Теперь за музыку надо платить
Поговорку на счет того, что кто за музыку платит, тот и девушку танцует (или любая другая вариация на тему) - знают все. А вот, про то, что за трансляцию музыки теперь в буквальном смысле надо платить, пожалуй, немногие. Вообще с авторскими правами у нас в стране всегда было как-то не очень. Ну, не придавал наш отечественный творец слишком большого значения необходимости регистрировать свои авторские права как-то исторически. Примеров тому масса. И Попов с изобретением радио, и Яблочков с его лампой накаливания, да масса. Но времена меняются. Нынче то Шифрин с "Аншлагом" в суде спорит, то Митяев что-то доказывает, то еще какие новости доностятся из авторской кухни российской эстрады и искусства. И, наверное, это правильно. Ведь эти люди тоже должны зарабатывать, в том числе и на тиражировании своих произведений. О том, как и кто будет взимать платежи за звучащие в местах массового скопления людей произведения музыкального искусства, накануне в эфире телекомпании "Ермак" рассказывала Диана Сурина, юрист Уральского филиала Российского авторского общества. Нам показалось небезинтересным ознакомить с этой информацией наших читателей.
Вопрос: Российская фонографическая ассоциация, в которую входят крупные российские и зарубежные компании звукозаписи, продюсерские центры и исполнители решили побороться за права производителей музыки. Они считают, что владельцы магазинов, ресторанов, автобусов, офисов, пляжей, самолетов, если в них звучит музыка, обязаны делиться прибылью с ассоциацией. Насколько это законно?
Диана Сурина: Я хотела бы сразу расставить акценты: не просто где звучит музыка, а где используется фонограмма, где есть публичное исполнение, а именно этот вид осуществляется в барах и ресторанах. Причем осуществляется с помощью фонограммы (кассеты, компакт-дисков) бес согласия правообладателя, но и с выплатой денежного вознаграждения. Владелец бара должен заплатить. Причем денежные средства делятся поровну: между РОУПИ (российским обществом управления правами исполнителя) и РФА (российской фонографической ассоциацией). В соответствии с законом "Об авторских правах" заключено соглашение, согласно которому только одна организация (это тоже в рамках закона) уполномочена собирать это вознаграждение. В соответствии с этим договором уполномоченной организацией на территории России является РОУПИ.
Вопрос: А как давно такая практика существует?
Диана Сурина: Россия присоединилась в конце 2002 года к конвенции, которая охраняет права исполнителей и производителей фонограмм. Эти организации долго существуют на территории России, но они никак не могли договориться, кто будет представлять интересы и собирать вознаграждения. И вот такое соглашение было достигнуто, и в январе этого появилось представительство этих организаций в Екатеринбурге. Причем эти представительства действуют на территории Курганской, Челябинской, Тюменской (включая ХМАО и ЯНАО) и Свердловской областях.
Вопрос: А есть уже примеры успешной работы РОУПИ и РФА в УрФО? С кого-то деньги уже взяли?
Диана Сурина: Хочу обратить внимание, что представительства этих организаций начали работать только с января этого года. Так что об итогах говорить пока рано. Сейчас мы занимаемся уведомлением крупных пользователей - таких как телеканалы, радиостанции. Они больше всех используют фонограммы в своей деятельности. Мы рассылаем письма, где разъясняем: такое-то законодательство существует, будьте добры - исполняйте. Но хочу отметить, что порядка 7 писем мы получили еще до создания представительства в Екатеринбурге. В этих письмах говорилось: знаем, что существует российское авторское сообщество, разъясните нам, куда отправлять отчисления за использование смежных прав? В работе с теле и радиокомпаниями мы, думаю, не столкнемся с противоречиями. А вот с руководителями крупных предприятий общественного питания, возникнут сложности
Вопрос: Какого рода?
Диана Сурина: Как законопослушные граждане, мы в рамках защиты авторских прав используем суды. Однако как это часто бывает? К моменту вынесения решения то или иное предприятия просто перестает существовать. Вы, наверное, обратили внимание, как быстро исчезает один ресторан,а на его месте появляется другой.
Вопрос: Получается, что владельцы ресторанов и баров нашли некое противоядие?
Диана Сурина: Это не противоядие. Это обусловлено самим рынком. Меняются тенденции, вкусы, предпочтения - появляются новые рестораны.
Вопрос: Когда проходят массовые празднования, например, Дня Города, там тоже звучит различная музыка, используются фонограммы. За это использование тоже нужно платить?
Диана Сурина: Да, нужно платить. Это должен делать организатор. Постановление Правительства о минимальных ставках авторского вознаграждения предусматривает, что плательщиком является либо организатор, либо, если организатор заключил договор с фирмой, которая этот праздник организует, тогда эта фирма.
Вопрос: По мнению Российской фонографической ассоциации, если на вечеринке присутствует "значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи", да, еще праздник устраивается на открытой площадке, то владелец этой площадки или помещения также должен заплатить. Это насколько законно?
Диана Сурина: Это тоже законно. Это соответствует статье 4 закона "Об авторском праве". Это тоже публичное исполнение и за это надо платить. Но здесь нельзя рассуждать в буквальном смысле. Нигде, никогда ни в одной стране мира не будет такого, когда с организатора вечеринки будут брать деньги. Итак достаточно много организаций, с которых можно брать деньги. Думаю, что до абсурда дело не дойдет.
Вопрос: Российская фонографическая ассоциация и Российское общество управления правами исполнителя – негосударственные структуры. Они имеют право взимать деньги?
Диана Сурина: РФА и РОУПИ собирают деньги за использование фонограмм и прав исполнителей. Они собирают деньги в пользу своих членов. Штрафы и пении - в компетенции правоохранительных органов. Есть статья в Административном Кодексе за нарушение прав до 10 МРОТ с конфискацией оборудования, послужившим оружием нарушения. Эти деньги собираются в пользу государства, так как это штраф. А эти организации берут деньги за использование их интеллектуальной собственности.
Вопрос: Как Вы считаете, насколько реально, что все вышеперечисленное будет работать в России? Что владельцы баров и ресторанов будет платить?
Диана Сурина: Это реально на столько, на сколько реально соблюдение законодательства в стране. Мы приложим все усилия, чтобы изменить ситуацию. Мы же смогли изменить ситуацию по соблюдение авторских прав в отношении телекомпаний и радиостанций. Сейчас мы приложим все усилия, чтобы изменить ситуацию и на этом рынке.
Редакция благодарит телекомпанию "Ермак" за предоставленные материалы