Школьные цветочки-ягодки
Меньше чем через неделю для выпускников уральских школ прозвенит последний звонок. Он станет вестником начала подготовки к выпускным экзаменам. Отчетливо помню те чувства, которые обуревали меня за месяц до сдачи первого экзамена: мандраж, временами переходящий в ступор, и одновременно легкая эйфория по поводу окончания школы. К этим чувствам примешивались тревожные мысли, связанные с поступлением в ВУЗ. Впрочем, у нынешних выпускников поводов для тревог и волнений меньше. Единый госэкзамен, который в этом году пройдет во всех без исключения регионах УрФО, призван избавить школьную братию от "ненужных", по мнению Минобрнауки, хлопот. Как бы не возмущались руководители крупнейших ВУЗов страны, называя ЕГЭ неким экзаменационным "суррогатом", его география ширится год от года. В этом году к эксперименту присоединились еще 13 регионов. Одно утешает: пока выпускники сами могут выбирать - сдавать ЕГЭ или обычные экзамены. В этом году им предстоит сделать выбор не позднее 19 мая. Впрочем, ЕГЭ - только цветочки на поле реформирования отечественного образования.
* * *
В этом году число выпускников уральских школ несколько меньше, чем в прошлом. Педагоги связывают это с демографической ситуацией, которая складывалась в России на протяжении всего постсоветского периода. В Челябинске одиннадцатиклассников насчитывается порядка 8,4 тысяч человек, тогда как в 2004 году их было около 9 тысяч. Число девятиклассников осталось на уровне прошлого года. Екатеринбургские школы в этом году закончат 11,7 тысяч учеников 11-х классов и 15,5 тысяч девятиклассников. Кстати, 366 из них претендуют на золотые медали, 442 - на серебряные.
Курганская область в этом году "недосчиталась" около 400 выпускников. Число одиннадцатиклассников в Зауралье составляет 8,213 тысяч человек. Ежегодно на "золото" претендуют 80-85 выпускников. Что касается северных территорий, то в ХМАО насчитывается 16,8 тысяч учеников 11-х классов, в Тюменской области - 16,06 тысяч. Девятый класс в Тюменской области заканчивают порядка 19,5 тысяч школьников.
Первый выпускной экзамен для выпускников 11-классов пройдет 20 мая. Правда, только для тех, кто выбрал иностранный язык в форме ЕГЭ. Традиционные экзамены начнутся в конце мая - начале июня. Одиннадцатиклассники, как и прежде, будут сдавать пять экзаменов - два обязательных и три по выбору, девятиклассники - два обязательных и два по выбору. С этим все ясно-понятно.
Что касается ЕГЭ, то в федеральном эксперименте по единому госэкзамену принимают участие все уральские регионы. В этом году к нему подключилась долгое время остававшаяся не при делах Свердловская область. Правда, отведать сего пирога, состряпанного ведомством г-на Фурсенко, которое, к слову, неоднократно являло себя, как плохая стряпуха, смогут только девять среднеуральских школ: три в Екатеринбурге, по одной в Асбесте, Сухом Логу, Нижнем Тагиле, Первоуральске, Сысертском и Ачитском районах. Выбор предметов, которые выпускники будут сдавать в форме ЕГЭ, тоже невелик: математика - из числа обязательных экзаменов, география, физика и биология - из числа альтернативных.
Иначе дела с ЕГЭ обстоят в других регионах УрФО. Передовиком в этом вопросе является Челябинская область, она проводит единый госэкзамен с 2001 года. В эксперименте участвуют все южноуральские школы, которые принимают экзамены в форме ЕГЭ по всем предметам за исключением информатики, астрономии и еще пары дисциплин. В системе ЕГЭ уже три года работают все школы Тюменской и Курганской областей. В Зауралье в форме ЕГЭ сдают экзамены по семи предметам. В ХМАО единый госэкзамен выпускники сдают на протяжении последних двух лет. В этом году ЕГЭ в округе будет проведен по 12 общеобразовательным дисциплинам.
Как уже отмечалось, выпускники вольны сами выбирать, в какой форме сдавать экзамены. Пока. Сделать обязательным ЕГЭ Минобрнауки планирует в 2008 году. Поэтому то, что сейчас выглядит как желание свердловских властей "попридержать коней", в будущем может обернуться против них. Введение ЕГЭ неизбежно - это понимают все: от чиновников на местах до школьных учителей. Поэтому, чем тщательнее происходит его обкатка, тем больше вероятность того, что, если не все, то, по крайней мере, некоторые острые углы регионам удастся сгладить загодя.
* * *
Острых углов у ЕГЭ предостаточно. Это признают и в тех регионах, где тестирование проводится не один год. "Положительная сторона ЕГЭ заключается в том, что в нем больше объективности, он дает наиболее полное представление об уровне знаний выпускника - рассказала Накануне.RU начальник отдела общего образования Управления образования Тюменской области Эмалия Рякшина, - Однако по результатам ЕГЭ очень трудно отличить технаря от гуманитария. Если для выпускников школ ЕГЭ - приемлемый вариант, то для ВУЗов он явно недостаточный".
