ЧОПы в помощь антитеррору
Несмотря на череду терактов, произошедших в России, летать мы самолетами не перестали и на метро ездить тоже. Однако, когда утром в минувший четверг екатеринбуржцы обнаружили на входах в метрополитен таблички "не работает" без указания каких-либо причин, первая мысль, которая посетила, – теракт. Так неужели, посеять психоз в стране все же удалось? Даже после объявления в мельчайших подробностях технической причины остановки метрополитена, выставленные на его входах в рамках проходящей в городе спецоперации "Вихрь-Антитеррор" сотрудники СОБРа невольно заставляют вздрогнуть. Непривычно видеть и усиленную охрану в магазинах. Как выяснилось, мобилизовались в рамках антитеррористической спецоперации не только правоохранительные органы.
На помощь стражам общественного порядка привлечены частные охранные предприятия, которые не только усилили бдительность в охраняемых ими магазинах, закусочных, дискотеках, школах и детских садиках, но и даже распространяют и расклеивают предупреждения для населения с памяткой, как действовать в случае угрозы проведения террористического акта. Об этом "Накануне.RU" рассказал подполковник в отставке, последнее место службы - преподаватель кафедры стрельбы Екатеринбургского Высшего военного артиллеристского командного училища, исполнительный директор ООО ЧОП "ГРАД" Сергей Малафеев:
- Cейчас, в связи с тем, что в Екатеринбурге МВД проводится спецоперация "Вихрь-Антитеррор", частные охранные предприятия города оказывают содействие и помощь органам внутренних дел. Каждое охранное предприятие на своем участке проводит определенную работу. Если взять район "Химмаш", здесь активно работает наш ЧОП, потому что почти весь район находится непосредственно под нашей охраной: и магазины, и трактиры, и закусочные, и остановочные комплексы... У нас есть группа быстрого реагирования в составе нескольких экипажей, которые круглосуточно курсируют по всем объектам, по улицам района. В свете последних событий в России, мы совместно с Чкаловским РУВД развесили в районе, в первую очередь, на охраняемых объектах, обращение к населению с предупреждением быть бдительными. В этих листовках обозначены телефоны, по которым следует обращаться в случае обнаружения подозрительных бесхозных предметов, угрозы проведения террористических актов, при возникновении пожара и другого чрезвычайного происшествия.
Кроме того, в листовках напоминается, как следует действовать при обнаружении взрывного устройства. Я допускаю мысль, что кто-то из нашего населения вообще не знает, как себя вести в таком случае. Вот, вы знаете? Так вот, в листовках четко прописано: при обнаружении на улице, в подъезде и других общественных местах подозрительного предмета, для предотвращения взрыва категорически запрещается самостоятельно его осматривать или переносить. По возможности, необходимо обеспечить охрану места обнаружения, чтобы не допустить людей к обнаруженному предмету, установить очевидцев и свидетелей. В случае возникновения пожара, чрезвычайной ситуации или угрозы теракта необходимо без паники покинуть предполагаемое место происшествия, а если есть пострадавшие, по возможности, оказать первую медицинскую помощь.
Кроме того, сотрудниками нашего ЧОП, по поручению руководства Чкаловского РУВД, с руководством и персоналом охраняемых объектов проведен соответствующий инструктаж. Ведь не только бесхозные предметы должны настораживать, в городе проживает много лиц кавказской национальности, к которым, хочешь ты или не хочешь, необходимо приглядываться. Тем же самым продавцам в магазинах советуем обращать внимание на неадекватное поведение подозрительных лиц. Объясняем на примерах тех же случаев краж. Ведь, если в магазинах самообслуживания парень запихал пачку пельменей за пазуху и пытается украденное незаметно вынести, у него, совершившего преступление, поведение уже не адекватное. Он идет, оглядываясь, нервничает. Определить можно. Каждый человек, если что-то хочет сделать противозаконное, ведет себя не совсем естественно. Так вот, если быть внимательным, разъясняем мы, можно определить - подозрительны ли действия человека или нет.
И, что особо хочу подчеркнуть, я всегда был за охрану детских учреждений. В нашем районе три из пяти школ, а также шесть из пятнадцати детских садов находятся под охраной нашего ЧОП. В школах охрана круглосуточная. Посторонних охрана не пускает, узнает цель прихода и прочее. Вот, например, в связи с событиями в Беслане, сейчас лицей №135 собирается вводить жесткий пропускной режим. Об этом мне сообщил директор лицея. Пусть, возможно, это не 100% гарантия, однако охрана должна быть.
В садиках мы установили тревожные кнопки, там круглосуточно находится сторож. Ранее мы избавили садики от такой проблемы, как вечерние посиделки на их территории молодежи с распитием в беседках спиртного, употребления наркотиков. Ведь выводят детей на прогулку, а там бутылки, шприцы... А ведь ВИЧ гуляет по стране, не дай Бог, ребенок взял и укололся иголкой случайно, с кого спросишь? Так вот, мы в течение трех недель напряженной круглосуточной работы вычистили садики, и заведующие теперь нарадоваться не могут, спокойнее стало.
Вопро:Частные охранные предприятия привлекаются к содействию правоохранительным органам исключительно во время проведения спецопераций?
