13 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Что в имени тебе моем?

Российская истории знавала двух Владимиров, резко изменивших ее и без того неровное течение. Сначала князя - Красно Солнышко, Русь крестившего, затем – Ульянова-Ленина, подложившего под ход истории совсем другие рельсы. Куда ведет Отечество нынче Владимир – сын Владимира пока еще не слишком понятно. Зато очевидно, что Владимир - «владеющий миром», едва ли ни единственное «уцелевшее» в современности исконно славянское мужское имя. А уж, если довериться историческим аналогиям, то даже предположить на что способен «Владимир в квадрате», фантазии не хватит.

Точно также, пробежавшись по векам, можно уследить, что вполне царское имя Борис всплывало всегда в эпохи смуты и перемен. Убиенный Святополком Окаянным вместе с братом-Глебом малолетний князь Борис, его тезка Борис Годунов, и наш современник Борис Ельцин оказывались во главе государства исключительно в противоречивые годы. Впрочем, в корнях этого имени, которое предположительно происходит от славянского Борислав – «борьба» и «слава», в которых времена умиротворенные не нуждаются.

Кстати, именно наличие двух корней – одно из основных отличий славянских имен. Тех, что бытовали на Руси задолго до христианства. В их основе лежали простые человеческие понятия - жизнь /суффиксы -быт, -жир/ - Властибыт, Домажир; положительные ценности /добро-, любо-, мило-, радо-/ - Любомир, Радомир; смысл познания /мысли-, -мысл, -вид/ - Мыслибор, Гостевид; общественное устройство /держи-, влади-/ - Держикрай, Владимир; военная организация /-полк, вой-/ - Святополк, Воислав; вера /бог-, -бог/ - Богуслав, Хвалибог и другие.

Первая экспансия импортных имен произошла с приходом на Русь варягов. Тогда появились Олеги и Ольги, Глебы и Игори. Крещение Руси обусловило гораздо более серьезное «переименование» населения страны. Отныне имена давались исключительно церковью, а старые славянские использовались лишь в домашних условиях и считались прозвищами. Ассимиляция имен происходила стремительно. Христианство через святцы принесло на Русь в основном еврейские и греческие имена.

Греческие, потому что православие пришло в Россию из Византии, а еврейские - потому как христианские святые нередко сами получали имена в честь библейских героев и пророков. Последние в большинстве своем были евреями и потому еврейские имена проникли в русский язык и обосновались там так, что до сей поры самым «русским» именем, фактически именем – национальным символом считается Иван – производное от Иоханан — классического еврейского имени. В основе его лежит корень «хан» /«хен»/, означающий «благо, радость», а само оно переводится как «божья благодать».

Имена, как и многое другое в российской истории, начинали «завоевание» Руси сверху. Интересные данные о вытеснении языческих имен христианскими получил исследователь Зализняк на основе материалов новгородских берестяных грамот. В XI - первой четверти XII вв. христианские имена были у 41 процентов представителей социальных “верхов” и ни у одного представителя социальных “низов”: между 1125 и 1220 годами христианские имена носили 46 процентов представителей “верхов” и 27 процентов представителей “низов”; между 1220 и 1300 гг. соответственно у 75 процентов и 37 процентов; в XIV в. - у 89 процентов и 73 процентов; в XV в. - у 95 процентов и 83 процентов, соответственно.

Еще одна «революция» имен случилась в России одновременно с другим переворотом. Даздрапермы, Гертруды и Владилены стали такими же символами страны, как красный флаг, рабочий и колхозница и памятник Ленину на центральной площади каждого города. Конечно, большинство из них кануло в лету вместе с Советским Союзом, но некоторые остались и прижились. Наверное, вряд ли кто вспомнит сегодня, что Нинель – это Ленин наоборот.

Современные родители, к «называнию» детей подходят ответственнее предков. Над ними не довлеют ни церковь, ни партия, ни зачастую даже семейные традиции, разрушенные за советское семидесятилетие. А широта выбора стала много больше. К славянским, христианским, советским именам добавилась еще и масса привнесенных Западом и, в частности, американской культурой. Если нынешних кукол поголовно зовут Барби и Кеном, то можно представить, как будут называться лет через 15 наследники и наследницы.

К тому же нынче существует масса теорий, которые во многом формируют современное отношение к именам. С точки зрения «социальной теории» имя человека представляет собой сгусток социальной информации о его носителе. Октябрина, Сергей, Абрам, Вахтанг... Зная только имя человека, можно создать представление о его корнях, национальности, вере, и, конечно, провести аналогии со знакомыми с таким именем. Представления эти приблизительно одинаковы у разных людей, что, в свою очередь, определяет похожее «отношение-ожидание» к носителю имени.

Согласно «эмоциональной теории», имя человека рассматривается в качестве эмоционального раздражителя. Некоторые имена звучат нежно, вызывая звучанием покой и уют, другие, напротив, холодны и суровы. Точно так же редкие имена привлекают повышенное внимание окружающих и, согласно некоторым исследованиям, люди с нечасто употребляемыми именами – интроверты.

Существует также «звуковая теория», по которой набор звуков имени, которые человек слышит с завидной частотой, влияют на центры мозга. А неодинаковые звуки влияют на разные центры с разной интенсивностью, что по мнению исследователей, сказывается на формировании личности.

И все же, большинство родителей – нынешних «имянарекателей», вероятнее всего, ориентируется, именно на значение имени, которые разнятся во множестве источников и все же нередко похожи на правду. Конечно, не все поголовно Артемы – исключительные правдолюбцы, Львы – великодушны, а Людмилы – хозяйственны, но определенная закономерность и возможно процентное преобладание все-таки есть.

Если же поглядеть сквозь призму имен на политику - историю, творящуюся в наши дни, то серьезные события приобретают весьма забавный смысл. Может, не случайно «прокатили» правых с лидером Борисом россияне, так уставшие от смут, и неожиданно доверились Глазьеву, имя которого происходит от древнеримского «Сергиус»- высокочтимый.

И только накануне Екатеринбург выбирал мэра из «земледельца» Юрия и Аркадия, имя которого переводится с греческого как «житель Аркадии» /Аркадия - область в Древней Греции/ или «счастливая страна». Город выбрал последнее.

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС