Добрая воля с элементами шантажа
В понедельник крупнейшие нефтяные компании "ЛУКОЙЛ", "ТНК-BP", "Роснефть", "Сибнефть", "Сургутнефтегаз" и "Татнефть" на совещании у главы Минпромэнерго Виктора Христенко приняли решение заморозить цены на бензин и дизельное топливо до конца этого года. Как сообщил журналистам представитель министерства Станислав Наумов , решение было принято добровольно, без какого-либо давления. "Компании проявили ответственность и показали, что способны думать не только о собственных прибылях, но и об экономике в целом", - заявил он, отметив при этом, что нефтяники "согласились с необходимостью стабилизировать цены без всяких предварительных условий, не привязывая свое решение к каким-либо решениям правительства". Однако независимые эксперты думают иначе. Дело в том, что пока нет ясности, идет ли речь о фиксации розничных цен или оптовых тоже.
Напомним, что за последние недели только в Москве цены на топливо выросли на рубль с небольшим. Так, средние розничные цены в столице на бензин марки А-80 сегодня составляют 15,18 рубля за литр, Аи-92 и Аи-95 - 17,14 и 18,15 рубля, Аи-98 -19,10 рубля за литр. В среднем по стране, по информации Росстата на 12 сентября, бензин стоил 15,52 рубля, дизельное топливо – 14,86 рубля за литр. А в октябре эксперты прогнозировали очередной "топливный скачок" в 10-15%. Неделю назад глава Минэкономразвития Герман Греф, выступая в Госдуме, даже предложил аграриям фьючерсные закупки топлива , то есть запасаться горючим заранее на весь год вперед... Но вот, 19 сентября российские нефтяники вдруг осознали свою социальную ответственность.
Причем, заметим, еще до начала совещания в Минпромэнерго, "ТНК-BP", "Сибнефть" и "ЛУКОЙЛ" распространили любопытные сообщения. Так, Совет директоров ТНК-BP обсудил ситуацию с розничными ценами на топливо и "рассмотрел ряд возможных мер, направленных на поддержку проводимой российским правительством работы по снижению воздействия рыночных факторов, обуславливающих рост цен на топливо". "Сибнефть" заявила о завершении реконструкции установки каталитического риформинга на Омском НПЗ, что позволит более чем на 100 тыс тонн в год увеличить выпуск высокооктановых бензинов. А "ЛУКОЙЛ" распространил настоящий "революционный" пресс-релиз: объявил о том, что до конца года компания фиксирует на своих АЗС розничные цены на бензин и дизельное топливо. Вот так "случайно" заявление "ЛУКОЙЛа" совпало в тот день с совещанием в Минпромэнерго, где ведущие нефтяные компании разом и добровольно решили последовать его примеру. Конечно, все это могло быть простым совпадением, в чем, правда, эксперты сильно сомневаются. Как, кстати, и в самой доброй воле компаний. Скорее, нефтяникам все же намекнули.
"Официального какого-то давления на нефтяные компании не было, но, скорее, их все же попросили. Хотя представитель Минпромэнерго говорил, что решение нефтяников добровольное, я считаю, что на это им, скорее всего, намекнули. Ведь если бы решение было добровольным, они могли бы не собираться у Христенко", - высказался в интервью Накануне.RU аналитик ИК "Файненшл Бридж" Игорь Васильев.
"Вряд ли речь идет о прямом давлении. Скорее всего, нефтяные компании учли многочисленные высказывания представителей власти о негативном воздействии роста цен на бензин на экономику в стране, в частности, на воздействие этого фактора на рост инфляции, - считает эксперт ИК "ФИНАМ" Сергей Харченко. - Соответственно, нефтяники пошли на встречу правительству, очевидно, рассчитывая на ответные дружественные шаги с его стороны, в частности, касающиеся налогообложения компаний, возникновения налоговых претензий и т.д. Т.е. речь не идет о прямом давлении, скорее, о некоем джентльменском соглашении, возможно, даже не формально озвученном, а подразумеваемом, между правительством и нефтяниками".