Руководители большинства ВУЗов полностью согласны с последним утверждением. Напомним, в прошлом году 420 академиков, профессоров, преподавателей ВУЗов написали открытое письмо президенту под названием "Нет -разрушительным экспериментам в образовании", в котором резко осудили введение единого госэкзамена.
По мнению ректора МГУ Виктора Садовничего, который давно и последовательно выступает против ЕГЭ как единственной формы оценки знаний, ЕГЭ обезличивает абитуриентов. "ЕГЭ нужен не ВУЗам, а школам как инструментарий для проверки их уровня". Ректор не исключает, что ЕГЭ имеет свои достоинства как способ контроля знаний и носит социальный характер. "Но его нельзя абсолютизировать и считать единственно полезной формой работы с абитуриентами, – подчеркнул Садовничий, – поскольку он может не учесть творческих способностей выпускников школ и их особый интерес к какому-либо одному предмету". В этом году МГУ в очередной раз отказался от участия в эксперименте. Сертификаты с результатами ЕГЭ будут принимать 78 столичных ВУЗов.
С подобной проблемой столкнулись и руководители школ Екатеринбурга, где 22 апреля прошел пробный ЕГЭ. "С одной стороны, ЕГЭ дает выпускникам возможность поступить в ВУЗ без дополнительных экзаменов, с другой - ученикам с творческими задатками довольно трудно дается эта форма итоговой аттестации", - считает директор екатеринбургской гимназии №47 Елена Крюкова. По мнению педагогов, ЕГЭ можно проводить далеко не по всем предметам.
Насчет объективности результатов единого госэкзамена тоже можно поспорить. "Мы сравнили результаты учебы двух категорий студентов: тех, кто поступал в университет с помощью ЕГЭ и тех, кто проходил централизованное тестирование (ЦТ), - поведал Накануне.RU ответственный секретарь приемной комиссии Тюменского государственного нефтегазового университета Андрей Мозарев, - Оказалось, что при одинаковых баллах студенты, участвующие в ЦТ, учатся лучше и проявляют больше способностей, чем их сокурсники". Отметим, что в отличие от ЕГЭ информацию ЦТ частично обрабатывает сам ВУЗ. Кроме того, результаты централизованного тестирования носят рекомендательный характер.
Сей факт не вызывает удивления, если учесть, что дарования будущего физика, артиста или врача проверяют не физики, артисты и врачи, а некая структура под названием "Центр обработки информации", которая является частью Института повышения квалификации. И не отдельно по каждой профессии, а единовременным чохом по всем профессиям сразу. В самом названии структуры заложено нечто от робота, машины, для которой, такое ощущение, тесты служат простым механизмом формальной отчетности. А есть ли у выпускника реальное наличие знаний или нет - это уже второй вопрос. Кстати, к разговору об объективности: гуляющие в Интернете ответы по ЕГЭ и компьютерные сбои при подсчете результатов пока еще никто не отменял.
Что касается "облегчить жизнь" выпускникам, то и здесь находятся вполне логичные аргументы "против". "Это ошибочное заигрывание с детьми, с молодежью. Чем больше контрольных и проверок, тем крепче их знания, тем больше они подготовлены, в том числе, к самостоятельной жизни, - утверждает ректор УГТУ-УПИ Станислав Набойченко, - Им всю жизнь придется сдавать экзамен в той или иной форме. А когда мы жалеем чадо, которому аж 17 лет, мы вредим ему, а не помогаем".
Единственное, пожалуй, с чем можно согласиться - с тем, что ЕГЭ является палочкой-выручалочкой для школьников из глубинки. Тем паче, если речь идет о небогатых сельскохозяйственных регионах. "Нашим выпускникам не приходится ездить в город, чтобы сдавать экзамены. Чтобы ехать, нужны деньги. Это довольно большая проблема для многих, кто живет в сельской местности", - говорит главный специалист отдела инспектирования Управления образования Курганской области Татьяна Иликпатова.
Меж тем, чиновники от образования, доказывая, как вкусен пирог под названием ЕГЭ, обильно поливают его кремом, взбитом на западном опыте - смотрите, мол, в Европе и Америке дети десятилетиями учатся с помощью тестов и ничего - никто не жалуется. А создавая новую систему образования, мы якобы семимильными шагами подходим к эффективной модели обучения, о чем недвусмысленно дала понять накануне руководитель Управления образования Екатеринбурга Евгения Умникова.
Однако не так давно основатель компании Microsoft Билл Гейтс подверг резкой критике среднюю школу США. Как пишет "Газета.ру", Гейтс утверждает, что руководству страны должно быть стыдно за систему образования, доказавшую свою неспособность подготовить миллионы школьников как для дальнейшего образования, так и для работы. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день.
