Образование не для всех?
Растерянные первоклашки с букетами цветов, улыбающиеся родители и педагоги, принарядившиеся старшеклассники, которые уже сейчас мечтают о том, чтобы очередной учебный год поскорее закончился. Вообщем, все, как обычно 1 сентября каждого года. Разница только в том, что каждый год российские школы недосчитываются внушительной части учеников. Так, в Челябинской области в этом году за парты сядут 375 тысяч школьников. Что на 9 тысяч меньше, чем в прошлом. Более того, за два последних года количество “постигающих азы наук” южноуральцев сократилось на 51 тысячу /!/. По прогнозам самого Минобраза, к 2010 учебному году ряды российских школьников поредеют на 30%. И не потому, что рождаемость у нас “ни в какие ворота не лезет”. Вернее, не только поэтому: с задачей “воспроизведения” мы худо-бедно постепенно справляемся. Беспокоит другое. Например, в Свердловской области больше 1000 учащихся /и это только официальные данные/ в этом году рискуют остаться за чертой хваленого всеобщего отечественного образования, просто потому, что не хотят учиться или не могут из-за бедности /неблагополучности/ своих семей /заметьте, речь идет о рядовых государственных школах/. И это, прямо скажем, в не такой уж бедной Свердловской области. Что тогда говорить о Курганской, где за чертой бедности живет 48% населения?
В УрФО /да, и во всей России, думается/ только нефтегазоносные ХМАО и ЯНАО, пожалуй, могут без ложной скромности похвастаться тем, что число школьников в этом году даже несколько увеличилось. Так, первоклашек на Ямале сегодня 7234 человека, что на 5% превышает прошлогоднюю цифру. Оно и понятно. Тамошние власти средств вкладывают в школьное образование немало, благо, есть, что вкладывать. Да, и государство с завидным постоянством блюдет заботу о малочисленных северных народах. Кто-кто, а ханты или ненцы о школьных уроках знают не понаслышке. В этом году в школах – интернатах Ямала на полном гособеспечении будут обучаться 8800 детей из числа коренных местных жителей. “Обычным” школьникам тоже грех жаловаться. Один знакомый рассказывал мне, что, когда его ребенок-первоклассник пошел в Нягани /ХМАО/ в школу, ему выдали все, что только можно было выдать, вплоть до ранца. А тот, у кого в школьном аттестате “5” и “4”, может совершенно спокойно получить высшее образование в любом российском ВУЗе – округа готовы заплатить больше половины стоимости ВУЗовского обучения. Стимул учиться у этих детей есть.
Если же не брать во внимание эти две северные территории, то назвать современное российское школьное образование привычным со времен оных словом “всеобщее” /смотри словарь/ как-то язык не поворачивается. А в свете грядущих преобразований, затеянных центральной властью, и самой политики государства российского статус этот /вернее, то, что от него осталось/ школьное образование, думается, потеряет окончательно. Зашаталась сама система, которая эту всеобщность, а, соответственно, и доступность, хоть мало-мальски, но поддерживала.
А затеяли наши с вами всеведущие чиновники вот что. Постепенно все общеобразовательные учреждения в рамках перекраивания полномочий отойдут региональным властям. Это значит, что если раньше забота о школе целиком и полностью лежала на плечах муниципального бюджета, то новый порядок обязанность содержать ее вменяет бюджету областному. Вот и подумайте, к чему это может привести. Где область будет изыскивать дополнительные средства для содержания школ, история умалчивает. Поэтому становится очевидным, что деньги из областной казны школе выбить будет, ох, как непросто. Вернее, даже не самой школе, а городским властям. Прежде, сколько потратить на образование, они решали сами, в будущем же все будет зависеть от того, сколько “подкинет” им область и как сложатся отношения между двумя бюджетами. Причем, личный фактор в этом вопросе, думается, роль сыграет далеко не последнюю. Ставшее притчей во языцах противостояние свердловских и екатеринбургских властей – наглядный пример того, как эти отношения могут сложиться. Итак, очевидно, что после воплощения в жизнь очередной затеи российских чиновников денег у школ не прибавится, скорее, наоборот.