Сергей Малафеев: Нет. В России огромное число частных охранных предприятий, сотрудники большинства из них имеют оружие, это молодые и крепкие ребята, специально обученные. А в органах внутренних дел штата не хватает, бывает на 30-50% штат не доукомплектован, поэтому райотделы вынуждены опираться на содействие и помощь частных охранных предприятий круглогодично. С другой стороны, сами посудите, вот сейчас, в связи с произошедшими в России терактами, объявлен "Вихрь-Антитеррор". Вроде как все структуры мобилизовались, привлечены ЧОПы. В Екатеринбурге только за первую неделю проведения этой спецоперации, например, выявили порядка 200 единиц оружия. Это о чем то говорит? То есть, до спецоперации в процессе каждодневной работы правоохранительные органы этого не могли сделать? Понимаете? Вот ужесточился, например, досмотр подозрительных машин на дорогах, крайне тщательно проверяют. А пока не была объявлена спецоперация, значит, можно было спокойно проезжать, можно было не досматривать? Это же касается и служб безопасности аэропортов, транспортных службы…
А смысл таков: если постоянно, каждодневно, каждый из нас на своем рабочем месте будет выполнять свои обязанности качественно, думаю, теракты можно было и предотвратить. Ведь, действительно, одно дело воевать с регулярной армией, другое дело – террор. Определить террористов практически невозможно. Единственный путь - быть более бдительным, в соответствующих структурах и службах более качественно выполнять свои профессиональные обязанности. Касается всех и каждого без исключений. А у нас в России всё как- то спущено на вечный авось.
Вот даже в Беслане взять школу, ее ремонтировала наемная рабочая сила. Одна только мысль, что наняли чеченцев, меня лично настораживает. По своему опыту скажу, что таджики, армяне или азейбарджанцы – строители, да, это естественно. А чтобы чеченцы занимались ремонтом - нет. Говорю к тому, что населению надо быть внимательным.
Вопрос: В таком случае естественная, казалось бы, самооборона населения – бдительность, может дать повод к разговорам об угрозе разжигания межнациональной розни?
Сергей Малафеев: Да, действительно. Грань очень тонка и есть опасность ее переступить. У нас крайне взрывоопасная молодежь, а, учитывая пивной алкоголизм, наркоту, существующие радикальные течения типа "скинхедов", очаги межнациональной розни легко посеять. Впрочем, что было и ранее. Приведу пример, вспомните 1989 год, события в Грузии. Я служил в Тбилиси, командовал подразделением, в котором служили курсанты из Казани. Пример простой: на военных русских тогда грузины откровенно "наезжали", были случаи и намеренного избиения.
Так вот курсанты насмотрелись как русских бьют. Потом, отпускаешь курсантов в отпуск, а затем начинаешь узнавать, что на рынках Казани все стояли с табличками: "я – узбек", "я – арменин" и так далее. Потому что стоило там увидеть грузина - его избивали. Думаю, есть над чем задуматься и сегодня.
Ведь и в российских регионах, и на Северном Кавказе проживают и чеченцы, и осетины, и ингуши, и русские... Это мирное население. Среди и тех, и других есть и мусульмане, и православные. Надо понимать, северокавказский регион всегда был взрывоопасным, а сейчас там столкнулись многие интересы. А цель террора не только в том, чтобы взорвать всю политическую обстановку, но и в том, чтобы вызвать психоз среди населения, ту же межнациональную рознь. Надо четко это осознавать и не поддаваться на провокации. В конце концов, понимать, что сам по себе террорист - мелкая пешка, марионетка. Его озадачивают и направляют определенные люди, имеющие крупные деньги и ведущие посредством террора определенную политику. Тот факт, что террор объявил нам войну констатировали и Министр обороты России, и сам Президент. ФСБ России объявило вознаграждение за информацию о местонахождении конкретных лиц, чьих рук дело спланированный теракт в Беслане. Населению необходимо быть бдительным, однако, повторюсь, не поддаваться на провокации, не в падать в психоз.
Вопрос: Что касается психоза. Понятно, что летать самолетами и ездить на метро мы будем всегда. Но, когда накануне утром в екатеринбуржцы обнаружили на входах в метрополитен таблички "не работает" , первая мысль была не теракт ли? Неужели, посеять психоз в стране уже удалось?
Сергей Малафеев: К сожалению, и в этом надо признаться, в какой-то мере удалось. Посудите сами, теракт в Беслане намного страшнее захвата заложников в здании ДК на Дубровке во время спектакля "Норд-Ост". Плюс предшествующие теракты на самолетах и взрыв террористки-смертницы у метро "Рижская", где тоже были жертвы. Захват заложников в Беслане своего рода кульминация посеянного в стране психологического напряжения. В заложниках было более тысячи человек, которых на протяжении нескольких дней удерживали террористы, а у каждого находящегося в заложниках человека есть друзья, родственники, знаковые... То есть, представляете, тысяча человек, у каждого пусть по 5-10 близких, вот вам уже 10 000 запуганных. Да, Урал далеко от мест тех событий, однако как для террора, так и для его последствий, понятие - расстояние, границы не существует. Остается только повториться в призыве - быть всем нам бдительными, сплотиться, и не поддаваться на провокации, не поддаваться психозу.