* * *
Впрочем, ЕГЭ - лишь одна и далеко не единственная составляющая реформы образования, которую задумало Минобрнауки. О реформе высшей школы мы уже писали и не единожды. Что же касается средней школы, то и она подвергнется не менее масштабным преобразованиям: начиная с введения 25%-ой платной составляющей школьной программы и заканчивая вероятной приватизацией учебных заведений посредством преобразования их в автономные некоммерческие организации. Не так давно стало известно о том, что Минобрнауки взялось и за святая святых - образовательные стандарты.
"Стандарты образования не являются оптимальными, так как предусматривают подход к обучению, когда пытаются вложить как можно больше информации, забывая, что она быстро потеряет свою ценность", - заявил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы". Главное, считает он, привить человеку умение мыслить, учиться и дать фундаментальные основы знаний.
В связи с этим министерство объявило тендер на разработку новых стандартов - государственных требований к учебному процессу. Один из проектов, который будет представлен вниманию чиновников, разработан главой издательства "Просвещение" Александром Кондаковым совместно с представителями РАН и РАО.
Проект, коих в последние годы в неисчислимом количестве развелось в пределах Садового кольца. И, возможно, мы не стали бы даже заводить разговор на эту тему, если бы не одно "но": пока это единственный проект, который представлен на суд общественности и о котором известно, что он примет участие в тендере. Отметим, что тендер будет проведен в течение месяца - срок совсем небольшой. Так что вероятность того, что именно этот проект будет взят за основу, довольно высока. Тем более, что основные положения документа удивительным образом перекликаются с тем, о чем говорил министр.
Если вкратце, то авторы концепции считают, что под стандартами следует понимать не одну только предметную составляющую процесса обучения, но систему образовательных процессов, которые включают в себя процесс воспитания.
"Стандарт понимается как некий договор между школой, родителями и государством о требованиях к системе образования, - рассказал в интервью Накануне.RU глава издательства "Просвещение" Александр Кондаков, - Родители и государство вправе требовать от школы, чтобы ребенок вышел из нее личностно и социально успешным, то есть владел коммуникативными навыками, навыками создания семьи, умел работать на компьютере, знал иностранные языки, уважал закон и т.д.".
Со слов Александра Кондакова, необходимо пересмотреть содержательную составляющую школьного образования. "Необходимо понимать, что обязательно для человека в математике, например, чтобы он стал личностно успешным". По его мнению, нагрузку на старшеклассников нужно сократить до 24-26 часов в неделю вместо нынешних 30 с лишним - для того, чтобы дать им время на самостоятельное выполнение творческих работ.
Возникает извечный вопрос: а судьи, кто? Кто должен решать, что и в каком объеме преподавать? Согласимся, что нередко в школах, а позже в ВУЗах, ученикам забивают головы тем, что знать не обязательно. Но где та грань, мимо которой важно не промахнуться и не перестараться, как это у нас обычно бывает. Согласно проекту, школьную программу в большей степени будет формировать сама школа. Другими словами, каждая школа будет вольна сама определять, чему и как учить детей. Естественно, какие-то регламентации, общие для всех, сохранятся, но будут, очевидно, сведены до минимума.
Конечно, иностранный язык как средство коммуникации очень важен, но для начала человек должен, просто обязан хорошо владеть собственным, родным языком! И каждая ли школа справится со свалившейся на нее честью, тем паче, если речь идет о сельских школах? Представляете, чему может самостоятельно научить детей сельский завуч, закончивший педучилище, в погоне за этой самой личностной успешностью. Если в крупных городах еще можно надеяться на приемлемое качество преподавания тех же экономики или политологии, то кто сможет профессионально рассказать о теории прибавочной стоимости или разделении властей в умирающих деревеньках?
На местах весьма скептически относятся к новой идее, считая, что ее реализация возможна лишь с большими оговорками. "Речь, возможно, идет о старшей ступени обучения. До девятого класса обучение должно быть стандартизированным, а уже в 10-11-м классах можно говорить о большей подвижности", - считает зам. руководителя Управления образования Челябинска Марина Солодкова. По ее словам, то, что федеральная часть базисного учебного плана в скором времени будет сокращена в пользу региональной, уже известно.
Апробация и внедрение этой концепции, по мнению Александра Кондакова, займут не меньше 5-10 лет. Однако, как показывает опыт, что-что, а подобного рода эксперименты в нашей стране научились внедрять экстерном.
Пока же выпускники готовятся сдавать экзамены. Месяца через два-три большинство из них поступят в техникумы и вузы и забудут все радости и мучения, связанные со школой. По крайней мере, до тех пор, пока у них не родятся свои дети.
С 1 апреля начался прием детишек в первые классы. Какое будущее уготовано им?...