А еще не так давно те же самые чиновники, разрабатывая “Концепцию модернизации системы школьного образования в России”, били себя кулаком в грудь и уверяли нас с вами, что расходы на образование будут повышены с 3,5 до 4,5% ВВП /в США, кстати, 12%/. Благодаря такой заботе, школы начнут процветать, а всем гражданам будет гарантировано всеобщее бесплатное полное среднее образование. Более того, возглашали разработчики, сельские школы надо модернизировать, а для работников образования ввести отраслевую пенсионную систему. Где сейчас эта Концепция, бог ее знает. Канула в какой-нибудь архив вместе с тогдашним составом Минобраза. Еще тогда, в бытность этого, казалось бы, отвечающего народным чаяниям документа, 2% россиян, опрошенных Фондом общественного мнения, предположили, что приведет он к “оккомерчиванию” отечественного образования. В последующем правительство России неоднократно объявляло эту сферу деятельности одним из финансовых приоритетов. Между тем, в проекте бюджета на 2005 год расходы на образование, здравоохранение, спорт, культуру и соцполитику в общей сложности прописаны в размере 11,5% всех расходов /в 2004 – 13,3%/, тогда как на “оборонку” и правоохранительную деятельность планируется потратить 31,1%.
Тем временем, государство, поставив школы практически в условия “выживания”, регулярно “прессует” их, требуя выполнения тех-то и тех-то предписаний. При этом требования эти почти всегда напрямую соприкасаются с немалыми материальными затратами. Почему к началу учебного года больше половины российских школ оказались не готовы принять учеников по всяким там противопожарным и санитарным нормам? Ответ напрашивается: у школ нет денег на ремонт помещений, замену оборудования в пищеблоках, в классах, установку пожарной сигнализации и много чего еще /целый перечень/. За неделю до 1 сентября 90 школ Челябинской области получили предписания о приостановке своей работы, в Тюменской области из 21% проверенных школ специалисты приняли только чуть больше 10%. Похожая ситуация в Свердловской области. Из 1257 проверенных на 20 августа свердловских школ основные санитарные недостатки устранены лишь в половине.
“Около 40% школ построены еще до войны. Требования, которые предъявляют к ним те же пожарные, сложно выполнить чисто технически. Например, как вы установите дверь со специальными дымовыми притворами на месте арки в старинном стиле или распашные решетки на окна, которые под это не приспособлены. Нужно заказывать специальные проекты перепланировки, а это немалые деньги. По мере возможности мы выполняем самые основные требования: устанавливаем огнетушители, освобождаем пути эвакуации ”, - говорит первый заместитель Управления по делам образования Челябинска Марина Солодкова. В Свердловской области на 20 августа санитарные врачи приняли 11 мер административного воздействия на нерадивых руководителей. Ну и что? В День знаний все школы, как один, открыли свои двери для учеников, несмотря на “неустраненные нарушения”. И это понятно, дети-то должны учиться. А специалисты того же челябинского госпожнадзора “любезно согласились” подождать до ноября, а в ряде случаев и до апреля следующего года. Гарантии, что к этому времени все недостатки будут устранены, абсолютно нет. Получается, что наши дети ежедневно рискуют своими безопасностью и здоровьем. По сведениям челябинских спасателей, в этом году в школах области произошло 8 пожаров.
Дальше – больше. С 2005 года государство отказывается доплачивать педагогам за классное руководство, проверку тетрадей. И, что самое главное, будет отменена единая тарифная сетка – “святая святых” каждого учителя. О том, что современный учитель в среднем получает две-три тысячи рублей в месяц, сегодня не знают только детсадовцы. И это при нагрузке, гораздо превышающей положенные 18 часов в неделю. Конечно, во многих странах учителя получают немного. Но, наверное, только в России они получают неприлично мало, то есть меньше прожиточного минимума. Учитывая все сказанное, представители общероссийского объединения профсоюзов "Соцпроф" призвали всех педагогов начать 1 сентября забастовку. Помимо повышения заработной платы до семи тысяч рублей, профсоюзные лидеры потребовали ввести прозрачную систему выплаты этих денег. "Если вы сейчас гарантированно получаете, к примеру, 1000 рублей, то с 1 января вы не будете знать, сколько вы получите. Это будет зависеть от местных властей. Необходимо оформить документ, в котором бы строго оговаривалось, по какому принципу будет начисляться зарплата педагогам", - пояснил Накануне.ру лидер Уральского профсоюзного центра Сергей Беляев. Организаторы забастовки даже предложили педагогам не выходить на работу. Если бы в том же УрФО эту идею поддержали, крайними бы опять оказались школьники.