Так вот, аналитики считают, что теперь нефтяники попросят чиновников поторопиться с решением о дифференциации НДПИ и его отвязки от мировой цены нефти. Об этом, кстати, говорят и в самих компаниях. В частности, "ЛУКОЙЛ" в своем пресс-релизе сетовал на усиление налоговой нагрузки . Впрочем, главная интрига не только в этом, вернее даже, как раз в другом.
Как известно, с прошлогоднего декабря и по май этого года "ЛУКОЙЛ" (выполняя обещание Кремлю) снизил на 5% и заморозил розничные цены на бензин и дизельное топливо на своих АЗС. Однако опта тогда мораторий не коснулся - цены, как ни парадоксально, были дороже, чем розничные. И это весьма сильно было по карману независимых торговцев. На сей раз также совершенно не факт, что фиксация коснется как розницы, так и опта. Мнения представителей нефтяных компаний на этот счет, заметим, расходятся. "ТНК-ВР" и "ЛУКОЙЛ" объявили о рознице, а, к примеру, в "Роснефти" Накануне.RU заверили, что речь идет и об опте тоже: "Представьте себе, если бы оптовые цены оставались на рыночном уровне, а розничные были заморожены... Так не бывает!", - заявили в "Роснефти" и отказались комментировать подобный опыт "ЛУКОЙЛа".
Между тем, вопрос этот как раз принципиальный, ведь, остановив рост розничных цен и продолжая повышать оптовые, крупные нефтяные компании могут вытеснить с рынка мелких независимых торговцев. Тем самым они решат сразу две проблемы – увеличат свой парк АЗС за счет разорившихся компаний и компенсируют те потери, которые понесут из-за договоренности о замораживании розничных цен.
Дело в том, объясняет Накануне.RU аналитик "Банка Москвы" Владимир Веденеев, что нефтяные компании контролируют примерно 70% нефтепереработки и лишь четверть АЗС в стране. "Декларации о замораживании розничных цен на бензин совершенно не означают, что нефтекомпании не будут повышать оптовые цены, по которым бензин закупают независимые игроки розничного рынка. Таким образом, у независимых сетей АЗС будет выбор лишь из двух вариантов - либо еще больше сократить свою маржу (которая и так невелика), либо уходить из бизнеса, продав свои сети нефтяным компаниям", - говорит Владимир Веденеев. И, если розничные цены с начала года выросли на 20%, то оптовые - на 40-50%. Последнее сопоставимо с ростом цен на мировом рынке нефти. Получается, если речь идет только о фиксации розничных цен, что нефтяные компании будут перекладывать рост НДПИ (ставка налога привязана к мировой стоимости сырья) по цепочке на владельцев независимых АЗС, отмечает аналитик.
Об этом говорит и эксперт ИК "ФИНАМ" Сергей Харченко: "Оптовые цены на бензин растут быстрее розничных. Скорее всего, эта тенденция продолжится. В результате, мелкие сети АЗС будут вынуждены закрываться, продаваться или же начинать работать под франшизой одного из крупных производителей, например, "ЛУКОЙЛа".
С другой стороны, есть определенные плюсы. Во-первых, должны замедлиться темпы роста инфляции, удержать которую в рамках 10% правительству никак не удается. Во-вторых, снизятся затраты на топливо наших аграриев, что актуально. В-третьих, дешевле обойдется подготовка к отопительному сезону. Но для рядовых потребителей бензина, считает Сергей Харченко, вряд ли что-то изменится, так как рост цен на топливо исчерпал себя – больше чем уже выросли, им будет трудно подняться.
Однако с тем, что цены на нефтепродукты уже достигли своего пика, не согласен Игорь Васильев из ИК "Файненшл Бридж". Он напомнил, что накануне на новостях о новом урагане "Рита" в Мексиканском заливе цены на нефть в мире взлетели почти на 7%. "Все зависит от колебаний рынка. Если цена нефти в мире будет и дальше расти, то, соответственно, будут возрастать и налоговые изъятия. Если же цены на нефть будут снижаться, то вслед за ними компании снизят и цены на нефтепродукты", - отмечает аналитик.
