Четвертая власть – пятая колонна?
Украинские выборы встряхнули российские СМИ, вынудили их выглянуть из-за маски западнической "беспристрастности-независимости" и обнажили истинный высокомерно-конформистский лик. Отечественные телеканалы на украинский восток даже корреспондентов откомандировали не сразу, тогда только, когда забурлило в Донецке и на Донбассе нескрываемо уже. Перед заголовками российского интернета "отдыхали" ющенковские лозунги. Сквозь шелуху деталей, высыпаемых на голову россиян иформагентствами, терялось: то ли борются праведные украинцы со своей пусть и пророссийской мафией, то ли и впрямь наивно верят добивающему осколки СССР американскому спектаклю.
Превратившись с расцветом технологий из второй древнейшей профессии в четвертую власть, своей праисторической сущности пресса не потеряла. Тексты, как и музыку, по-прежнему заказывают те, кто платит. А поскольку отечественный бизнес назвать отечественным после перестройки можно лишь формально, интересы его простираются в плоскостях, далеких от патриотизма. Но, если глобализация и космополитизм были нормой в конце века прошлого, то нынче, когда государственная власть как минимум на словах проповедует идею "русского духа", а не "американских денег", СМИ все очевиднее становятся серой массой "пятой колонны".
"Гайдар шагает впереди!"
Антироссийская эпоха наступила в стране еще до того, как большая часть разваленного СССР назвалась Россией. Гласность и демократия, плюрализм и первая леди, талоны и комплексный кризис во всех отраслях жизни - все это враз закончилось фарисейским отдыхом Горбачева в Фаросе, пока бушевал путч. Подобравший, валявшуюся около Белого Дома власть, в Россию на танке въехал новый правитель - Ельцин, став не столько главой страны, сколько главой Семьи.
Пятой колонной оказался тогда весь властный клан. Коррупция перешла все мыслимые и немыслимые пределы. Годы невыплат зарплат, сменились кризисом 98-го, россияне потеряли последние нищенские сбережения, составы с Запада ломились от гуманитарной помощи, разворовываемой вагонами, заемы МВФ погрузили страну в бездонную долговую яму.
Во главе правительства встал внук Аркадия Гайдара и Павла Бажова за мудреными экономическими терминами которого разверзлась яма приватизации. Спекулянты скупали заводы, на полках магазинов одиноко пылились веники и семечки. Россияне тонули в мыльных операх, храня под подушкой ваучеры, столь же бесполезные, как и билеты МММ.
Обвал цен, отмена монополии на внешнюю торговлю, глава российского МИДа Козырев, выпрашивающий у госдепа США стипендию для жены /!/ – интересы страны стали разменной монетой для нескольких десятков людей, состоявших в свите все более беспомощного президента. Заокеанье ликовало. Пятая колонна сделала то, обо что десятилетиями обламывали зубы все прочие проекты штатов по развалу союза: гонка вооружений, Афганистан, Вьетнам, Корея, миллионы долларов, вложенные США, в разработку космических кораблей…
СаМоИдентификация
СМИ с развалом союза стремительно прошли путь от рупора КПСС до "прожектора перестройки", а от него и к "четвертой власти". Исполнив в хоре 90-х вместе со всеми прочими властными ветвями партию пятой колонны, пресса закостенела в свободе от власти и гласности без совести, так и не вырвавшись из плена псевдодемократических, навязанных Западом иллюзий. Облизывая за гонорары "и ваших, и наших", журналисты кичатся независимостью, пока их хозяева огребают бюджеты.
С приходом к власти Путина информационное поле страны было перепахано. Запад верещал об ужасах грядущей цензуры, о гибели в России свободной прессы, о крахе плюрализма. Зря кричал. На деле огосударствление произошло лишь формально. Фактически средства массовой информации, как и раньше, питаются с рук капитала и продвигают его интересы, к сожалению, пока категорически не сопоставимые с интересами страны. Более того, даже те, кого финансирует бюджет государственный, по всей видимости, еще не пережили очарование времен с "коробками из под ксероксов", иначе отчего так глупо выглядит новостное "за" власть и так очевидно остальное "против"?
Ради чего на втором российском канале "промывают" почти каждый божий день Хрущева – одного из самых слабых лидеров прошлого века, почему тот же РТР игнорирует пожелание министра о закрытии, вызывающей уже не смех, а зубовный скрежет программы "Аншлаг", дурной и дурящей, затыкающей все эфирные дыры пустым, циничным, бытовым ржанием, отчего Гайдар и Козырев, уже оцененные минимум как "продаватели" Родины, рисуются то на страницах "Известий", то в эфире "Времен" Первого канала?
Пока самые яркие апологеты 90-х отдыхают кто на нарах, кто на Канарах, кто на берегах Туманного Альбиона в стране по-прежнему тихой сапой работает "пятая колонна". Еще более опасная в своей серости, нежели прежняя – яркая и наглая. Так за месяц уже украинских событий только однажды /!/ в интернете, самом все-таки в ряду сегодняшней прессы многоликом и интеллектуальном, появилась статья, где российские власти не хаются почем зря, а пытаются быть понятыми автором.