Итак, государство, планомерно низводя школы до крайней степени отчаяния, тут же предлагает им выход. “Ребята, не волнуйтесь, - говорят чиновники педагогам, - мы вам дадим возможность самим зарабатывать деньги”. Как стало известно “Ведомостям”, в кремлевской администрации разрабатываются два законопроекта, которые предполагают преобразование школ и больниц в некие полукоммерческие структуры. Преобразованные в автономные некоммерческие организации медицинские и образовательные учреждения будут самостоятельно зарабатывать деньги и тратить их по профилю на свое усмотрение. Государство при этом по-прежнему будет финансировать их в нормативных объемах. А вот за накопленные учреждениями долги расплачиваться госбюджет больше не собирается. Тогда что? Те же школы /по-принципу “пан или пропал”/ с удвоенным рвением примутся думать о том, что бы еще такого сдать или продать, а потом потянут денежки с нас с вами. И, если автономные некоммерческие организации пока только проект, то уже сегодня Госдума отменила мораторий на приватизацию учебных заведений. То есть любая школа может стать частной /читай - платной/. А это не что иное, как первый шаг к нарушению главного российского Закона /что уж тогда говорить про остальные/, в котором закреплены права граждан на бесплатное образование.
Конечно, говорить уже сегодня о бесплатности образовательных услуг населению - почти верх цинизма. Во-первых, “потребительская корзина” школьника сегодня стоит в среднем рублей 400 /ну, это всякие там карандаши, ручки, тетради, кисти и т.п./. Плюс ранец и одежка /хоть мало-мальски строгая, не в футболке же первокласснику ходить на занятия/. Далее. Бесплатные учебники – роскошь москвичей, ну и тех же северян. В остальных регионах за обязательную учебную литературу приходится выкладывать кругленькую сумму. Так, комплект из шести книжек для 1-го класса, к примеру, стоит 410-470 рублей. Родителям пятиклассника надо будет заплатить за учебники уже 650 - 700 рублей. Итак, по приблизительным подсчетам, необходимые школьные расходы вместе со скромным первосентябрьским букетом в этом году могут составить от 4 до 10 тысяч рублей. И это, разумеется, без компьютера, мобильного телефона и прочих технических прелестей.
Затем начинаются всякие благотворительные расходы или, называя вещи своими именами, поборы: на косметический ремонт, на оборудование для химлаборатории, а иногда и на подарок директору школы. В ряде российских школ /и это уже тоже перестало быть секретом/ с родителей первоклашек требуют внести n-ый первоначальный взнос, который исчисляется тысячами. Иначе, ищите другое учреждение – менее требовательное.
Возьмем те же элитные школы. Расслоение на бездарных, середняков и способных детей в них точно такое же, как и в обычных школах. А вот образованию детей в “элитках” по вполне понятным причинам внимания уделяется не в пример больше. Такие школы, как правило, целенаправленно готовят учеников в ВУЗы. Согласно все тем же исследованиям, 63% родителей считают, что образование в обычных общеобразовательных школах никуда не годится.
