Государственный долг досрочным платежом красен?
Выплаты по досрочному погашению части долга перед членами Парижского клуба кредиторов полностью завершены, об этом на минувшей неделе сообщил Минфин России. Правда, долг бывшего СССР перед Парижским клубом не погашен полностью, лишь сократился до $28 млрд.
Всего же Россия унаследовала более $50 млрд советских заимствований. На 1 апреля этого года долг бывшего СССР (согласно данным ЦБ РФ) составлял $53,3 млрд. Из них $40,6 млрд – Парижскому клубу (с учетом последних выплат, эта сумма к концу августа сократилась на 30%). Еще около $5 млрд Россия должна Лондонскому клубу, представляющему частные финансовые структуры, и $2,6 млрд – задолженность перед бывшими социалистическими странами. Это, что касается наследства Советского Союза. Еще есть так называемый - новый российский государственный долг - на 1 апреля он оценивался в $38 млрд. Наибольшую долю в нем занимают ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте ($27,9 млрд) и кредиты международных финансовых организаций ($5,9 млрд).
Итого, Россия задолжала внешнему миру (по данным ЦБ РФ на 1 апреля этого года) в общей сложности - $91,3 млрд, из которых новый российский долг - $38 млрд, долг бывшего СССР - $53,3 млрд (конечно, учитывая выплаты Парижскому клубу и регулярные платежи по другим займам, эти цифры уже несколько ниже).
Кстати, деление на "новые российские" и "бывшие советские" долги, на самом деле, весьма условно и нигде юридически не прописано. И все же, ключевое значение сегодня имеет именно "парижский" долг, оставшуюся часть которого Россия попытается погасить досрочно. А на днях стало известно о том, что в ближайшее время начнутся переговоры и по поводу досрочной выплаты заимствований Лондонскому клубу.
В Парижский клуб входят 19 стран, включая Россию, которая подписала меморандум о присоединении к клубу в 1997 году. После распада СССР вновь образованные государства хотели разделить между собой внешний долг, однако, сомневаясь в их платежеспособности, кредиторы добились, чтобы по советскому долгу отвечала только Россия (взамен Парижский клуб пообещал реструктуризацию займов и новые кредиты). Соглашение о досрочном погашении части унаследованного советского долга было достигнуто в этом году 13 мая.
Начиная с середины июля, Россия выплатила странам-кредиторам в общей сложности $15 млрд. Из них $13 млрд было переведено двумя траншами (15 и 29 июля) на счета 11-ти стран: Австралии, Великобритании, Голландии, Германии, Дании, Италии, Канады, США, Франции, Финляндии и Швеции. Еще $2,3 млрд переведены 19 и 22 августа Австрии, Бельгии, Испании, Норвегии и Японии. Таким образом, Россия осталась должна еще $28 млрд (полностью расплатиться со странами Парижского клуба планируется только к 2020 году).
Темпы сокращения долгов России, считают аналитики, будут зависеть от состояния государственного Стабилизационного фонда. Ведь согласно действующему законодательству, досрочное погашение внешнего долга осуществляется из средств Фонда, накопленных сверх установленного минимума (500 млрд рублей). "В связи с притоком в страну средств, связанных с высокими ценами на нефть, растет Стабилизационный фонд. Минфин опасается "проедать" запас или "бросить" средства в экономику, так как это резко увеличит инфляцию, которая и сейчас на достаточно высоком уровне, - говорит в интервью Накануне.RU аналитик ИК "Файненшл Бридж" Ольга Шкред, - К тому же, в таком случае возникнут трудности с определением направлений использования средств внутри страны, контроля и т.д. Выплаты же внешнего долга благоприятны для экономики, так как повышают рейтинг страны, снижают долговую нагрузку и связанную с ней выплату процентов".
В России решение о досрочной выплате задолженности преследует, в первую очередь, политические, а не экономические цели, подчеркивает аналитик ЗАО "ЭКОНАЦБАНК" Александр Осин: "Перспектива реструктуризации и списания долгов не только беднейшим, но и наиболее развитым экономически странам на фоне беспрецедентного увеличения объема международных и внутригосударственных платежных дисбалансов, падения - в ближайшие годы - темпов роста глобальной экономики представляется наиболее вероятным сценарием развития ситуации в мировой финансовой системе". "Достаточно отметить, - продолжает он, - общий (государственный, частный и корпоративный) долг США сейчас составляет $30 трлн, 300% ВВП. Подобная ситуация наблюдалась лишь однажды – в период Великой Депрессии. Аналогичные проблемы испытывает Япония, государственный долг которой в 1,5 раза превышает размер ВВП, и обремененные бюджетными дефицитами страны Евросоюза". Россия, в подобных условиях, также могла бы рассчитывать на списание части своей задолженности, считает Александр Осин , однако, стремясь занять достойное место в формирующейся мировой финансово-политической системе, Россия (в лице руководства страны) предпочитает "играть по правилам".
