День памяти подводников: это нужно России
7 апреля в России - День памяти память погибших подводников. День этот отмечается согласно приказу Главнокомандующего ВМФ РФ от 19.12.95 в память об трагедии 7 апреля 1989 года, когда в Норвежском море в районе острова Медвежий погибла атомная подводная лодка "Комосомолец" /К-278/.
Тогда факт катастрофы АПЛ впервые стал достоянием гласности, но общий тон новостей был: случившееся - боль и скорбь всей страны. Зато после катастрофы с "Курском" российские средства массовой информации взвыли. Эвона, мол, какие безобразия творятся у нас в армии и на флоте. Но подводники были, есть и будут являться элитой Военно-морских сил России. Это их крест, который они несут и нести будут. И хорошо было бы те, кто по должности обязан, помнили бы об этом не только в Дни памяти и День ВМФ.
"Потаенное судно" из 1718 года
Еще в 1718 году плотник из подмосковного села Покровское Ефим Никонов подал на имя Петра I челобитную с предложением построить "потаенное судно", которое "в море в тихое время будет из снаряду разбивать корабли". Царь вызвал талантливого самоучку в Санкт-Петербург, и повелел немедленно приступить к постройке. В 1721 г. судно было испытано в присутствии Петра 1, после чего автору предложили начать постройку "потаенного судна большого корпуса". В августе 1724 г. Никонов затребовал вооружение для своего подводного корабля, названное им "огненными трубами". По-видимому, это были примитивные пороховые огнеметы. Со смертью Петра 1 работа над "потаенным судном" прекратилась, а построенная талантливым умельцем подводная лодка сгнила в заброшенном сарае. Лишь через полвека, в 1775 г. с аналогичным проектом выступил американец Бушнель, которому иногда незаслуженно приписывают постройку первой подводной лодки военного назначения.
Первые жертвы подводного судостроения
С самого начала подводные лодки стали регулярно уносить человеческие жизни. Так, в середине XIX века американец Оливер Халстед создал уродливого пузатого монстра с многообещающим названием "Умный кит". Во время неоднократных испытаний на Бруклинской верфи это железное чудовище отправило на тот свет аж 39 человек.
В 1862 году другой американец, по фамилии Анулей построил для Южных Штатов уже несколько подводных лодок. Одна из них оказалась просто фантастически невезучей. Сначала ее залило водой от проходившего мимо парохода, а из всего экипажа спасся один командир. Лодка была поднята и восстановлена. Живучий командир набрал новую команду из добровольцев. Вскоре, при стоянке на якоре ночью лодка внезапно перевернулась и затонула. Из экипажа спасся только тот же командир и два матроса. Настырные южане подняли лодку в очередной раз. Непотопляемый командир набрал новый экипаж и для выяснения причин аварий пригласил ее изобретателя - самого инженера Анулея. В его присутствии провели новые испытания, окончившиеся очередной аварией - на этот раз лодка затонула со всем экипажем и изобретателем. Вы думаете, на этом все и закончилось? Так нет же! Лодку подняли в третий раз и назначили на нее нового командира и новую команду. К слову сказать, 17 февраля 1864 года эта лодка совершила-таки первую в мире успешную подводную атаку и потопила корвет северян "Хаузатоник" водоизмещением около 1400 тонн. Как вы, наверное, уже догадались, при атаке погибла и сама лодка со всем экипажем - на этот раз уже окончательно.
Вслед за "Варягом"
Чуть позже к разработке и строительству подводных лодок приступила Россия. Почти сразу начав отсчет и первым жертвам среди российских подводников. 16 июня 1904 года в 9.30 утра первая боевая подводная лодка русского флота "Дельфин" начала свое очередное погружение и… ушла по воду с открытым люком. При этом не успели выйти из отсеков и погибли 24 матроса и командир лодки - лейтенант Черкасов. Всю вину, как у нас часто водится, свалили на командира. Не посмотрев на то, что Черкасов, находясь у открытого люка, мужественно разделил участь своего корабля, пропуская вперед матросов. Спустя год при сходных обстоятельствах погибла английская подводная лодка А-8, а еще через месяц - французская "Farfades". В обоих случаях спаслись только их командиры, как и Черкасов, находившиеся около незакрытых люков, но, в отличие от него посчитавшие, что лучше быть живыми дезертирами чем благородными покойниками. 29 мая 1909 года во время учебной ночной атаки эскадры Черноморского флота подводная лодка "Камбала" была разрезана пополам броненосцем "Ростислав". Погибли комдив капитан II ранга Белкин, мичман Тучков и 18 подводников.
