О той, которая все еще нас бережет. Как может.
Многие милицию не любят. Некоторые по привычке: да все они… Такое мне приходилось выслушивать часто, включая близких друзей, особенно в то время, когда я сам служил сержантом милиции. И потому, исходя из собственного опыта, могу заявить: подавляющее большинство сержантского и младшего офицерского состава МВД – люди порядочные, честные и нормальные. Не все, конечно, но - большинство… И еще в качестве убийственного аргумента всегда привожу следующий: возьмите обычный трамвай, где едут 30 человек, грубо говоря, - один взвод, нарядите их в милицейскую форму, дайте оружие и выпустите на улицы города. На улицах города немедленно начнется бардак и беспредел. Каждый день люди в милицейской форме делают незаметную, но очень важную и нужную для всех нас работу: охраняют общественный порядок. И у них не существует ни праздников, ни выходных. А вчера у них был официальный праздник – день милиции. В этот день начальник УВД Екатеринбурга Борис Тимниченко в рабочем порядке ответил на вопросы журналистов. Мы предоставляем вашему вниманию некоторые наиболее значимые моменты из этой пресс-конференции.
О кадрах
Сейчас некомплект в ГУВД Екатеринбурга составляет 8,2% от 4 800 человек. Полтора года назад милиция города насчитывала 5 300 сотрудников – итого сокращение составило за это время около 500 человек. Причем нагрузка увеличилась существенно и результаты тоже улучшились. В совокупности, по нагрузке и по количеству раскрытых преступлений милиция Екатеринбурга находится на одном из первых мест в стране, если не сказать, на первом.
Вопрос о кадрах – вопрос о зарплате
Практически в этом году серьезных проблем по выплате заработной платы не было. Остаются вопросы по материально-техническому оснащению, но они существовали и 15, и 20 лет назад, и всегда будут существовать, потому что технологии развиваются и техника, которой пользуются правоохранители, постоянно будет устаревать, это извечная тема. Что же касается заработной платы, то несколько лет назад были задержки на 3 месяца. Сейчас зарплата в подразделениях ГУВД Екатеринбурга выплачивается регулярно. Она, мягко говоря, не велика: сотрудник патрульно-постовой службы который только пришел, получает около 2,5 тысяч. Если он проработал лет пять, то получает 4-4,5 тысячи. У только что пришедшего офицера заработная плата 3,5-4 тысячи.
Вопрос: После изменения федерального законодательства исчезнут ли муниципальные надбавки, и не приведет ли это к дополнительному оттоку кадров?
Вопрос очень сложный. Пока с 1 января льгот сотрудникам милиции уже не будет, а вот информации о том, что будет увеличено денежное довольствие или заработная плата – нет. Если это произойдет в апреле или произойдет в июне, то вы понимаете… Получается в январе – забрали, а дают через три месяца, через полгода: чем больше будет этот отрезок, тем больше он повлияет на отток кадров. Что касаемо муниципальных надбавок: сейчас напрямую муниципальных надбавок нет. Сейчас надбавка осуществляется за счет областного бюджета. Правительство области своим постановлением доплачивает участковым уполномоченным и с 1 января будет доплачивать патрульно-постовой службе милиции порядка что-то до двух тысяч, чтобы там удержать сотрудников, которые на улицах сталкиваются с преступностью и работают непосредственно с гражданами нашего города. Ведь к следователю идет только пострадавший, а сотрудники патрульно-постовой службы сталкиваются со всеми, в том числе и с преступниками. Поэтому если произойдут какие-то изменения на законодательном уровне и надбавки "уйдут", то, конечно, будет отток кадров.
Вопрос: Примерно месяц назад от руководства МВД прозвучало предложение изъять у милиционеров ППС и участковых уполномоченных оружие – пистолеты Макарова и заменить их на – пистолетами это нельзя назвать, – так называемое "нелетальное" оружие, стреляющее резиновыми пулями. По Вашему мнению, это прибавит порядка на улицах Екатеринбурга?
Если государство доверило гражданину Власть, то у него должны быть все полномочия и все соответсвующие виды вооружения, которые есть. Я не думаю, что нужно будет забирать у сотрудника милиции боевое оружие. Начиная с 1947 года из гарнизона Екатеринбурга при исполнении служебных обязанностей погибло 30 сотрудников милиции, и только 5 из них погибло при выполнении служебных задач в Северо-Кавказском регионе, а 25 человек погибло именно при несении службы на улицах города. Вы знаете, что многие из преступлений, которые сейчас совершаются – очень дерзкие. Если, не дай бог, какая-то стычка происходит на улице, то она приводит, как правило, к серьезным последствиям, тяжелым травмам и так далее… И что такое резиновые пули или электрошок, если нужно, чтобы сотрудник милиции противостоял группе хулиганов из 3-4 человек? Такое оружие просто не сработает при групповом нападении. Огнестрельное оружие – сработает. Преступники поймут, что у милиционера в руках не игрушка, и если на него нападать, то он применит оружие на поражение. Поэтому я считаю, что ни в коем случае нельзя забирать табельное оружие у сотрудников милиции, которые несут службу на улицах наших городов.