Власти, заметим, подразумевают, что нефтяные компании зафиксируют как розничные, так и оптовые цены. Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин во вторник заявил, что если сдерживание не коснется опта топлива, то могут пострадать независимые АЗС (о чем и говорят аналитики). В таком случае, пообещал он, ФАС может штрафовать нарушителей и изымать необоснованно полученные доходы в федеральную казну.
Наконец, (также во вторник) главе государства о ситуации с ценами на нефтепродукты доложил глава Минпромэнерго Виктор Христенко. Он прямо заявил, что решение, которое приняли "ЛУКОЙЛ", "ТНК-BP", "Роснефть", "Сургутнефтегаз", "Татнефть" и "Сибнефть", не снимает всех проблем. "В прошлом году мы имели темпы роста добычи порядка 10%. По нашим оценкам, прогнозы следующего года выглядят даже еще менее оптимистично, и эта динамика может упасть ниже 2% по росту добычи", - констатировал он. Есть и другой, достаточно важный момент, на который министр обратил внимание президента, - "в течение нескольких лет воспроизводство запасов отстает более чем в два раза от объемов добычи". Тут, впрочем, он озвучил идею "каникул по НДПИ" на период запуска в освоение новых месторождений: "в этом смысле, я думаю, такого рода стимулы должны как раз мотивировать и на разведку, и на прирост добычи", - отметил он.
Министр также пообещал главе государства, что до конца года будет найден ключ и к решению краеугольной проблемы - очень жесткой привязки внутреннего рынка и, по сути, цен внутреннего рынка к внешней конъюнктуре за счет системы налогообложения. "Мы подготовили предложения, которые сейчас рассматриваются рабочей группой с участием МЭРТа, Минфина и Минприроды. Думаю, что в течение месяца эти предложения будут подготовлены уже в виде законодательных инициатив. Это позволит не только снять остроту текущей ситуации, но в целом в определенной степени создать основания для достаточно устойчивого развития нефтяного сектора", - доложил Виктор Христенко.
Как видим, теперь уже власть пошла на встречу нефтяникам. А потому, сходятся во мнении аналитики, "добрая воля" нефтяников была все же политическим (или тактическим) решением. Причем, если отмена привязки НДПИ к мировым ценам на нефть явно запоздала, то в кармане последних еще найдется повод повысить "искусственно сдерживаемые" розничные цены. "К сожалению, все это похоже на ценовой сговор олигополистов с элементами шантажа, - считает аналитик ИК "ФИНАМ" Ольга Беленькая. - По нашему мнению, нефтяные компании своими действиями фактически вынуждают государство идти на уступки (в частности, по налогообложению), поскольку рост цен на нефтепродукты автоматически "раскручивает" инфляционную цепочку во всей экономике. Кроме того, в заявлении компаний речь идет о фиксации только розничных цен на нефтепродукты. Между тем, в условиях "ценовых ножниц" в оптовом и розничном сегменте возможно разорение независимых продавцов и создание дефицита бензина на топливном рынке, что впоследствии может быть использовано нефтяными компаниями как аргумент в пользу необходимости повысить "искусственно сдерживаемые" розничные цены".
Самый же пессимистичный (но вполне реальный) прогноз на днях озвучил спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Он заявил, что по истечении трех месяцев, то есть с нового года следует ожидать в стране скачок цен на топливо на 25-30%. И это произойдет аккурат к началу весенних полевых работ.
Впрочем, и этот правдоподобный прогноз может не сбыться, если государство и нефтяники все-таки нащупают и законодательно оформят баланс своих интересов. Правда, чтобы баланс этот мог стать долгосрочным и по-настоящему несущим стабильность, основываться он должен не на "козырях в рукавах" вроде дела "ЮКОСа" и налоговых претензий с одной стороны, и угрозы искусственного создания бензинового дефицита с другой. Как бы не ругали "бестолковые" власти и "жирующих" олигархов-нефтяников, и у тех, и у других в арсенале достаточно специалистов, способных создать вполне грамотные рыночные механизмы удержания этого баланса. Было бы желание. А желание это может появиться только если за штурвалами кораблей, идущих, вроде, одним курсом, а на самом деле раздирающих одеяло как лебедь, рак и щука, сидят не временщики. Заодно и посмотрим.