"…Если отказаться от пренебрежительного отношения к российскому президенту как к "слону в посудной лавке", возникает вопрос: чего же Путин добивался на самом деле? Я бы на него ответил так: во-первых, демонтажа Украины-Нероссии /который мы сейчас наблюдаем), во-вторых, обретения собственного политического лица объективно пророссийским Востоком и Югом. Обе эти задачи в данный момент успешно решаются…" /АПН/
В обществе и, в первую очередь, в интеллигентной его составляющей /которая и формирует СМИ/, настолько уже убито уважение к кому бы-то ни было, и к власти в первую очередь, что абстрактные интересы демократии, не принесшие в нашу жизнь ни особого изобилия, ни перспектив, стоят выше ценности и целостности Родины, на нефтедоллары которой мы по-прежнему выживаем. И именно это делает прессу, даже государственную де-юре, антигосударственной де-факто.
Чтобы избавиться от роли "пятой колонны", роли навязанной силами извне и сформировавшейся изнутри привычкой из 90-х, привычкой к разрушению, СМИ необходимо всего лишь перестать пинать власть при каждом удобном случае, топтаться беспрестанно на самых ее больных мозолях и рвать на кусочки за глупость отдельных ее представителей. Ведь именно последовательное разрушение авторитета руководства страны, на фоне ломки идеологии и системного кризиса в экономике, раскрошило СССР в 91-м.
Сегодня, когда Россия стоит на пороге очередного планируемого и проплачиваемого Западом разделения, любое огульное, я бы сказал, "подколодное" очернение госстроя и его служителей, есть игра в чужие ворота, поскольку Homo Sapiens, да еще к тому же родившийся на российских просторах, без авторитетов жить не может. Посему в подрыве доверия к существующим, просматривается очевидный толчок к их смене, выгодный /раз уж сегодня российская политика рассматривается все больше через украинскую призму/ "оранжевым" силам.
Более того, вколачиваемое СМИ в общество неверие власти в ситуации критической, даже военной, а Россия нынче, открыто или завуалировано, борется с терроризмом, бедностью, низким ВВП, восточными соседями, заокеанскими друзьями - уже большее, чем просто саботаж. Бесспорно, такая массовость пятой колонны, равно как и доступ ее к стратегически важным вещам, таким как формирование идеологии и распространение информации, это не столько беда, сколько вина действующей власти, так и не представившей обществу проекта развития, так и не выкорчевавшей, вросшую в стратегически принципиальные отрасли /от энергетики до TV/ элиту ельцинской эпохи.
Смена караула
Если, следуя собственным рецептам, власть попытаться не ругать, а выкристаллизовать в происходящем объективную логику, то кажется вполне разумной некоторая постепенность в замене элит. Новый Кремль весьма последовательно "ушел" с политической арены Березовского-Гусинского, Волошина-Касьянова, Чубайса-Немцова… Другой вопрос в том, что смена элиты не есть исключительно "избавление" от предыдущей. Важнее, не то, кто ушел, а то, кто придет.
И тут есть две перспективы. Первая – краткосрочная – подразумевает передел внутри элиты существующей. Когда "семейные" остатки будут окончательно вытеснены из бизнеса и политики частично питерскими олигархами и чиновниками, частично теми, кто в 90-е оказался во втором эшелоне власти и бизнеса. Это региональные промышленники и губернаторы, которые не успели или не сумели в перестроечные времена войти в круг приближенных-избранных.
Проблема этой потенциально новой элиты в том, что в процессе ее восхождения, начавшегося в 2000 году, она не сумела сформулировать проект развития ни для себя самой, ни для общества. До сих пор, вслух исповедуя идеологию патриотическую, социально-ответственную, делами слова в равной степени и подтверждались, и опровергались. А, соответственно, доверие к обновляющейся элите, выглядит также половинчато. Парит заоблачный рейтинг президента и плюхается в интригах рожденная ползать монстровидная партия власти, играет по правилам бизнес, и тут же покупает Челси и яйца, в срок платятся пенсии и отменяются льготы. И, может быть, именно в силу зеброобразности: отсутствия как однозначного доверия, так и очевидного недоверия, выглядит она пешеходным переходом. Вопрос, что по ту сторону?.
Вторая перспектива – долгосрочная – обещает пришествие в элиту подросших "советских" внуков. Не разочарованных в идеалах, потому что их никто не навязывал в силу отсутствия, не зашоренных стереотипами про культы и оттепели, поскольку Советский Союз для них такая же история, как и война 1812 года. И эта элита, с прописавшейся в генах памятью поколений-победителей, с историей страны, которая всегда была частью мировой истории, в силу хотя бы того, что положение между востоком и западом подразумевало эту роль, вряд ли откажется от имперских амбиций...