Чтоб сказку сделать былью...
Почему людям хочется верить в сказки? Особенно русским людям. Нас даже презрительно отчитывают за это свои и чужие умные дяди, мол, вот и сказки у них про то, как пролежать на печи 33 года и стать в одночасье Ильей Муромцем.
И не важно, сколько нам лет. В юном возрасте мы верим в то, что Дед Мороз есть, и именно он ночью кладет под елку подарки; мы верим в то, что Баба Яга живет в избушке на курьих ножках, и что Змей Горыныч обязательно дышит огнем.
Взрослея, мы верим в иные сказки. В то, что за рубль когда-нибудь будут давать 30 долларов; в то, что, в конце концов, можно будет покупать дорогую иномарку и не думать, какие-такие пошлины опять придумает Таможенный комитет. В то, что рано или поздно встретится он - единственный, неповторимый, обаятельный и богатый, и будет любить вечно. В то, что пятилетний сын станет великим математиком, бизнесменом, композитором ...В то, что, несмотря ни на что, все когда-нибудь будет-таки хорошо.
Может, потому что мы подсознательно понимаем, что этого никогда не будет…
На Южном Урале /Челябинской области/ решили сделать реальностью хотя бы одно из сказочных явлений: сапоги-скороходы. Они вовсе не похожи на те сказочные, о которых слышали в детстве. Скорее, напоминают приспособления для инвалидов - два железных штыря, кроссовки и ремешки. Странный на вид агрегат еще и, как говорят очевидцы, неприятно пахнет. Видимо, от того, что сапоги-скороходы работают все-таки не от святого духа, а на настоящем вполне земном 76-ом бензине.
Сказочную обувь придумал уфимский профессор Борис Рудой. Преподавателя авиационного университета ещё в 73-ем озадачили друзья-военные. Кирзовые армейские сапоги уж больно тяжелы, хотелось чего-то воздушного. Простая шутка, научный бред через 20 лет превратилась в чертежи и схемы. Еще десять ушли на испытания. И вот теперь рождаются скороходы на одном из заводов в Трехгорном /Челябинская область/. 20 человек выпиливают и сверлят детали. На одну пару уходит около месяца. И лишь потом сапоги начинают испытывать. Для начала на прочность их проверяет машина. Но чудо-обувь должен опробовать и человек. В штате для этого есть даже специальный испытатель.
Современные сапоги-скороходы называются вполне по научному - "устройство для моторизации бега". Сапог, надеваемый как обычная обувь, снабжен двигателем внутреннего сгорания и действует по принципу свайного молота: в одноцилиндровом двигателе сжатие осуществляется за счет веса человека. Энергия, образующаяся при возгорании-взрыве топливной смеси в прикрепленном к ноге устройстве, толкает бегуна вперед на несколько метров, далее аналогичное сжатие смеси происходит во втором сапоге и процесс идет по кругу.
Цилиндр двигателя длиной 30 см прикрепляется к голени, ступня опирается на специальную платформу. При изготовлении сапог применяются алюминий и титан. За один шаг человек, обутый в такие сапоги весом 1,25 кг каждый, преодолевает расстояние от 1 до 4 метров, развивая на пересеченной местности скорость до 20 километров в час, а экономия мышечной энергии при этом составляет около 50 процентов. На 100 километров пути сапог расходует 400 граммов бензина.
Производители сапог-скороходов расчитывают на коммерческий успех. После завершения испытаний с января 2004 года чудо-обувь планируют выпускать большими партиями. Предполагаемый объем производства составит 6 тысяч пар в год. Есть уже и желающие их приобрести. Любители необычного передвижения нашлись в Европе, Америке и Южной Корее.
Скептики говорят, что у сапог-скороходов нет будущего. Ну, скажите, кому они нужны? Если кто и хочет передвигаться быстро, так, скорей, машину купит или велосипед в конце-концов. Доля истины в этом есть. Разработка уральских ученых стоит почти 1,5 евро. На эти деньги машину не купишь, но современный велосипед вполне можно. Ну, тут, как говорится, дело вкуса. Может, действительно, есть такие, кому экзотику подавай, пусть даже в виде сапог-скороходов, похожих на приспособление для инвалидов. Кстати, на челябинском предприятии (называть не будем, а то реклама получится) верят в то, что сапоги-скороходы будут пользоваться популярностью у молодежи. Чем тебе не альтернатива, например, сноу-борду.
Пусть даже и не запустят уральские сапоги-скороходы в массовое производство, на некое признание в научных кругах, хотя и несколько специфическое, они рассчитывать могут. Недавно в Америке прошла церемония вручения "Шнобелевской премии". Ее еще называют анти-Нобелевской, и присуждают за самые недостоверные и сомнительные достижения. Премия вручается в восьми номинациях. Так вот, в области физики награды удостоена работа австралийских исследователей: "Анализ усилий, которые необходимо приложить для волочения овцы по различным поверхностям". Так что нашим уральским ученым вполне могут вручить премию, скажем, за «Практическое воплощение мифической идеи скоростного передвижения человека в виде сапог-скороходов».
Нашим людям хочется верить в сказки, кому-то даже их воплощать. А, может, это и хорошо, и правильно? Может, мы и правда рождены, чтоб сказки делать былью?...
Челябинск-Екатеринбург