Напомним, министр финансов РФ Алексей Кудрин не раз заявлял, что досрочное погашение внешнего долга крайне положительно сказывается на экономике страны, позволяя, благодаря экономии на процентных платежах, высвободить дополнительные средства для финансирования социально-экономических проектов внутри страны. Так, экономия от досрочных выплат Парижскому клубу в 2005 году составит около $400 млн, в 2006 году - $800 млн.
С одной стороны, с доводами министра трудно не согласиться, с другой - экономия от досрочных выплат не столь уж и велика. К примеру, консолидированный бюджет Свердловской области в 2004 году составил 44 млрд рублей (или $1,5 млрд), или возьмем прошлогодний бюджет нефтегазовой Югры – он составил 97,5 млрд рублей (около $4 млрд). Что, собственно, нам даст сэкономленный всего один миллиард долларов? К тому же, признаться, аналитики сомневаются, что высвобожденные средства будут направлены, как объявил глава Минфина, на социально-экономические проекты внутри страны.
"Я целиком и полностью согласен, что досрочное погашение долгов выгодно России. Но я не очень понимаю ту фразу, что сэкономленные средства позволят что-то профинансировать. Это, скорее, общая фраза, чтобы людям было понятней, для чего все это делается, - высказался в интервью Накануне.RU аналитик долговых рынков ИГ "Ренессанс Капитал" Алексей Моисеев, – Любому экономисту ясно, что российская экономика, точно также, как германская и французская, сейчас "перегревается" (что выражено в инфляции), а стимулировать "перегревающуюся" экономику не структурными методами не то, чтобы вредно, откровенно говоря, бессмысленно".
И, заметим, далеко не все отраслевые аналитики согласны с тем, что это самый разумный способ - направлять доходы от экспорта нефти и газа, превышающие сегодня все самые оптимистичные прогнозы, на досрочные выплаты по внешним долгам. Деньги могут быть успешно вложены и в развитие различных проектов внутри России, а долг можно погашать и в традиционные сроки. Сергей Харченко, эксперт инвестиционно-банковского департамента инвестиционного холдинга "ФИНАМ" считает, что позиция Минфина, на самом деле, сомнительна: "Минфин целенаправленно копит Стабфонд, отказываясь инвестировать его в проекты внутри страны, так как опасается, что это приведет к увеличению темпов инфляции. Досрочное погашение долга – попытка "увести" деньги, которые могут быть успешно вложены в развитие различных проектов внутри России. Конечно, положительные последствия есть, но они не столь существенны. Выплаты по досрочному погашению долга - повод для повышения суверенного кредитного рейтинга России, что поддерживает устойчиво высокий спрос на российские еврооблигации. С оздаваемый сейчас инвестфонд будет ограничивать свои вложения только инфраструктурными проектами (развитие дорог, портов, аэропортов, создание технопарков, инвестиции в науку и развитие ипотечного кредитования). Однако при объеме инвестфонда примерно в 70 млрд рублей ($2,5 млрд) в год решение таких масштабных задач представляется малореалистичным", - считает Сергей Харченко. Эксперт уверен, что без государственной поддержки (например, в виде субсидирования доступных процентных ставок по долгосрочным кредитам) вряд ли удастся провести модернизацию устаревших производственных мощностей и технологий. А значит - не удастся добиться приемлемой конкурентоспособности в таких ключевых для экономики отраслях, как авто- и авиапромышленность, электроэнергетика. "Именно туда должны быть направлены средства Стабфонда, но Минфин упорно избегает такого решения", - заключил он.
Но не все согласны с этим мнением. Ольга Шкред из ИК "Файненшл Бридж" уверена, что досрочное погашение внешнего долга повышает финансовую устойчивость страны - это скажется на приходе крупных инвесторов, которые и принесут дополнительные суммы уже в реальную экономику страны.
