной власти местного самоуправления, выполнение отдельных поручений полномочного представителя президента.
К функциям этим добавляется еще одна - контрольная. Будет оптимизированное взаимодействие главных федеральных инспекторов с главным контрольным управлением Президента России. В условиях начавшейся административной реформы, в условиях завершения процесса разграничения полномочий, в условиях, когда губернатор получает дополнительные, как вы знаете, полномочия. Законопроект об этом подготовлен и в ближайшее время будет внесен в Государственную Думу. Федеральный центр оставляет за собой право обеспечить последовательный контроль за тем, что происходит на территориях. Это вполне логичные, объективные и эффективные процессы.
Вопрос: То есть новых функций все-таки не добавится?
Борис Кириллов: Добавляется нагрузка на главных федеральных инспекторов. Кроме всего прочего, они должны будут обеспечить эффективную контрольную деятельность на территории конкретного субъекта федерации.
Вопрос: Накануне прошло заседание Государственного Совета в Казани, на котором подводили итоги работы этого органа. Как Вы считаете, состоялся ли Совет как политический институт?
Борис Кириллов: Да, конечно, и об этом полпред Петр Латышев говорил постоянно. Государственный совет стал за последние годы реальной площадкой, на которой прорабатываются крупнейшие идеи. В первую очередь, это идея повышения прав субъектов федерации, укрепление федеративных отношений. Все то, о чем говорил Президент России, открывая Совет, и в заключительном слове, и то, что бы я отдельно особо отметил, говорил в своем выступлении губернатор ХМАО Александр Филипенко. Это очень показательно, что базовый доклад об итогах работы, о задачах в Госсовете, дал именно представитель нашего федерального округа. Наверное, это определенная оценка, в том числе, главы государства.
Вопрос: И несколько губернаторов УрФО получили благодарность от Владимира Путина…
Борис Кириллов: Да, четыре губернатора федерального округа - это губернаторы ЯНАО, ХМАО, Тюменской области и Челябинской области. Это также свидетельствует об очень серьезных подвижках, серьезных позитивных тенденциях, которые сегодня имеются. Государственный совет был и останется одним из ведущих креативных, если угодно, органов, площадкой для отработки важнейших государственных решений, которые затем становятся основой для разработки законодательной базы и для осуществления политики государственной базы.
Вопрос: Раньше Госсовет критиковали за то, что это только совещательный орган, что к губернаторам не будут прислушиваться.
Борис Кириллов: Очень простой пример. На Государственном совете, который прошел в Калининграде, обсуждался, ну, самый животрепещущий вопрос - наделение дополнительными полномочиями субъектов федераций. И после серьезного итогового обсуждения Президент РФ дал поручения доработать те предложения, которые были заранее подготовлены. В Казани эти предложения были уже обдуманы, и сегодня мы выходим на законодательное оформление процесса разграничения полномочий.
Вопрос: А насколько велика вероятность того, что ближайший Госсовет пройдет в Ханты-Мансийске? С такой инициативой выступил губернатор Югры Александр Филипенко.
Борис Кириллов: Я думаю, что полномочный представитель Президента РФ в УрФО будет способствовать принятию такого решения. Конечно, решение примет глава государства. Я думаю, что если такое решение будет принято, то ХМАО блестяще справится с этой задачей, и этот Госсовет, также как предыдущий, надолго войдет в историю госстроительства.
Вопрос: Вы побывали с рабочими поездками в ряде регионов УрФО. С чем связаны были ваши поездки? Каковы итоги?
Борис Кириллов: Как раз то, о чем мы с вами говорили только что. Мы по поручению полпреда изучали конкретную ситуацию накануне нового политического сезона. Посмотрели процесс и динамику развития события на Ямале, в Челябинской области, в Курганской области, и здесь, в муниципальных образованиях в Свердловской области. И мы констатируем достаточно высокий уровень стабильности в регионах. Эта оценка базируется на реальном анализе. В территориях ситуация находится под контролем. Более того, есть все предпосылки для существенного продвижения вперед и рывка в повышении качества жизни на территориях. Даже в Курганской области сегодня имеется целый комплекс предпосылок для того, чтобы область выходила на новый качественный уровень жизни.
Вопрос: То есть можно сделать вывод, что в УрФО все спокойно?
Борис Кириллов: В УрФО вполне позитивно осуществляются процессы. Я думаю, что мы все вместе будем способствовать этому в дальнейшем.
Редакция благодарит телекомпанию "Ермак" за предоставленные материалы