Рожать никогда не рано и не поздно?
В России плохая демография. В принципе об этом слышали почти все более-менее интересующиеся событиями в стране люди. А вот что делать с этой самой плохой демографией? Об этом много говорят, но ,увы, пока крайне мало для ее улучшения делают. Улучшать демографию, как известно, можно лишь повышением рождаемости и снижением смертности. Про второе пока не говорим, а вот, что касается первого, то здесь можно и нужно сделать так много, что зачастую об этом просто не хочется нашим руководителям даже думать. Так , может, стоит хотя бы подумать об одной проблеме - как сделать так, чтобы хотя бы те младенцы, что рождаются были здоровыми и желанными. Нельзя сказать, что по всей стране, но в регионах об этом, кажется, думают. По крайней мере, если верить тому, что рассказала в интервью, вышедшее накануне в эфире телекомпании "Ермак" Елена Николаева, главный врач Свердловского областного центра планирования семьи.
Вопрос: Почему женщины в России стали меньше рожать?
Елена Николаева: В Свердловской области женщины не стали меньше рожать, повышение рождаемости у нас пока отчетливо прослеживается. Да, в целом по России, да, и у нас в Свердловской области смертность пока превышает рождаемость. Но наш регион отличается от остальных. У нас низкие показатели материнской смертности и младенческой смертности. Это для нас принципиально важно, мы же не можем на других повлиять, а на себя можем.
Вопрос: Насколько рождаемость повысилась в Свердловской области?
Елена Николаева: По сравнению с прошлым годом, у нас родилось новорожденных почти на 3 тысячи больше. Но сегодня необходимо отметить вот что. Изменились семьи, в которых рождаются дети. Изменился возраст тех женщин, которые вынашивают ребенка и первого, и второго, и третьего. Стало больше повторно рожающих женщин. Отношение к рождению детей очень изменилось. Сегодня мы очень часто видим пап в женских консультациях, они волнуются, переживают, все хотят видеть и узнать. Это положительный момент. Что касается первородящих женщин, то их возраст колеблется: от 17 и до 37 и даже выше.
Вопрос: Это нормальный разрыв?
Елена Николаева: Я бы сказала, рожать никогда не рано и никогда не поздно. Важно как подготовиться к беременности. Сегодня в руках врачей, которые работают в нашем центре, есть весь арсенал для обследования, чтобы юной первородящей сказать, что ее ожидает и возрастной роженице тоже сказать.
Вопрос: Но в юном возрасте, как правило, не планируют беременность…
Елена Николаева: Нет, вы ошибаетесь. Для России всегда было исторически характерно, когда женщины очень рано рожали. И сейчас, если мы видим молодую первородящую женщину и рядом с ней зрелого мужчину, планирование беременности здесь прослеживается обязательно.
Вопрос: Сколько сейчас в семье принято иметь детей?
Елена Николаева: Появилась отчетливая тенденция к рождению 2-ого ребенка и третьего тоже.
Вопрос: А с чем это связано?
Елена Николаева: Просто жизнь у народа улучшилась. Мы часто говорим о трудностях, да, они есть всегда в любом обществе, но в целом жизнь улучшилась. Я не могу это не связывать с тем, что сегодня очень четко выполняются гарантии выполнения бесплатной медицинской помощи именно для матери и ребенка. Рожаем мы сегодня бесплатно, если женщина платит, значит, она так решила. А условия бесплатные есть и в женской консультации, и в нашем центре исследования, которые по самому современному уровню делаются, они доступны. Некоторые пациенты выбирают себе какие-то изыски. Ну, например, им очень хочется увидеть, как ребенок дышит в утробе матери и записать это на видеокассету. Да, конечно, это, наверное, как-то оплачивается. У нас, в Свердловской области, есть стандарты наблюдения беременных женщин, они утверждены и наполнены хорошим содержанием – количество необходимых явок, исследования, которые проводятся. В нашем центре есть программа дорогостоящих методов обследования, туда входят высокие на мировом уровне исследования….Например, определение хромосом внутриутробного ребенка. Если это нужно, мы и это проводим.
Вопрос: Бесплатно?
