Зацентрализованные тарифы
Сегодня и деревенские старушки знают, что такое инфляция. Конечно, они не знакомы с экономическими выкладками и теориями, зато всякому обывателю понятно, что при росте уровня инфляции и цены в магазинах непременно поползут вверх. В отличие от зарплат и пенсий. Чего только не предпринимало российское правительство, чтобы обуздать выбивающуюся из заданных рамок инфляцию. Пока ему это не удалось. И до конца года, наверное, уже не удастся. Новый закон, запрещающий регионам бесконтрольно повышать тарифы ЖКХ, который парламент примет к середине декабря, призван помочь государству справиться с инфляцией в 2006 году. Впрочем, эксперты считают, что государством движут отюдь не экономические мотивы. Но населению не мешало бы заранее запастись питьевой водой и обогревателями.
* * *
Сформировать предельный уровень тарифов на услуги ЖКХ к 15 декабря пообещал министр экономического развития Герман Греф. Документ призван не допустить в начале 2006 года резкого скачка жилищно-коммунальных тарифов, которые в нынешнем году в среднем по стране выросли на 30%. Согласно закону, устанавливать минимальные и максимальные тарифы будет Федеральная служба по тарифам (ФСТ), а регионы получат право выстраивать тарифный минимум-максимум в рамках заданного отрезка. По аналогии с расценками на электроэнергию и газ, которые регулируются ФСТ.
Регулируя тарифы на коммунальные услуги, государство намерено побороть инфляцию. В Минэкономразвития считают, что рост цен в сфере ЖКХ сыграл существенную роль в ускорении темпов инфляции, которая до сих пор проваливала все планы министерства. Только в этом году официальный прогноз инфляции пересматривался дважды. Накануне Герман Греф с той же уверенностью, с какой он говорил о прогнозируемых 8,5-10%, сообщил, что рост цен может составить 11-11,5% (в 2004 году -11,7%).
В правительстве рассчитывают, что Госдума примет необходимый законопроект в первом чтении уже в ноябре, а во втором и третьем чтениях - в декабре. Однако начальник пресс-центра ФСТ Нина Матусевич сообщила Накануне.RU, что сроки поставлены нереальные. "Тарифы требуют тщательной проработки, подсчета, необходимо учесть мнение регионов - все это требует времени. Мы полгода выверяем тарифы на электроэнергию и на тепло, еще полгода уходит на тарифное регулирование в регионах. Сформировать тарифы ЖКХ за два месяца можно только чудом".
К тому же, пока не разработана сама методика расчета тарифов на водоснабжение, уборку мусора и прочие услуги. Сейчас процесс регулирования тарифов как происходит: теплоснабжающая организация представляет свои расценки на будущий год в региональный тарифный орган, а РЭК или ЕТО просчитывают их экономическую обоснованность. Есть определенные нормативы. Если положено предприятию иметь слесаря четвертого разряда с таким-то окладом, то эти расходы включаются в тариф.
Однако даже в Госдуме признают, что в России отсутствует внятная методика расчета экономически обоснованных тарифов. "Предприятия обосновывают затраты: издержки плюс нормативная рентабельность, а вот ее точность под большим вопросом", - сказал "RBC daily" ведущий эксперт Института экономики города Эмин Аскеров. Поэтому, чтобы получить побольше прибыли, предприятиям выгодно завысить свои расходы. Что они, собственно, и делают.
Есть и второй регулятор - муниципалитет в лице разного рода ЖЭУ и ДЭЗов, которые с учетом расценок, утвержденных тарифным органом, формируют тарифы непосредственно для населения - иначе говоря, стоимость квадратного метра жилой площади. В компетенции муниципалитета находятся также отчисления на ремонт и содержание жилья.
Право формировать тарифы у РЭКов и ЖЭКов никто не отбирает, но задавать тон будет государство. Механизм, повторимся, пока не очень ясен (либо будет установлен предельный уровень тарифов, либо введен некий индекс), но планка роста тарифов будет ограничена годовым прогнозом инфляции, либо незначительно превосходить его.
* * *
Надо сказать, что некоторые регионы сами пытаются сдерживать тарифы, понимая, что население не в состоянии платить больше. В Тюменской области максимальная планка роста тарифов находится на уровне 10-11%, в ХМАО - 14,6% (конечно, не все такие - иначе как объяснить грефовскую статистику?). Однако компенсировать коммунальщикам все затраты регионалы, а тем паче муниципалы тоже не могут. Не исключено, считают эксперты, что госрегулирование приведет к росту задолженности местных бюджетов перед предприятиями ЖКХ, многие из которых и без того на ладан дышат.
Хотя вопрос убыточности ЖЭУ и ДЭЗов весьма спорный. "Никто толком не знает, рентабельна эта отрасль или нет. У нас 50% всех предприятий убыточны. Можно быть убыточным один год, два, ну три, но если предприятие убыточно четыре-пять лет, то, как же оно живет? Аналогичная ситуация с предприятиями ЖКХ, большинство из которых по отчетам убыточны", - рассуждает профессор института экономики УрО РАН Владимир Бочко.
