Черная метка для российского атома
История под условным названием "Садовникова – под суд" выглядит как минимум странно. Генерального директора уникального государственно предприятия ПО "Маяк" Виталия Садовникова пытаются осудить за существование той проблемы, которую он громко и публично поднимал перед государственными чиновниками самого высокого уровня на протяжении всего своего руководства предприятием. За проблему, которая существует и хорошо известна уже несколько десятилетий. За проблему, на решение которой государство упорно не выделяет денег. Особо странными выглядят два момента – почему именно сейчас и почему прокуратура добивается преследования именно лично Садовникова, притом, что "указать на ошибки" можно было бы и многими другими, менее "персонифицированными" методами.
История вопроса уходит корнями в 40-50-е годы прошлого века, когда выстраивалась технологическая цепочка "Маяка". Одной из особенностей технологии была необходимость куда-то сбрасывать жидкие радиоактивные отходы. Сбрасывали тут же, себе "под бок" – в закрытую систему водоемов (Теченский каскад водоемов), отделенную от остальных водных "сосудов" и "артерий" дамбой длиной
В начале апреля 2005 года на "Маяке" начала работать следственно-оперативная группа работников прокуратуры и ФСБ, расследующая факты воздействия гидротехнических сооружений ПО "Маяк", в том числе Теченского каскада водоемов, на окружающую среду. В середине ноября дело дошло до суда. Прокуратура усмотрела в действиях Садовникова признаки преступления, предусмотренного статьей 246 (Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ) и частями 1, 2 статьи 247 (Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов) Уголовного кодекса Российской Федерации. Максимум, который грозит Виталию Садовникову в случае признания виновным - 5 лет лишения свободы либо штраф величиной в две годовые зарплаты и лишение права занимать определенные должности на протяжении нескольких лет.
Правда, суд еще не рассматривал дела по существу, он лишь лишил Садовникова "депутатской неприкосновенности" – директор "Маяка" является депутатом областного парламента и, соответственно, обладает особым правовым статусом. Для предъявления ему обвинения прокуратура должна была добиться от суда того, чтобы он усмотрел в действиях руководителя крупного атомного предприятия признаки состава преступления. Суд усмотрел. В том, что за прокуратурой дело не встанет и обвинение вскоре появится, не приходится сомневаться. Управление Генпрокуратуры РФ в УрФО очень последовательно и на редкость ревностно отнеслось к этому делу – созвало журналистов на отдельный, посвященный только "делу Садовникова" брифинг, что происходит чуть ли не впервые, открыто реагировало на высказывания губернатора Челябинской области и прессы по этому вопросы, уличая их в "умышленном передергивании фактов и давлении на суд".
Еще один маленький, но "говорящий" нюанс – в пресс-релизе отдела Генпрокуратуры РФ в УрФО, разосланном в пятницу 25 ноября говорится: "В течение последних лет, несмотря на наличие необходимых денежных средств, руководством предприятия не предпринималось элементарных мер по обеспечению безопасности эксплуатации Теченского каскада водоемов, в результате чего произошла утечка в бассейн реки Теча свыше 30 тыс. кубометров радиоактивных отходов". В понедельник 28 ноября тот же адресат рассылает новый пресс-релиз, где цифра, мягко говоря, конкретизируется: "В течение последних четырех лет, несмотря на наличие необходимых денежных средств, гендиректором предприятия В.Садовниковым не предпринималось элементарных мер по обеспечению безопасности эксплуатации Теченского каскада водоемов, в результате чего в бассейн реки Теча ежегодно попадает около 10 млн. кубометров радиоактивных отходов" .
Представить, что за выходные в прокуратуру поступили какие-то революционные данные, меняющие картину загрязнения в тысячи раз, с учетом того, что основное расследование велось весной-летом, трудно, а значит дело в чем-то другом. |
В чем именно – понятного и однозначного ответа нет. Кроме расплывчатых формулировок "заказное" и "политическое", изрекаемых отдельными фигурами уральского политландшафта, никакой конкретики. Но странностей и вправду хоть отбавляй и их никуда не спрячешь. Тема Теченского каскада водоемов была поднята и на совещании в Тюмени перед президентом России Владимиром Путиным, и перед федеральным правительством. Итогом всех обращений стала разработка и реализация комплексного плана мероприятий, утвержденного министерством по атомной промышленности и энергетике. Рассчитанный до 2010 года, он включил в себя среднесрочные организационно-технические мероприятия по улучшению экологической и радиационной безопасности общей стоимостью 9 миллиардов 796 миллионов рублей.
О том, что дело с тех пор сдвинулось с мертвой точки свидетельствуют не только отраслевые руководители и специалисты, но и контролирующие органы. До недавнего времени руководивший Федеральным агентством по атомной энергии Александр Румянцев заявлял: "Постоянный мониторинг деятельности "Маяка" по линии экологии и по линии его производственной деятельности свидетельствует, что они соответствуют действующим законам и санитарным нормам и правилам".