О перспективе возрождения народных дружин
Самое главное, на мой взгляд, чтобы руководитель предприятия /а ведь каждый будущий дружинник – это сотрудник какого-либо предприятия/ понимал необходимость создания такой дружины. Необходимо также, чтобы и сами граждане понимали эту необходимость. Наконец, для этого необходимо, чтобы для дружинников законодательно были закреплены некие льготы. Только в этом случае мы сможем вернуться к старой практике свободного патрулирования улиц и оказания дружинами существенной помощи в охране правопорядка. Если не будет льгот, если отношение руководителей будет другим, то все это останется на бумаге, будет фикцией и существенной пользы не принесет. Милиция же готова выделять своих сотрудников в помощь добровольным дружинам для несения службы на улице.
О "самых криминогенных районах города"
Я постоянно отслеживаю ситуацию в городе и анализирую, какой вид преступлений превалирует в том или ином районе. Но я не буду называть, какой район у нас "самый криминогенный", потому что мы не должны "давить" на состояние жителей, которые, к примеру, проживают в этом районе, ну и, кроме того, на этом может быть "завязано" много экономики. Так, риэлтерские фирмы станут меньше продавать квартир, люди будут оттуда переезжать и т.д… Конечно, в том или ином районе есть составы преступлений, которые превалируют, это зависит от многих причин – какие предприятия там находятся, какие торговые центры, "спальный" это район или не "спальный". Но, ежемесячно анализируя состав преступлений, и то, где они совершаются, мы вырабатываем соответствующие меры для противодействия этому.
О скупщиках на Вайнера
Я не открою секрета, если скажу, что в последнее время мы очень много сил потратили на улицу Вайнера. Вы знаете, что там традиционное место скупки – я не буду говорить – краденого, потому что там скупаются не только похищенные вещи, но и вещи "не криминального" происхождения. В основном это золото, мобильные телефоны, панели от автомагнитол и так далее. В течении последних двух недель мы провели, если не крупномасштабную операцию, то во всяком случае – ряд комплексных мероприятий, где было задействовано большое количество сотрудников милиции. Мы задержали более 520 человек, изъяли более 500 мобильных телефонов, более полкилограмма золота. И, я могу прямо заявить, что все равно сейчас оттуда мы не уйдем, и в центре города скупки больше не будет. Конечно, я понимаю, что скупщики переместятся в другой район, и мы будем принимать соответствующие меры, но результаты очевидны – если недавно там не давали прохода до сотни скупщиков, то сейчас остались единицы. И мы продолжаем изымать скупленное, каждый день, соответственно, возбуждаем либо административные, либо уголовные дела.
О "разгуле" преступности и о мерах предосторожности
Сразу скажу, что никакого разгула преступности в Екатеринбурге нет. Есть рост, криминогенная обстановка в городе сложная, но она контролируема, хаоса в городе не наблюдается. Я понимаю, что граждане волнуются, особенно если средства массовой информации нагнетают напряженность. Конечно, у вас больше шансов попасть в криминогенную обстановку, если, к примеру, вы глубокой ночью будете возвращаться домой или будете при этом находиться в состоянии алкогольного опьянения. Все это провоцирует преступников, в том числе и на так называемые "сезонные" преступления. Еще не так давно у нас были распространены случаи "рывков" норковых шапок и беретов. Сейчас, если можно так сказать, это практически ушло из моды. То же самое можно сказать и о кражах колес с машин. Сейчас среди объектов грабежей доминируют сотовые телефоны: летом их зачастую носят на шее, зимой вечером держат в руке: доступ свободный. Поэтому, чтобы не стать жертвой преступления, не надо "вываливать" все свои ценности на шубу и идти разряженной как елка. Так вы только вызываете у кого-то желание снять с вас все эти "игрушки".
P.S.
Да, многие милицию не любят. Как не любят ту же власть, например. Ну кто, скажите мне, не обхает нынешнее правительство в застольной беседе тет-а-тет? Тем не менее, голосуют именно за него исправно и бесповоротно, потому как - стабильность, пока еще не до конца утерянная вера в светлое будущее детей и надежда на собственные силы. А институт милиции - один из основополагающих гарантов этой самой стабильности. Потому мы, если что не дай Бог, и бежим к ней, к заступнице... К сожалению, далеко не всегда она может помочь, и тогда все упреки - ей: не захотела!
Но милиция - это часть всех нас. И, поверьте на слово, - не самая худшая часть. Просто порой, даже когда она очень хочет помочь, ей по рукам /а иногда и по головам/ бъют бесжалостно и точно.
Вчера у российской милиции был праздник...