Ряд аналитиков считает, что пока у России есть такая возможность, следует по-прежнему копить средства, рассчитываясь при этом по долгам. Стабилизационный фонд, действительно, в скором времени стране понадобится – тогда, когда цена нефти на мировых рынках резко упадет. "Поймите, что деньги, выданные внутри страны, на постройку, например, моста на Сахалине, через полгода становятся теми же зарплатами людей (поставщиков металла, тех же строителей и пр). В конечном счете, мы получим инфляционное давление, конечно, хочется верить, что и мост будет построен... - говорит Алексей Моисеев , - В нашей ситуации это не только экономически вредно, я считаю, небезопасно тратить деньги Стабфонда внутри страны. Деньги могут быть просто-напросто разворованы...". Причем, уверен он, если Минфин потратит на какие-то социальные или инфраструктурные проекты внутри страны $1 млрд, сэкономленный на процентных ставках, это не столь принципиально – а вот если были бы потрачены все $15 млрд – как раз очень плохо. "Подобное следует делать, когда упадет в цене нефть, когда меняются внешние условия до такой степени, что экономика впадает в фазу стагнации и появляется дефляция, - объясняет аналитик.- То же будет с российской экономикой, когда упадет цена на нефть - вот тогда надо будет заниматься стимулированием - строить мосты и дороги, социальными проектами заниматься".
Такого же мнения придерживается и аналитик долговых рынков "Банка Москвы" Егор Федоров. Он уверен, что Стабилизационный фонд страны должен использоваться не нынешним поколением россиян, а будущим: "Ведь для чего он был создан? Одной из целей его создания был контроль инфляции. Если бы "сверхдоходы" нефтяных компаний не изымались, "излишки", которые они получают за счет роста цен на нефтепродукты, приходили бы в экономику страны. В результате, мы получили бы колоссальное инфляционное давление за счет этих средств. Такой же эффект возымело бы и использование средств Стабфонда. Если государство начнет тратить эти деньги внутри страны - это неминуемо приведет к росту инфляции. А одна из главных экономических целей правительства - снижение инфляции, для того, чтобы будущее могло быть более предсказуемым с точки зрения поведения цен, чтобы потребители чувствовали себя спокойнее".
Стабилизационный фонд, считает Егор Федоров, фактически – "подушка безопасности" России. Сейчас цены в мире на нефть высокие, но, к примеру, если появится другой достаточно эффективный источник энергии, цены на нефть могут упасть. Вот тогда России и придется полностью пересматривать свою бюджетную политику. "В таком случае Стабфонд поможет стране продержаться некоторое время (например, дотех пор пока не будет определена новая структура расходов, дополнительные источники доходов и пр). Поэтому, использование средств Стабфонда на погашение внешнего государственного долга, на мой взгляд, достаточно эффективно", - заключил он.
Впрочем, полагает аналитик "Банка Москвы", средства Стабилизационного фонда можно было бы (как вариант) инвестировать в иностранные ценные бумаги. Например, в государственные бумаги Казначейства США, которые считаются наименее рискованными во всем мире, правда, доходность по ним сейчас не очень высокая - всего 4,2% по 10-летним облигациям. В то же время, это позволит не зависеть от каких-то внутренних факторов, быть уверенными, по крайней мере, в сохранности средств. Есть, конечно, дополнительные риски (например, валютный), который может возникнуть в случае снижения курса доллара по отношению к рублю в долгосрочном периоде.
Российских аналитиков, заметим, абсолютно не смущает тот факт, что США накоплен гигантский государственный долг, который постоянно увеличивается. В 2004 году, по официальным данным Министерства финансов США, внешний долг страны превысил $7 триллионов - составил $7 триллионов 1 миллиард 312 миллионов. Это очень существенный показатель, и может повлиять на увеличение налогов в США, снижение темпов роста ВВП. Однако, считает Сергей Харченко из инвестиционного холдинга "ФИНАМ", кризис американской экономики маловероятен: "Даже при самом плохом раскладе выплаты по долгу не превысят 1% ВВП США. Их экономика достаточно стабильна, при этом в условиях глобализации весь мир заинтересован в сохранении этой стабильности. Другие государства и международные финансовые институты просто не дадут рухнуть американской экономике".
Экономика США является самой большой экономикой в мире, напоминает Егор Федоров из "Банка Москвы": "Большой экономике нужен достаточно большой объем финансирования. Если же посмотреть на соотношение объема государственного долга США к ВВП, то оно отнюдь не представляется кризисным".
С другой стороны, рано или поздно, но США должны будут выплачивать свой долг. Как говорится, одно из двух: либо случится дефолт, подобный 98-му году в России, либо американские политики осознают ситуацию и начнут решать проблему до того, как она выльется в огромную кризисную лавину. "В частности, бывший президент Федеральной резервной системы США Пол Волкер, известный и уважаемый экономист (во времена Рейгана Пол Волкер снизил инфляцию в Америке с 15% до 3-4%), всегда говорил, что текущая политика неизбежно приведет к кризису - этот кризис будет ужасным для всей мировой финансовой системы, - напоминает Алексей Моисеев, аналитик долговых рынков ИГ "Ренессанс Капитал". - Точно так же, как в России - долг копился с 94-го года, копился-копился, был внешний толчок, и все развалилось".
