22 Сентября 2024
search

Не валяйте Дурова

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBY393
Недорогой ремонт телефонов blackberry в Москве
Закажите ремонт телевизоров sony в Москве
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

День Знаний - год 2003

1 сентября всегда было, и, слава Богу, пока остается днем Знаний. Все еще надеемся, что именно так - с большой буквы.

Так получилось, что именно в этот день наш альманах выходит в интернет-свет. Кстати, нам показалось весьма символичным это нечаянное совпадение. Если Вы, уважаемый читатель, уже пробежали глазами наше первое послание в рубрике "От издателя", то, надеемся, поняли, что познание мира, в котором нам довелось жить, размышления о людях и событиях и есть одна из целей нашего издания. Не для этого ли люди учатся, и какого-то 1 сентября каждый из нас некогда пошел в первый раз в первый класс? 

Сегодня много будут говорить и писать о школе, ее проблемах, ее высокой миссии и терниях в жизни тех, кто ее осуществляет - учителях. Мы не решились судить обо всем этом сами. И попросили рассказать о Школе профессионала. Слово директору одной из российских школ, педагогу с семнадцатилетним стажем Татьяне Мурзиной.

          

Есть несколько дней в году, когда школа привлекает всеобщее внимание. В канун 1 сентября представители власти, средств массовой информации, общественности наперебой вспоминают о благородной миссии учителя. Звучат торжественные речи, легко раздаются подарки и обещания. Учителю оказывают уважение, высказывают пожелания здоровья, оптимизма, благополучия, хороших учеников, повышения зарплаты. Напоминают о том, что в его руках будущее страны.

Но праздник заканчивается, цветы увядают, и школа оказывается один на один со своими проблемами. И остается только удивляться, как при финансовой обеспеченности на 50-60% от реальных потребностей, при декларативности положений законодательных актов, ведомственной разобщенности школа еще существует и даже развивается.

Кажется, сегодня все против школы в реализации ее изначальных функций воспитания, обучения, просвещения, обусловленных российскими традициями. Даже общество. Книжные магазины и развалы забиты печатной продукцией сомнительного толка: “решебники”, сборники готовых докладов, рефератов, экзаменационных ответов. Голубые экраны неустанно заняты пропагандой культа грубой силы с акцентом на первичные /биологические/ потребности человека.

А русская школа не всегда и не везде, но по-прежнему упорно и вопреки пытается сеять "доброе, вечное...".

Да, учителя из школы уходят. И всегда уходили, правда, сейчас заметно чаще, чем раньше. Но школа живет. И, смеем наедяться, будет жить, пока еще много тех, кто без нее себя не мыслит. Можно считать их чудаками или неудачниками, а они ощущают себя счастливыми избранниками судьбы.

Есть в работе учителя то, чего не имеет ни одна другая профессия. Где еще существует такое мощное энергетическое поле юности, что позволяет учителю не один раз пережить свою молодость? На какой работе ни один час совершенно не похож на другой, как не похожи друг на друга классы? В каком учреждении ежедневно можно услышать многократно повторенное “здравствуйте” как пожелание здоровья и благополучия? А ни с чем не сравнимое ощущение значимости, когда видишь результаты своего труда, а в детских глазах читаешь удивление, восхищение, обожание!

И еще. Здесь можно не бояться быть искренним, по-детски непосредственным. И, наконеу, в современной школе учитель обладает достаточно высокой степенью свободы творчества, он волен сам распоряжаться значительной частью рабочего времени, а диапазон средств самореализации настолько широк, что не найти себя в школе может только ленивый.

И все равно из школы уходят. Уходят  самые яркие, энергичные, талантливые педагоги, так необходимые детям. И не только потому, что невелика зарплата или нет преспектив решить бытовые вопросы. Это сегодня проблемы не только учителей, но значительной части наших сограждан. Учителя, кстати,  обладают развитыми адаптивными способностями, и многие из них без труда находят дополнительные источники дохода.

Гораздо больше, чем низкий размер заработной платы, педагогов угнетает непрестижность профессии, активно культивируемая в обществе последние два десятилетия.

В школе до сих пор работает много увлеченных, творческих, интеллектуально и духовно развитых людей. Но что-то никто не торопится вложить пару-другую миллионов на создание современного гимна профессии а-ля "Доживем до понедельника" или хотя бы телесериала об учителе. Серди "бригад" и "бандитских петербургов" нет места такому соицальному заказу.

Если же ненароком в эпизоде и появится учитель, то это настолько невыразительный, а то и неприятный, образ, что никаких положительных эмоций в связи с учительской профессией не возникает. А сколько выходит обличительных статей по поводу школьных поборов, нарушений прав ребенка в системе образования. Естественно, если у молодого педагога еще не сформировалось ощущение самодостаточности, самоуважения, то на него решающее влияние окажет мнение окружающих, которые воспринимают работу в школе как жизненную неудачу и жалеют своего близкого, волей случая или судьбы занесенного в образовательное учреждение.