То же говорят и руководители ВУЗов. “Из 80 медалистов в этом году к нам в ВУЗ поступили только 20. О чем это говорит? – поясняет ректор Уральского горного университета Николай Косарев, - Система школьного образования в России теряет свой уровень, и государство ей в этом помогает. Произошло разделение школ на хорошие и плохие. Я считаю, что надо, вообще пересмотреть вопросы финансирования, ведь элитные школы наряду с родительскими деньгами, также как и все, получают деньги из бюджета ”. Единственная реальная возможность привести российское школьное образование “в божеский вид”, считает Николай Косарев, взять ВУЗам школы “под свое крыло”. “ВУЗы сегодня научились зарабатывать деньги, а школы нет. Ну, что они могут сдать в аренду, скажем? Класс, что ли? Большинство зданий полуразрушено. Необходимо выстроить вертикальную систему образования. Что это значит. Каждый ВУЗ открывает несколько профильных школьных классов, то есть сознательно готовит учеников к поступлению именно в это высшее учебное заведение. Мы, например, такие классы открыли уже в 60 свердловских школах. В свою очередь, предприятие заключает с ВУЗом договор о том, что после его окончания, выпускники пойдут работать на это предприятие. Пока же предприятие берет на себя заботу о профильных классах. Вот такая цепочка ”. Может, эта система и эффективна. Даже, наверняка. Но нацелена-то она лишь на старшие классы, да и то не повсеместно.
Вот и получается, что ребенок даже из среднеобеспеченной семьи рассчитывать может только на “видимость образования”. А дети из неблагополучных семей, которых в России полным полно. Раньше пусть даже 1 из 10 таких детей изо всех сил пытался выучиться и чего-то достичь в жизни, зная, что государство на его стороне. В советское-то время, не дай бог, ребенок в школу не пошел: комиссия, разбирательство, товарищеские суды. Сейчас эти дети мало того, что родителям своим не нужны, так и никому не нужны. Существуют, конечно, и в наше время комиссии по делам несовершеннолетних, работают в этом направлении, наверняка. Только беспризорных детей на улицах все больше и больше становится. Они наряду со всеми получили долгожданную свободу выбора: не хочешь – не учись.
Несколько слов о сельских школах. “Поселок будет жить, если в нем есть хоть одна школа”, - сказал как-то глава администрации Октябрьского района ХМАО Андрей Киприянов. С этим трудно не согласиться. Села, где нет школ, вымирают, потому что родители вынуждены переезжать в город, чтобы выучить свое чадо. Те дети, которые остаются, о школе знают только понаслышке: чтобы ездить даже в соседнее село, деньги нужны и транспорт. Хотя справедливости ради все-таки заметим, что региональные власти транспортные расходы берут-таки на себя, хотя бы отчасти.
Если вернуться к реформистским намерениям центральной власти, то люопытно отметить, что еще в конце 90-х замминистра образования Александр Асмолов разработал концепцию реформы образования, которая как раз и предполагала полное устранение государства в части финансирования школ. Тогда критики реформы подсчитали последствия. Оказалось, что в Алтайском крае, например, в случае внедрения новаторских разработок, среднее образование получат только 12% детей, а в Челябинской области – не более 21%.
Итак, общая логика развития современного образования наводит на мысль, что платных услуг в школах будет все больше, а детей все меньше. Региональные чиновники от образования, между прочим, этого и не отрицают: “Платное школьное образование у нас вполне вероятно, - говорит первый заместитель Управления по делам образования Челябинска Марина Солодкова, - Америка вкладывает огромные деньги в образование, но и хорошо умеет их считать. Каждый штат там решает, что будет гарантированно оплачиваться из госказны, а что за счет родителей учеников и, самое главное, бизнеса. Я считаю, что у нас должна быть примерно такая же система. Только необходимо точно выделить, какой уровень образования наше государство может обеспечить. Я даже согласна платить какой-нибудь налог для того, чтобы мой ребенок получил тот уровень образования, какой ему необходим. По моему мнению, вообще, образование должно быть дифференцированным. Учреждения, которые готовят детей в ВУЗы, должны существовать отдельно /например, лицеи/. Но их должно быть много, а для социально необеспеченных детей они должны быть бесплатными”.
Пока же на дворе, хоть и не для всех, 1 сентября. В ХМАО и ЯНАО недавно российское правительство отменило этот день. Вернее, регионам предоставлено право самим решать, когда его проводить. Это сделано для того, чтобы северные детишки успели “понежиться на солнышке” и провести время в оздоровительных лагерях. Для всех остальных 1 сентября по-прежнему официально остается Днем знаний. Пока.