Дайте доступа в трубу!
"Вас много – а я одна". Те, кто думает, что этот старый знакомый принцип, по которому обслуживали покупателей продавщицы всей советской страны, умер – глубоко ошибается. Может, он стал не так заметен в торговле, зато процветает в совсем другой отрасли экономики – транспортировке газа. Правда, как раз в советские времена в газовой отрасли такой проблемы не стояло – всё голубое топливо добывалось и транспортировалось дочерними структурами Газпрома. Появление альтернативных негосударственных добытчиков, или, как их принято называть, независимых производителей газа /Итера, НОВАТЭК, Нортгаз и другие/ породило не существовавший доселе вопрос об их доступе в государственную трубу. Независимые производители газа работают в России уже порядка десяти лет, однако за этот срок снять главную проблему их бытия так и не удалось. Общих правил игры нет, каждый выплывает, как умеет. Как умеет договариваться с Газпромом и правительственными чиновниками, влияющими на Газпром.
Неудивительно, что тема доступа к трубе стала одной из самых остро обсуждаемых на конференции "Газовый рынок России – 2004. Региональный аспект", прошедшей 8-9 апреля в Екатеринбурге. Ведь в том, что именно доступ к трубе является главной темой повестки дня независимых производителей газа – сомнений нет. В том числе и другая "голубая мечта" газовиков – разрешение от государства на экспорт газа – все равно упирается в необходимость транспортировки топлива. Сегодня отсутствие полноценного доступа к трубе оборачивается для независимых производителей тем, что они хотят, но не могут наращивать объемы добычи. "Независимые производители контролируют около 30% всех разведанных в России запасов газа, при этом добыча составляет лишь 10-12%, - объясняет Вячеслав Сотников, вице-президент по финансам и экономике ООО "Нортгаз", - это происходит из-за отсутствия гарантий по доступу к трубе. Мы вынуждены продавать газ на скважине и бремя транспортировки перекладывать на покупателя. Мы готовы идти дальше, но нужны правила игры".
Доступа к трубе независимые производители не получают по одной простой причине – Газпрому там самому места едва хватает. Объемы добычи растут, Газпром, как всем должно быть хорошо известно, выполняет важную социальную функцию – поставляет газ подавляющему числу российских потребителей, в том числе и регулярным неплательщикам, кроме того "национальное достояние" имеет монопольное право экспортировать газ, зарабатывая валюту для страны. На этом фоне независимые производители со своими 10-12% добычи и интересами исключительно по извлечению прибыли выглядят жалко, а потому и находятся в роли падчериц. Следует дополнительно оговориться, что темпы роста добычи газа у Газпрома выше темпов строительства, модернизации и ремонта газотранспортной системы /ГТС/, принадлежащей Газпрому же, а потому вакантного места там становится все меньше и меньше.
"Мне выгодно загружать систему, поверьте мне. Себестоимость транспортировки газа составляет 90%, у меня на развитие остается только 10%. И любые дополнительные объемы газа, которые мы транспортируем, резко увеличивают рентабельность транспортировки, - вступает в полемику с независимыми производителями газа Павел Завальный, генеральный директор ООО "Тюменьтрансгаз", - звучало много разговоров, про то, что независимые готовы финансировать модернизацию и обслуживание газопроводов, но все это разговоры пока, потому что никто еще денег не дал. Были письма, много писем: подключите, дайте равные условия, но не было ни одного письма – ребята, сколько нужно денег, чтобы сделать то-то и то-то".
О готовности финансировать строительство, модернизацию и эксплуатацию единой системы газотранспорта /ЕСГ/ страны независимые производители в самом деле заявляли и продолжают заявлять. Оно и понятно, ведь это позволит увеличить пропускную способность газопроводов до желаемой величины, чтобы без проблем попадать туда самим. Правда, безотрывно от этого, они заявляют и о том, что им хотелось бы знать, каковы механизмы возврата инвестиций, которые будут исчисляться десятками и сотнями миллионов долларов.
"Независимые производители газа готовы инвестировать в газотранспортную систему РФ, вкладываться в повышение ее надежности и пропускной способности. Существует около 32 узких мест, расшивка которых позволила бы существенно увеличить мощность системы. Речь идет о строительстве газопроводов-разводов, перемычек и других объектов газотранспортной инфраструктуры, но только на определенных условиях, - высказывается Виктор Баранов, президент Союза независимых производителей газа, - необходимо определить механизмы возврата инвестиций и решить вопросы доступа в трубу. Нами уже разработаны некоторые возможные формы возврата инвестиций: повышение тарифов прокачки по новым участкам, право временного доступа по льготному тарифу для инвесторов, повышение тарифов по всей газотранспортной системе и т.д.".
"Независимый сектор газодобычи готов на взаимовыгодное финансовое участие в решении этих проблем при безусловном сохранении государственного контроля за ЕСГ. Независимые производители заинтересованы в решении проблем доступа и пропорциональных объемов добычи, участия в экспорте через единый государственный экспортный канал, формирование прозрачных, справедливых цен и тарифов, - говорит Леонид Михельсон, председатель правления ОАО НОВАТЭК, - к сожалению, дальше многолетних призывов к независимым об участии в развитии ГТС, нашего устного и письменного согласия, оставшихся без ответа предложений по развитию ГТС в адрес Газпрома, дело не идет. Пока высокие, постоянно растущие издержки на поддержание, реконструкцию и развитие ЕСГ окупаются за счет высоких мировых цен на газ, относительно низких затрат на добычу и подготовку синоманского газа. Но тенденция падения мировых цен очевидна, поэтому фактор времени здесь очень важен".
По оценкам участников совещания, законодательно взаимоотношения Газпрома, государства и независимых производителей газа урегулированы лишь процентов на 20. Работа над остальными 80 еще впереди. В том, что она будет непростой, сомневаться не приходится. Государство уже на протяжении двух лет с половиной откладывает принятие концепции развития газовой отрасли страны и, в очередной раз, перенесло это событие на конец июня. Существует ряд важнейших пунктов, по которым у сторон, вроде бы, есть понимание и согласие: транспорт газа должен быть выделен из состава Газпрома; транспортная система должна принадлежать государству и регулироваться им; система транспортировки газа должна остаться единой. Пожалуй, все. Остальное, в том числе и глобальный пункт о возможности экспорта газа независимыми производителями, еще только будет рассматриваться в перспективе.
"В думе уже прошел первое чтение закон о газопроводном транспорте, где регулируются взаимоотношения собственника единой системы газоснабжения и всех желающих попасть в эту трубу. Вопрос взаимоотношений собственника с субъектами федерации по которым он проходит, и порядок финансирования развития единой системы газоснабжения в стране, - подытожил Валерий Язев, президент Российского газового общества, - и первую скрипку здесь должно играть государство. Оно должно расставить права и обязанности Газпрома, правительства и независимых производителей. Это проблема многоуровневая и она гораздо глубже, чем просто личностные взаимоотношения Газпрома и независимых производителей".
Первую скрипку государство, конечно же, здесь сыграет. И эта партия, возможно, на этот раз даже не будет слишком затяжной /президент ведь указал на то, что реформы должны проводиться в ускоренном темпе/. Но что-то подсказывает, что независимые производители едва ли останутся до конца довольны итоговым решением. На днях руководитель Газпрома Алексей Миллер в очередной раз во всеуслышанье заявил, что его ведомство реформироваться не будет. В данном случае, это вовсе не значит, что, например, газотранспортная составляющая не будет выведена из состава монополиста. Скорее, это свидетельствует о том, что независимым производителям газа не многое будет дозволено из того, чего им хотелось бы, они могут получить больше обязанностей, чем прав. А то, что им в новых условиях удастся старыми методами чего-то пролоббировать сомнительно вдвойне. С такой-то Думой, с таким-то правительством.
Вместо P.S.
Однако при этом он добавил, что "доступ к трубопроводам должен быть свободным, как и к любым другим ресурсам".