Заместитель руководителя Уральского межрегионального территориального органа по надзору за ядерной и радиационной безопасности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Владимир Еременко заявил Накануне.RU, что результаты проверки на "Маяке", проводившейся летом 2005 года, дали "относительно положительные" результаты: "Если говорить о сбросах жидких отходов в каскад Теченских водоемов, то они снижаются год от года. Благодаря совершенствованию технологий на предприятии они уже ниже запланированных показателей. Если говорить об уровне радиоактивности, то от запланированных в 2004 они составили 80%. Объемы сброса были на уровне 70% от плана".
Благодаря чему достигнуты эти результаты поясняет руководитель Уральского межрегионального территориального органа по надзору за ядерной и радиационной безопасности Валерий Коркин: "Административная реформа пошла. Минатом был ответственным по многим пунктам, сейчас Минатома не стало, стал Росатом - федеральное агентство. И я всё пытаюсь узнать, является он правопреемником или не является. Вы знаете, ответы-то разные: когда выгодно - является, когда не выгодно - не является. Но факт в том, что государственное финансирование по "Маяку" в 2004 году составило всего 18% от того, что должны были профинансировать. А вот "Маяк" свою часть выполнил". |
Комментарии были бы излишни, если бы не одно "но". Генпрокуратура настаивает на том, что гендиректор Садовников, имея средства, злостно игнорировал свои экологические обязанности, не предпринимал никаких мер по предотвращению фильтрации радиоактивной воды сквозь дамбу. "Маяк не обладал достаточными средствами для того, чтобы профинансировать государственную программу, направленную на предотвращение фильтрации загрязненных сточных вод в реку Теча, - заявил в интервью Накануне.RU помощник генерального директора ПО "Маяк" Евгений Рыжков, - Со стороны государства программа не финансировалась в достаточной степени".
Как сообщили Накануне.RU на предприятии, кроме экспертов Ростехнадзора на "Маяке" в этом году побывали с проверками специалисты Счетной палаты РФ, КРУ Минфина, которые искали финансовые нарушения, в том числе и нецелевое расходование средств. Но никаких серьезных претензий, которые, тем более, могли бы стать основой для возбуждения уголовного дела, обнаружены не были.
О необходимости решения проблемы, и прежде всего финансовой, именно на федеральном уровне говорил и челябинский губернатор Петр Сумин: " Если рассматривать виновность или не виновность генерального директора или в целом химкомбината, то необходимо дать оценку действиям или бездействиям федерального агентства по атомной энергии и Правительства РФ. Потому что проблема радиоактивных отходов на химкомбинате "Маяк" – это национальная проблема. И для ее решения должна быть принята федеральная программа. Наши предложения, наши требования по данной проблеме неоднократно высказывались. Как минимум трижды на эту тему я общался с президентом РФ Владимиром Путиным. Активную позицию в этом вопросе занимает полномочный представитель президента в УрФО Петр Латышев. Президент дал поручение создать правительственную комиссию и именно на правительственном уровне оценить состояние дел на "Маяке" и выработать меры по решению глобальной проблемы. Эту инициативу активно поддержал и министр Сергей Шойгу. Но федеральное агентство по атомной энергии категорически против создания комиссии! Буквально два дна назад я говорил на эту тему с его новым руководителем Сергеем Кириенко. В ближайшее время с ним встретится Петр Латышев".
Для чего так интенсивно раскручивается маховик "дела Садовникова", кому это нужно, с учетом того, что проблемой "Маяка" озабочены, но совсем по-другому, под другим углом, нежели прокуратура, и коллектив предприятия, и челябинский губернатор, и уральский полпред, и много кто еще? Ответ на этот вопрос, возможно, будет получен. Если Садовников по решению суда лишится своего кресла и его займет кто-то другой. Возможно, в этом будет отгадка на столь алогичное, по крайней мере, так кажется сегодня, развитие событий. |
Развитие еще будет. Садовников напрочь отвергает обвинения, заявляя, что его с таким же успехом могли бы обвинить и в сдаче Брестской крепости в 41 году. Адвокаты гендиректора "Маяка" готовят кассационную жалобу на первое решение челябинского суда, которая будет подана в Верховный Суд России в течение 10 дней. Прокуратура тоже едва ли заставит долго ждать своих новых действий в рамках этого дела.
Эта история, кроме прочего, оставляет неприятный осадок. Неприятный уже не для отдельного руководителя или предприятия, а вредный для страны в целом. В эпицентре разрастающегося скандала оказалось одно из ключевых предприятий российской атомной отрасли. Предприятие уникальное, обслуживающее интересы и энергетики, и оборонки. Одно из немногих предприятий в мире, способных в больших объемах перерабатывать облученное ядерное топливо. Эта история не просто ворошит и без того непростую историю становления предприятия, но вытаскивает на свет все грязное белье, все проблемы и нестыковки, все слабости современной российской атомной отрасли.
Происходит это в ситуации постоянно обостряющейся мировой борьбы за заказы на строительство атомных станций в развитых и развивающихся странах - Финляндии, Китае и Индии, где Россия имеет хорошие шансы. В ситуации, когда Россия претендует на ключевую роль в переговорах по ядерной программе Ирана, а, возможно, и КНДР. Государство собственными руками моделирует ситуацию выгодную для наших конкурентов и крайне невыгодную для нас, провоцирующую их указать нам на свиное рыло, с которым не место в калашном ряду.