Cайты могут стать эмигрантами
Накануне 2 ноября члены комиссии Совета Федерации по информационной политике в присутствии министра информационных технологий и связи Леонида Реймана пытались определить судьбу российского Интернета. Надо ли законодательно регулировать деятельность его обитателей, сенаторы так и не решили. Однако представители «сетевой» общественности все же опасаются, что однажды окажутся под колпаком государства.
Впервые рабочая группа по разработке законодательства, регламентирующего деятельность провайдеров и пользователей в Интернете, собралась еще в середине июля. Комиссия Совета Федерации по информационной политике, которую уполномочили совместно с Министерством связи проработать возможные варианты регулирования российского сегмента Всемирной паутины, должна была определиться – нужен отдельный закон «Об Интернете» или нет. Часть ее членов утверждала, что таковой необходим, поскольку сеть превратилась в неподконтрольный государству информационный ресурс. Другие сенаторы уверяли, что отдельного документа, описывающего права и обязанности владельцев сетевых ресурсов, пока принимать не стоит. Напомним, что глава рабочей группы Евгений Елисеев заявил тогда "НИ": "Пытаться создать отдельный закон об Интернете все равно, что претендовать на создание закона о правовом регулировании Солнечной системы. Любому здравомыслящему человеку, представляющему, что такое Интернет, это очевидно". Впрочем, полностью отказаться от соблазна влиять на информационные источники в Сети сенаторы не сумели. Поэтому было принято соломоново решение отдельного закона не принимать, но вместе с тем прописать "некоторые" правовые нормы применительно к Интернету в готовящейся новой редакции закона "О СМИ".
Министр информационных технологий и связи России Леонид Рейман на вчерашнем заседании комиссии подтвердил это намерение, заявив: "Правовое регулирование в Сети Интернет должно осуществляться законом о СМИ". Он подчеркнул: "Регулированию подлежит не сама Сеть, а правовые аспекты взаимоотношений между поставщиками и потребителями информации. Надо в законе "О СМИ" отразить ответственность поставщиков информации – тех, кто делает информацию публичной путем размещения в Интернете, наклеивания листка на стену или каким-то другим способом". Каким образом чиновники Минсвязи рассчитывают прописать в законе нормы ответственности за "недостойное" поведение в Сети, министр не уточнил. "НИ" он свою позицию прокомментировал так: "Пользователи Сети должны соблюдать установленные законом требования и не ссылаться на специфику сегмента".
Впрочем, г-н Рейман согласен с тем, что Интернет – это такой же способ доставки информации массовому потребителю, как телевизор или проводное радио. "Если мы будем пытаться регулировать информационные технологии, мы никогда не решим проблему", – заметил он.
Несмотря на подобные умиротворяющие высказывания г-на Реймана, некоторые владельцы сайтов опасаются, что государство намерено взять их "под колпак". От имени сетевого сообщества своими соображениями по этому поводу поделился член комиссии, сенатор Дмитрий Бедняков. Он заявил "НИ": "Технические возможности Сети имеют глобальный характер, поэтому попытки законодательно ограничить права пользователей на получение информации приведут к тому, что сайты начнут эмигрировать и регистрироваться в другой стране". Сенатор привел пример Испании, где после введения ряда законодательных ограничений количество пользователей Интернета сократилось в 10 раз. А владельцы и администраторы сетевых ресурсов, по его словам, просто перерегистрировались в других странах и под другими "именами". "Если речь идет о частичном государственном запрете на связь, а Интернет также является средством связи, то уверяю вас, добиться этого невозможно, – заявил г-н Бедняков. – Как только начинаются разговоры об этом, можно быть уверенным – эффект будет прямо противоположным".
Между тем некоторые сенаторы уже отказались от идеи законодательного регулирования российского виртуального пространства. Вместо этого предложено разработать специальный Кодекс пользователей и провайдеров, который хотя бы на уровне морально-нравственных норм упорядочивал информационные потоки в Интернете. Правда, пока не совсем ясно, займутся ли их разработкой законодательные органы власти или сами сетевые провайдеры, ведя консультации с парламентом. Пока же по крайней мере в среде сенаторов разработкой Кодекса заниматься некому. Обещанное летом создание мини-групп по разработке законодательства в области Интернета так и не состоялось.
КАК РЕГУЛИРУЮТ ИНТЕРНЕТ
- Северная Корея. По неофициальным данным, Интернет доступен только самым высокопоставленным руководителям страны и спецслужбам. Еще для небольшого круга обладателей компьютеров действует внутренний северокорейский интранет.
- Куба. Разрешение на подключение к Интернету дается центральными органами власти страны только определенному кругу избранных.
- Китай. Интернет доступен миллионам китайцев, но далеко не в полном объеме. Специальные фильтры, установленные на узлах обмена китайского трафика с общемировой Сетью, отсекают от китайских пользователей тысячи сайтов, причем не только порнографического и прочего аморального содержания, но и признанные политически неверными. Например, китайцы не могут посетить сайты практически всех западных СМИ, университетов, правозащитных организаций и многие другие.
- Монархии Аравийского полуострова. Блокируют доступ своим пользователям Интернета к сайтам, чье содержание противоречит нормам ислама. Как правило, под запрет попадают сайты эротического содержания.
- Испания. Каждый испанский коммерческий сайт должен регистрироваться как магазин. Некоммерческим сайтам регистрация не нужна, однако их владельцы должны размещать на страницах свое имя, адрес и персональный идентификационный номер. Недавно принятый закон также требует от провайдеров блокировать доступ к зарубежным сайтам, если на них содержится информация, угрожающая национальной безопасности Испании.
- США. Специального закона об Интернете в США нет.
Деятельность в Сети регулируется законодательством, регламентирующим те или
иные сферы жизни общества или отрасли экономики. Любые попытки ограничить
свободу слова в Сети разбиваются о первую поправку к конституции,
гарантирующую свободу слова и печати. Даже принятый в 2001 году закон,
обязывающий устанавливать в государственных школах и библиотеках систему
интернет-фильтров, блокирующих доступ к запрещенной информации, был отменен
Верховным судом США. Единственный ограничительный закон о защите детей в
Интернете запрещает владельцам сайтов собирать информацию о детях моложе 13
лет без согласия родителей.
Новые Известия