Елена Николаева: В первую очередь, нам необходимо понимать, что 39 недель беременности или 40, это замечательный период в жизни женщины. Роды в родильном доме – это эпизод, важный, значимый, замечательный, но 39 недель женщина наблюдается в женской консультации. И, конечно, хотелось бы, чтобы в женской консультации сегодня было лучше. Это применительно и к нашему центру. Идеально, чтобы у каждой женщины был один и тот же врач, чтобы он был близок к семейному варианту, чтобы к нему было доверительное отношение, чтобы у него было достаточно времени, чтобы выслушать женщину. В целом у нас врачи очень опытные, средний возраст работающих врачей в женской консультации 50 лет, они уже очень опытные. Вот нет чего-то такого, чего хотелось бы сегодня современной супружеской паре, может быть, семейно- ориентированных технологий. Мы к ним стремимся, мы их внедряем. Сегодня у нас уже приходят в женскую консультацию папы. В наш центр, а мы занимаемся врожденной наследственной патологией, приходят бабушки, дедушки. Но когда приходят? Когда чувствуют, что что-то угрожает ребенку. На консилиум часто приходит вся семья. Это говорит о серьезном подходе всех к рождению ребенка. Если женщина сегодня настроена вынашивать беременность, если она заинтересована в планировании беременности и ее уже что-то тревожит, то у нее есть возможность все поменять. Я удивляюсь, почему у нас женщины не приходят к заведующей женской консультацией и не говорят: вы знаете, мне этого не делают, и не наблюдают там, где я хотела.
Вопрос: Скорее всего, они просто не знают, что положено делать.
Елена Николаева: Наверное. Поэтому мы так часто и говорим, что женщине нужно иметь то-то и то-то, пройти в установленные сроки исследования. Мне всегда обидно слышать от женщин: в женскую консультацию не хочется идти. Нужно улучшать амбулаторную форму. 39 недель женщина ходит к одному и тому же врачу, в одно и тоже место. Нужно, чтобы она вступила с ним в контакт, наверное, этого контакта не хватает. Не хватает того, чтобы врач стал доверенным.
Вопрос: Какая тенденция наблюдается у мам и детей: больше здоровых или больше патологий?
Елена Николаева: Сегодня в Свердловской области мы оперируем новорожденных, меняем клапаны сердца, почки лечим. Сегодня каждая женщина, живущая на свете, имеет право на вынашивание ребенка, независимо от состояния здоровья. На самом деле именно в этом и заключается наше искусство - определить, а какой прогноз будет у этой женщины, какого ребенка она нам родит. Что нам говорит статистика? В Свердловской области около 30% новорожденных – это здоровые новорожденные. Это хороший показатель.
Что касается, например, врожденных пороков развития. Каждый год, у нас в области 350-360 семей диагностируется, у них врожденные пороки развития. Это те пороки,которые, как мы говорим, к сожалению не совместимы с жизнью. Именно семья решает вопрос, что дальше делать: продолжать беременности и обрекать себя на то, что ребенок будет инвалид или вовремя прервать беременность. И есть пороки, которые совместимы с жизнью. Эти пороки лечатся в детской областной клинической больнице, где совершают хирургическую коррекцию. Мы работаем с этими врачами в тесном контакте. Сегодня все больше женщин приходят, чтобы исключить врожденные пороки сердца – это кардиология, кардиохирургия. Это говорит о том, что мы развитие этой службы приводим до такого уровня, что даем ее самым маленьким детям, дородово или принатально занимаемся рассмотрения этой проблемы.
Вопрос: Из вашего рассказа складывается очень благополучная картина. Почему тогда врачи бьют тревогу по поводу демографической ситуации и ситуации с рождаемостью в России?
Елена Николаева: Я же не говорю, что у нас нет проблем. Правильно бьют тревогу. Мы все бьем тревогу. Существуют проблемы, но мы принимаем конкретные медицинские меры. А проблема эта очень сложная, в том числе и социальная. Недавно акушер-гинеколог Минздрава РФ академик Кулаков эту проблему разложил по полочкам. Поверьте мне, все эти составляющие применимы и к Свердловской области. Возьмем бесплодный брак. Да, у нас в области 20 % женщин, имеющих гинекологическую патологию, имеют бесплодие. Длительность лечения бесплодного брака 7-8 лет. Есть эта проблема? Есть. Мы, как и вся Россия, нуждаемся во вспомогательных репродуктивных технологиях. Повысит ли это рождаемость? Да, повысит. Но не так глобально. Сегодня мы, наверное, поэтому и говорим о многофакторности, потому что она действительно присутствует, нужно и чтобы семьи планировали беременности, и чтобы им оказывали должную помощь, была приконцепционная подготовка, то есть, чтобы профилактировали рождение больных детей и на период беременности соблюдали все правила наблюдения женщины.
Вопрос: Вы, как врач, ощущаете, что чиновники и медики стали решать проблемы, что есть какие-то подвижки?
Елена Николаева: У нас в центре работает очень глубокоуважаемый гинеколог - Нина Степанец. И вот она сказала как-то мне. Если мы вспомним, то время, когда мы работали в институте охраны материнства и младенчества, многие вещи видели лишь накануне родов и беременным женщинам мы ни чем не могли помочь. Сегодня мы уже с 12 недель не только женщине, но и ее мужу можем сказать, а какой у них родится ребенок. Вот такие подвижки. Мы сегодня предотвращаем рождение 340 детей с различными уродствами, разве это не подвижки?
Редакция благодарит телекомпанию "Ермак" за предоставленные материалы