Однако, поскольку во всем мире страны готовы использовать доллар как резервную валюту, соответственно, Америка может позволить себе вести себя так, как она себя ведет, отмечает Алексей Моисеев. Впрочем, ситуация уже начинает меняться - Центробанки различных стран частично переводят свои резервы из долларов в евро и в другие валюты. "Кстати говоря, интересно было, когда зимой ЦБ России объявил, о том, что серьезно увеличил долю евро в своей корзине резервов, - вспоминает аналитик. - Это вызвало легкую панику среди аналитиков в Америке, мол, смотрите, до чего докатились - даже Россия переводит свои долги из долларов в евро. Сейчас китайский юань привязан к доллару только на 50%, корейский ЦБ в этом году напугал тем, что не будет больше доллары покупать, а будет покупать евро... потом, правда, опроверг это, но тем не менее. Конечно, процесс идет, и рано или поздно, я абсолютно уверен, что рубль, евро и другие валюты будут стоить по отношению к доллару намного дороже, чем сейчас", - заключил он.
"Основное противоречие мировой экономики в данный момент – наличие страны - потребителя, производственный сектор которой не обеспечивает собственных потребностей, и стран – производителей, внутреннее потребление которых остается существенно ниже имеющихся производственных возможностей. Сохранение подобного дисбаланса формирует чрезмерную зависимость мировой финансово-экономической конъюнктуры от курса доллара с одной стороны и динамики долгового рынка – с другой, - объясняет аналитик ЗАО "ЭКОНАЦБАНК" Александр Осин. - В этой связи необходимо отметить: ужесточение кредитно-денежной политики Федеральной резервной системы США и выравнивание кривой доходностей рынка заимствований в данный период оказывают существенное негативное влияние на цены мирового сегмента облигаций". Ситуацию на валютном рынке, считает аналитик, несмотря на коррективное движение последних недель, сейчас характеризует наличие долгосрочной понижающей тенденции курса американского доллара, формирование которой обусловлено, прежде всего, проблемой беспрецедентного по объему накопленного общего долга США.
В среднесрочной перспективе представляется высокой вероятность существенного сокращения платежеспособности американских импортеров и переориентация в этой связи экономик развивающихся стран на внутренние рынки. Результатом, полагает Александр Осин,станет значительное падение объема мирового ВВП и формирование новой, многополярной, системы мирового хозяйства, основанной на базе нескольких самодостаточных экономико-политических структур.
Наконец, в чем вообще не сомневаются все опрошенные нами аналитики, так это в том, что опасность повторения кризиса 98-го года не кроется в системе государственного внешнего долга России. Экономика страны стала более стабильной, долговая нагрузка снижена, плюс накоплены значительные золотовалютные запасы. Хотя, конечно, основной момент, препятствующий возможности повторения кризиса, - благоприятная конъюнктура на мировом нефтяном рынке. "Цены на нефть растут и будут расти, уже зимой, по некоторым прогнозам, они могут достигнуть $100 за баррель. Это значит, что поток нефтедолларов продолжит поступать в Россию, уменьшая вероятность кризиса почти до нуля", - отмечает Сергей Харченко из инвестиционного холдинга "ФИНАМ".
Впрочем, суммы золотовалютных резервов страны, уточняет аналитик ИК "Файненшл Бридж" Ольга Шкред, уже превышают внешний государственный долг России более чем в 1,5 раза. А это позволит избежать практически любых финансовых потрясений в ближайшем будущем.
Так что же в итоге? А в итоге получается, что Минифин пошел по самому простому, (но самому ли лучшему для России?) пути. Да, экономика страны сейчас устойчива за счет тугого Стабфонда и невиданного доселе объема золото-валютных резервов. Да, Россия имеет хороший внешний вид, выплачивая долги досрочно. Да, за счет массированного вывода нефтяных денег из страны инфляция удерживается на приемлемом уровне. Но что происходит вокруг? А то, что самые экономически сильные страны не боятся ни потерять лица, ни увеличить инфляцию. Они продолжают вкладывать деньги в себя. Только в себя, и именно за счет этого они имеют самые сильные экономики в мире. Может ли этим похвастаться Россия с пузатым Стабфондом? Нет, ей как всегда не хватает западных инвестиций.