В регионах, впрочем, считают, что в госрегулировании нет ничего плохого - даже наоборот. Однако есть два важных момента, которые до лжно и важно учитывать. Первый - дифференцированный подход необходим и на уровне региональном, и на уровне муниципальном - под одну гребенку всех стричь нельзя. "Возможно, если оценивать в среднем по региону, то вполне нормально, что максимум будет установлен на уровне инфляции, но надо же смотреть по отдельно взятым муниципалитетам, предприятиям – с учетом их затрат, количества потребителей, что мы сейчас и делаем", - говорит начальник отдела стандартов и нормативов департамента ЖКХ Тюменской области Ирина Редько .
И второе - цены на топливо, которые государство никоим образом не регулирует. В Тюменской области в годовой тариф на теплоэнергию цена на нефть заложена на уровне 4-5 тысяч рублей за тонну, а ее реальная стоимость поднялась уже до девяти тысяч рублей. По некоторым данным, цена на нефть в этом году выросла на 60%. А топливо в статье затрат составляет 70%.
Инициатива МЭРТа, безусловно, придется по душе жителям: в квартирные квиточки без содрогания и ужаса смотреть невозможно. Расходы населения на ЖКХ в среднем составляют до 20% (!) семейного бюджета. Каждый новый год преподносит очередной сюрприз - в плане роста тарифов. Да что там год - в Екатеринбурге, например, тарифы на услуги ЖКХ повышаются раз в полгода точно.
Правда, коммунальщики, лишившиеся возможности содрать с жильцов лишнюю копейку, на них же и будут экономить. " За топливо предприятия еще рассчитаются, зарплату худо-бедно платить будут, но сэкономят на ремонте. Год-два не поремонтируют, начнутся аварии, а на аварии денег всегда больше надо, чем на текущий ремонт. Или, скажем, положена по нормативам температура 18 градусов, будут нагревать до 16-17", - предполагает один из чиновников ЖКХ .
Однако и сейчас организованные походы в ЖЭКи по поводу отсутствия воды или тепла в квартирах не редкость. А уж вопрос "Куда уходят наши деньги?" пора поставить в один ряд с извечными русскими "Кто виноват?" и "Что делать?" Ни для кого не секрет, что часть коммунальных платежей оседает в чьих-то карманах. Может, если будем меньше платить, и воровать меньше будут - хотя бы потому, что массово оставить в разгар зимы дома без отопления, для самих коммунальщиков крайне рискованно.
Это, конечно, некий социальный аспект. Никакой экономической логики, как ни парадоксально, в действиях государства искать не стоит - ее просто нет. "Основной фактор роста цен - монополизированность ряда ключевых секторов экономики, резкое повышение цен на нефтепродукты, увеличение социальных расходов бюджета при отсутствии механизмов "связывания" доходов населения в долгосрочные инвестиции", - поясняет аналитик ИК "Финам" Ольга Беленькая.
Зато на поверхности логика другого свойства: в 2006 году в силу вступают несколько важных законов. Рост тарифов вкупе с переходом на 100% оплату коммунальных услуг может спровоцировать социальный взрыв, который государству, не впервые прибегающему к политике кнута и пряника, совсем некстати.
"Представление о том, что сдержать рост цен можно путем регулирования тарифов, – иллюзия, - утверждает научный руководитель ГУ-ВШУ Евгений Ясин, - Правительство предпочло заменить непростую и длительную работу одним простым решением, которое в лучшем случае на некоторое время сгладит остроту проблемы".
По его мнению, единственной альтернативой искусственному сдерживанию тарифов является полноценная реформа ЖКХ. Реформа структурная. Да, действительно, есть опасность, что госрегулирование тарифов отпугнет инвесторов, тогда как объем инвестиционных потребностей в ЖКХ зашкаливает за 80 млрд долларов. К тому же, не забывайте, что до 1 марта жильцы должны будут выбрать управляющую домом компанию . Большинство жильцов об этом слыхом не слыхивали, но речь не о том. Никакая УК не будет работать в невыгодных условиях.
И все же одними только высокими тарифами инвесторов не заманишь, потому что бесконечно повышать цены невозможно. Чтобы отрасль стала привлекательной, нужны улучшения структурные, повторюсь. К ним государство, к сожалению, до сих пор не готово.
"Из всех возможных вариантов выбираются всегда лишь те, которые не влекут за собой никаких политических рисков - независимо от того, являются ли выбранные меры решением проблемы и влекут за собой институциональные улучшения или, напротив, институциональные ловушки", - полагает Евгений Ясин.
Поэтому и переход на 100% оплату услуг ЖКХ, который ожидается в будущем году, всех проблем отрасли решить не в состоянии (тем паче, мы уже сейчас платим свыше 90%). Как бы не вбивали в головы населения маститые правительственные экономисты обратное.