Пришло время понять, что абсолютных окончательных оснований для школьного пессимизма пока нет. Учиться все равно надо и будет надо, пока в стране рождаются малыши.

А школа сейчас интереснее, чем была 15-20 лет назад. Очень изменились дети: они сейчас ничего не боятся, для них не существует авторитета должности, они способны отстаивать свое право на индивидуальность, выступают с инициативами, обладают навыками коллективной самоорганизации. Возможно, не всем это по нраву, но с такими детьми не скучно. Изменились требования к позиции учителя. Он становится организатором познавательной и учебной работы учащихся, в полной мере осуществляя управленческую деятельность, реализуя на уроке все ее функции (целеполагание, прогнозирование, планирование, мотивацию, организацию, контроль). А быть управленцем всегда считалось очень интересным, престижным и ответственным делом.

Кстати, меняются и родители. Много и справедливо говорится о чрезмерной занятости родителей, о попустительском отношении к личностному развитию ребенка. Но есть и другая тенденция, пока мало известная в обществе, но уже знакомая учителям. Появляется новое поколение родителей: энергичных, заинтересованных в качественном образовании детей, понимающих проблемы школы и стремящихся найти их решение. Все больше приходит мам, как правило, домохозяек, которые расценивают активное участие в жизни школы как способ реализации своих способностей. Учитель, грамотно опирающийся на инициативную группу родителей, имеет возможность существенно разнообразить и облегчить свой труд, при этом еще и получить признательность своих помощников.

Школа действительно барахтается в клубке проблем, но уже не безвольно тонет в их пучине, а настойчиво ищет пути их решения. Это происходит благодаря тому, что в большинстве школ стихийно или целенаправленно идет активный процесс формирования образовательного сообщества, включающего в себя всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, учащихся). И пусть чиновники от образования постоянно твердят о недопустимости “школьных поборов”, и пусть еще находятся наивные родители, которые верят, что на бюджетные средства школа может успешно функционировать, но перелом в сознании уже произошел.

В школе формируются общности родителей и учащихся с новым типом экономического мышления и поведения, которые заинтересованы в современном учителе, готовы оказать ему поддержку всеми имеющимися средствами.

Справка Накануне.ру:

Екатеринбург. За школьные парты в Екатеринбурге в новом учебном году сядет 135 тысяч 500 учеников, 11 тысяч 700 из них первоклассники, и 12 тысяч 400 десятиклассников продолжат обучение на третьей ступени, сообщила начальник городского управления образования Тамара Непомнящая.

Нынешний учебный год в уральской столице дважды юбилейный: он пройдет в год 280-летия города, а весной 2004 года отметят юбилей екатеринбургского образования: в 1724 году в Екатеринбурге появились первые школы. На первых уроках все школьники города от мэрии города получат праздничное издание: ученики начальной школы получат “Екатеринбург — дневник твоих событий”, среднего звена — “Екатеринбург — твой старый знакомый” и старшеклассники — “Екатеринбург — город твоей судьбы

А сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека побывают в школах Екатеринбурга, где проведут с учащимися классные часы, на которых  расскажут о том, что такое права человека, какие правозащитные институты существуют. Занятия будут поставлены в форме диалога, чтобы узнать, как школьники представляют права человека, какие права они имеют, как это соотносится с их обязанностями.

В сентябре 2003 года в школы Свердловской области придут 39,4 тысячи первоклассников, что на 1,3 тысячу меньше, чем в прошлом году, сообщил областной министр общего и профессионального образования Валерий Нестеров.

При этом, по данным министра, 1475 свердловчан школьного возраста из 540 тысяч посещать средние учебные заведения вообще не собираются.

Кроме того, как сообщил Валерий Нестеров, к 1 сентября на Среднем Урале станет меньше на 12 дневных общеобразовательных учреждений, закроются шесть сельских малокомплектных школ, причем четыре — в Серовском районе.

Стоит отметить, что, полностью готовы к новому учебному году только 38% образовательных учреждений области, 56% — подготовлены лишь частично, 2% — не готовы, 4% — находятся в аварийном состоянии. При этом только в Красноуфимском районе из 13 образовательных учреждений 5 — ветхие.

Тюмень.1 сентября 2003 году в Тюмени сядут за школьные парты свыше 66 тысяч учеников. Первоклассников в этом году 5 тысяч, а закончат школы 6595 одиннадцатиклассников, и почти девять тысяч - девятиклассников.
Всего в областном центе 94 школы. Поведут в страну знаний тюменских ребятишек свыше пяти тысяч учителей, около полутора тысяч из них ветераны педагогического труда. В Тюмени по-прежнему не хватает учителей информатики, физкультуры, начальных классов, сообщает пресс-центр администрации города Тюмени.

Всего на юге Тюменской области на действуют  924 общеобразовательные школы, в них учащихся 187051 /на 1.09.2001г. было 969 школ с число учащихся 208171/; профессиональных училищ - 41 с количеством обучающихся более 20000 человек;  учреждений дополнительного образования системы образования - 82;  дошкольных учреждений - 497, количество в них детей - 39079.