18 июня 1917 года затонула русская подводная лодка АГ-17. Эта катастрофа произошла вообще по совершенно невероятной причине. А именно - оттого, что на камбузной плите у кока подгорели обеденные котлеты. Решив проветрить отсек, этот крайне мудрый кок не придумал ничего лучше, чем открыть люк нараспашку, даже не удосужившись предупредить об этом командира. Как раз в этот момент лодка совершала погружение...
Все что может портиться - портится
По мере того, как множилось количество подводных лодок во флотах многих стран мира, увеличивалось и число аварий по причинам, не связанным с их участием в боевых действиях. Подводные лодки гибли от взрывов гремучего газа, образующегося при зарядке аккумуляторных батарей, от столкновений с другими судами, от отказа различных технических средств и от ударов о скалы…
В период с 1900 по 1930 г. На американских подводных лодках произошло 22 взрыва аккумуляторных батарей. Только за январь - апрель 1923 г. в результате взрывов гремучего газа и последующих за ним пожаров пострадало шесть подводных лодок японского флота.
1 июня 1939 года из-за сущей ерунды погибла английская подводная лодка "Тетис". Трагедия произошла вследствие выхода из строя пробного краника на одном из торпедных аппаратов. Покрутив краник туда-сюда и придя к выводу, что воды в аппарате нет, командир торпедного отсека лейтенант Вудс распахнул его крышку. Из длинной трубы торпедного аппарата прямо в изумленную физиономию Вудса фуганула мощная струя холодной морской воды. С грехом пополам закрыв переборочный люк между вторым и третьим отсеками, подводники вместе с лодкой легли на грунт на глубине 49 метров. В отсеках "Тетиса" в результате поломки пробного краника торпедного аппарата погибло 99 человек.
Грабли новые. Результат - тот же
С наступлением времени атомных подводных лодок характер аварий существенных изменений не потерпел. По-прежнему, основной их причиной оставались выход из строя технических средств и столкновения с другими судами. Так, 16 июня 1978 года американскую атомную субмарину "Таллиби" спасло от гибели лишь чудо. В результате поломки гребного вала в лодку началось интенсивное поступление забортной воды. И только благодаря тому, что обломок вала, зашедший внутрь сальника на 20-30 мм преградил путь потоку воды, течь немного уменьшилась. С большим трудом лодке удалось всплыть на поверхность.
Но так везло далеко не всем. 10 апреля 1963 года погибла американская атомная подводная лодка "Трешер". Огромная глубина /2500 м./, на которой она затонула, не позволили достоверно выяснить причины ее гибели. Но основной версией гибели субмарины и 129-ти членов ее экипажа до сих пор остается халатность технических специалистов, отправивших лодку на испытания, заведомо зная о неисправностях в ее оборудовании. По некоторым данным, субмарина вышла в свой последний поход имея в системах забортной воды сотни/!/ соединений, не удовлетворяющих требованиям стандартов. А авось, он везде авось, хоть в России, хоть в Америке. С теми же последствиями.
В Советском Союзе последовательно затонули: К-8 /1-е поколение, в 1970 г./, К-219 /2-е поколение, в 1986 г./, К-278 /3-е поколение, 1989 г./.
Исключением в какой-то степени можно считать ПЛА "К-56", которая летом 1973 года столкнулась с рефрижератором "Академик Берг" в районе Находки. Удар форштевня рефрижератора пришелся в борт между II и III отсеками. Второй отсек имел относительно небольшой объем и сразу же был затоплен по действующую ватерлинию. Командир принял единственно правильное решение, и смертельно раненая ПЛ, заблокировав аварийную защиту обоих реакторов, максимально возможным ходом рванулась к ближайшей отмели Находкинского пляжа. Это облегчило ее участь - остались в живых большинство членов экипажа, кроме погибших во II отсеке.
Анекдотичный случай произошел 7 марта 1979 года. В тот день в сети английского рыболовного траулера попала ну очень крупная добыча. Не успев порадоваться такой везухе, рыболовы поняли, что тут еще неизвестно, кто кого заарканил. В течение часа какая-то неведомая сила с приличной скоростью волокла траулер в обратную сторону. Окончательно перепугавшись, рыбаки отделались от улова, перерубив ваер /буксирный трос/ трала. То, что это была атомная субмарина, ясно всем, но вот чья она была - тайна сия велика есть, так как лодка даже не удосужилась выйти на поверхность.
Две трагедии с промежутком в 19 лет
В апреле 1970 года в Бискайском заливе на глубине 4680 м. затонула советская атомная подводная лодка К-8, класса "Ноябрь". В результате аварии погибло 52 человека.
Через девятнадцать лет, 7 апреля 1989 года у "Комсомольца" шли тридцать девятые сутки похода. Глубина погружения - 386 м, скорость - 8 узлов. Ничто не предвещало беды. Хотя ничего "вдруг" не бывает...
"Вдруг" с 11.02 до 11.03 появились аварийные сигналы на пульте электроэнергетической системы "Онега" -"КЗ ПрБ" (короткое замыкание правого борта); по этому сигналу срабатывает селективная быстродействующая защита, и секции главного распредщита обесточиваются. Обесточилась секция отключаемой нагрузки, и на пульте ГЭУ "Ураган" появился сигнал "Стоп ЦНПК № 1 БС". В ЦП на пульте общекорабельных систем (ОКС) "Молибден" появился сигнал "Т7"70оС" (одновременно он должен пройти на пульт противопожарной сигнализации "Контур" ВИМ). Зуммеры, ревуны, аварийные доклады, VII на связь не выходит...
Итог этой аварии был трагичен. Несмотря на отчаянные попытки экипажа спасти гибнущую субмарину, в итоге лодка затонула на глубине 1700 метров, погибло 42 подводника. Многие из них погибли в результате переохлаждения от длительного пребывания в ледяной воде, в следствии того, что лодка не смогла своевременно послать сигнал о своей гибели, и помощь с надводных кораблей пришла слишком поздно.
Всего за период с 1946 по 1990 год в США и странах НАТО погибло 28 подводных лодок, и в этих катастрофах жертвами стали 806 моряков-подводников. В Советском Союзе с 1977 по 2000 год было потеряно 15 подлодок, при этом по официальным данным погибло 172 человека, включая 118 моряков, погибших на атомной подводной лодке "Курск" /по американской классификации - "Oscar-II"/.
Гарант неприкосновенности
Смотришь длинные списки погибших подводных кораблей и в скобках - количество погибших подводников, в голову невольно закрадывается мысль - а оправданы ли все эти усилия и все принесенные жертвы? Прежде чем заламывать руки и посыпать голову пеплом, давайте вспомним, что только за один год на дорогах одной только России под колесами автомобилей погибает больше людей, чем число всех погибших при катастрофах подводников во всех странах мира за всю историю подводного флота. И ничего - никто не говорит, что автомобиль как средство передвижения для России не нужен.
Сегодняшней России жизненно необходим мощный атомный подводный флот как гарант неприкосновенности нашей государственности, как непререкаемый показатель статуса мощной военной державы. России необходимы АПЛ, как необходимы тяжелые ракетные крейсера, как необходимы стратегические бомбардировщики и современные РЛС. Россия должна быть страной, которая способна не только перекачивать нефть и газ за рубеж, но и отстаивать, как говорилось в эпоху холодной войны, сферу своих жизненных интересов. И значит, России нужны моряки-подводники.
Конечно, моряки-подводники - люди особые. Особые не в силу того, что от природы наделены какими-то сверхъестественными способностями, а потому что они изначально поставлены в экстремальную ситуацию. В ситуацию, когда экипаж месяцами закупорен в огромной железной бочке, напичканной к тому же смертоносной начинкой и бесчисленным множеством электронных систем. Любая неполадка может грозить катастрофой как минимум для самой субмарины, и как максимум - для человечества: ядерные заряды на одной АПЛ несут опасность для миллионов жителей Земли.
Любой подводник знает это с первой секунды, как наденет черный бушлат, и знание это остается с ним до конца его жизни. И поэтому подводники были, есть и будут являться элитой Военно-морских сил любой страны. Это их крест, который они несут и нести будут. И хорошо было бы те, кто по должности обязан, помнили бы об этом не только в Дни памяти и День ВМФ. Для нашей страны сегодня стратегически важно, чтобы любой офицер-подводник, возвратившийся на базу из учебно-боевого похода, возвращался не в комнату старого общежития а в нормальную квартиру. Для интересов России важно, чтобы он получал достойную его уникальной профессии зарплату, и чтоб эта зарплата была по крайней мере не меньше той, которую получают армейские чиновники в уютных московских кабинетах. Наконец, нам всем необходимо осознать, что моряки подводники заслуживают самого глубокого уважения - дело, которое они делают, достойно этого.
Автор пользовался при подготовке материала книгой Нарусбаева А.А. "Катастрофы в морских глубинах" М.Судостроение г.1982