Тюменская область в числе тех немногих регионов, где 1 сентября распахнут свои двери новые школы. В селе Малый Тараскуль открывается школа на 350 мест, в деревне Варвара Ярковского района - на 162 места, в селе Янтык Тюменского района - на 190 мест. Ученики села Иртыш Вагайского района тоже переступят порог новой школы.

В Тобольске в новом учебном году за парты сядет около 15300 ребят, что почти на 800 меньше, чем год назад. Уже третий год продолжается снижение количества учащихся в общеобразовательных учреждениях города, что является следствием демографического кризиса.
В связи с этим под сокращение попали 98 человек, в основном учителя начальных классов. Но, как отметил заместитель главы города по социальным вопросам Павел Креков, большинство педагогов будут трудоустроены.
В этом году первого сентября впервые переступят порог школы 1090 юных тоболяков - на 43 больше, чем год назад

Челябинск.Шесть новых школ Челябинской области примут в свои стены учащихся в новом учебном году: в Челябинске, Чебаркуле, в Алексеевке Варненского района, в селе Кацбах Кизильского района и в Юлдашево /Кунашакский район/. В начале сентября будет завершен ремонт еще одной, седьмой по счету школы. Она откроется в Магнитогорске после реконструкции.

По словам начальника главного управление образования и науки Владимира Садырина, количество ученических мест в этом году увеличится на 2377.
По словам Губернатора Петра Сумина, каждая седьмая школа по РФ приходится на Челябинскую область.

Образовательная система Южного Урала сегодня занимает одно из ведущих мест в России. Об этом говорит уже тот факт, что каждая седьмая новая школа в стране построена на Южном Урале, сообщили в пресс-службе губернатора области.

В этом году выпускники, сдававшие единый государственный экзамен, по 8 предметам показали хорошие результаты. Средний балл за экзамена по математике выше среднего по России на 2,1 пункт, по русскому языку - на 5,1, по географии - на 4,7 балла, и по химии - на 3,3 балла. Семь выпускников школ области сумели набрать максимальное количество - 100 балов.

Министерство образования РФ включило Челябинскую область в число 7 регионов, которые принимают участие в проекте Всемирного банка реконструкции и развития. Проект будет способствовать укреплению материально-технической базы образовательных учреждений, созданию методических центров и внедрению новых образовательных технологий. На его реализацию из областного бюджета будет выделено 5 миллионов долларов и еще 10 миллионов долларов - средства ВБРР.

Приоритетным направлением работы является социальная защита работников образования. Например, в Златоусте /Челябинская область/ администрация города к 1 сентября вручит учителям ключи от 30 новых квартир.

Ханты-Мансийск .По состоянию на 01.01.2003 года в Югре  функционирует 408 образовательных учреждений, в которых обучается 229135 учащихся.

В 2003 году 162 югорских школьника стали золотыми медалистами, в 2002 году их было 134.

В системе начального образования округа работает 87 начальных (из них 14 частных) школ - это 3535 начальных классов, из них 14 классов в лицеях и гимназиях. Всего учащихся начальных классов 68404, из них обучается в 1 классе 17472 ребенка. По сравнению с прошлым годом, количество учащихся начальных классов увеличилось на 202 человека.

В Югре имеется 42 национальные школы, в 37 из них изучается родной язык (коми, манси, ханты, ненецкий) и как предмет, входящий в обязательную, инвариантную часть базисных учебных планов, и на факультативных занятиях, отражающих вариативность обучения.

Курган. Более 40 тысяч курганских девчонок и мальчишек сядут 1 сентября за школьные парты, из них 3000 первоклассников. 

Салехард. Всего 1 сентября в Ямало-Ненецком автономном округе за парты сядут 97 тысяч школьников. В том числе 7100 – первоклассников. В начале учебного года планируется ввести в эксплуатацию четыре новых объекта. В стадии ремонта находятся 15 объектов образования.По сравнению с прошлым учебным годом на Ямале уменьшилась текучесть педагогических кадров на 4,5%. За счет увеличения числа приглашенных педагогов, приобретения жилья для учителей и обучения в педагогических вузах жителей автономного округа сейчас школы ЯНАО практически полностью обеспечены специалистами.

3775 детей из семей, проживающих в труднодоступных районах автономного округа, доставляются в это время в школы-интернаты. Вертолетами, наземным транспортом, речным флотом этих детей планируется доставить к месту учебы максимум к 15 сентября.

Предполагается, что в новом учебном году 22 муниципальных дошкольных образовательных учреждения в Новом Уренгое будет посещать 3354 ребенка. Школы города примут 17412 учащихся, прием в первые классы останется на уровне прошлого года - 1395 человек, причем 37% из них будут обучаться на базе детских садов. Однако, как сообщает Информационно-аналитическое управление администрации муниципального образования, к сожалению, не до конца решена кадровая проблема - в настоящее время имеются 42 учительские вакансии.

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС