СНГ: Двуликий сосед
"Формирование базы зоны свободной торговли в рамках Единого экономического пространства /ЕЭП/ должно быть закончено к 1 июля 2005 года. Такое решение, было принято в среду на заседании Совета глав государств ЕЭП /Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина/ в Астане". /Из сообщения РИА "Новости" от 15.09.2004г./
Среди стран СНГ, а тем более среди государств Центральной Азии, Казахстан выделяется развитой экономикой и относительным благополучием населения. Как и в случае с северным соседом – Россией, благополучие это зиждется на нефти. Есть там и металлургия, и уголь, и сельское хозяйство, и машиностроение, но это уже – во вторую, третью и прочую очередь.
Бессменный президент Республики Казахстан /РК/ Нурсултан Назарбаев, еще в 70-е годы, будучи партийным деятелем, усвоил марксистскую мудрость, что основа устойчивого государства и собственного политического долголетия - экономика. Учитывая, что Назарбаеву удается без революций и вообще без особо острых проблем удерживаться на посту главы Казахского государства вот уже более 14 лет, он многое сделал правильно. Хотя, безусловно, политическим долгожителем Назарбаев остается и еще по одной причине – традиционной для азиатских стран клановости и стилю управления, который в европейских странах иначе как тоталитарным не назовут. Но и вопреки этому, Назарбаеву удается поддерживать хорошие отношения с Европой и США и быть одним из самых политически близких соседей России. Оппоненты называют главу Казахстана ханом, безраздельно властвующем в своем государстве, союзники утверждают, что если он и хан, то весьма мудрый.
В отличие от коллег-руководителей других стран СНГ, независимость в 1991 году Назарбаев воспринял весьма осторожно, без поросячьего восторга по поводу того, что теперь он единоличный царь, хан или еще кто угодно. В Беловежскую Пущу его не позвали по политическим мотивам, потому что он был "человеком Горбачева", но еще и потому что он не был сторонником развала СССР. "Мы получили железные, автомобильные дороги, энергосистемы, трубопроводы, которые по своим параметрам не отвечали интересам нового Казахстана. Мы получили предприятия с оборудованием, которое даже близко не соответствовало мировым стандартам. Мы получили экстенсивное сельское хозяйство с огромным количеством неблагополучных аулов и сел. Все понимали, что по-старому жить не получится, но мало кто знал, чего мы хотим, что надо делать в первую очередь", - вспоминает Назарбаев.
Правда, в отличие от Украины и Белоруссии, Казахстан обладал крупнейшим энергетическим потенциалом, включающем солидные запасы высококачественной нефти, минералов и металлов, чем, понятное дело, не преминул воспользоваться. Безусловно, пополнение казахского бюджета идет в основном за счет экспорта нефти. Следует отметить, что нефтяная отрасль в Казахстане не стала распродаваться направо и налево, как в России, а по большей части осталась в руках государства. В 2002 году государственные нефтегазовые активы были консолидированы и создана национальная компания КазМунайГаз, ежегодно наращивающая объемы производства и в 2004 году намеревающаяся добыть 2,7 млн тонн нефти.
Еще за годы советской власти в Казахстане сложилась достаточно мощная индустриальная база, представленная, главным образом, предприятиями добывающей отрасли, имеющими всесоюзное значение. От административно-централизованной советской системы хозяйствования Казахстан унаследовал кризисную, однако, не менее мощную производственную и обрабатывающую промышленность. Память о советских комсомольцах хранят казахские поля, появившиеся благодаря запуску крупномасштабных ирригационных проектов. И сегодня Казахстан является одним из главных производителей зерна на постсоветском пространстве.
При этом во главу угла казахских реформ поставлено привлечение иностранных инвестиций в страну любыми способами. При этом Казахстан пытается соблюдать баланс, не складывая все яйца в одну корзину – у РК имеются действующие двусторонние инвестиционные соглашения с более чем 30 странами мира, включая государства Западной Европы, США и Россию. Правда, в результате активной инвестиционной политики, более чем 70% всего промышленного производства и около 50% богатейших месторождений уже контролируются иностранными компаниями. Однако у этой политики есть и другая сторона - Казахстан добился значительного прогресса в реализации политических и социально-экономических реформ и вошел в "пятерку" наиболее динамично развивающихся экономик мира при годовом приросте ВВП в 10,1 процента. Объемы инвестиций в эту республику превысили $23 млрд.
Таким образом, с одной стороны, Казахстан быстрыми темпами входит в мировое сообщество, с другой стороны, основные державы-инвесторы контролируют Казахстан через инвестиционные вливания в его экономику. Астане в этих условиях весьма трудно противодействовать влиянию крупнейших мировых монстров.
Без сомнений благосклонность мирового капитала Казахстан заслужил еще и потому что отказался от идеи ядерного государства. Весь ядерный потенциал Индии и Пакистана сегодня можно оценить примерно в одну сотую от того, что оставила Казахстану в 1991 году Советская Армия. Отказ от ядерного оружия дался Казахстану не слишком легко. В конце 80-х – начале 90-х годов многие "национально озабоченные" представители казахстанских оппозиционных партий и движений требовали от президента Назарбаева объявить республику "ядерным государством", мотивируя свою позицию тем, что как только Казахстан "разоружится" у него сразу же возникнут серьезные внешнеполитические проблемы. В первую очередь, имелось в виду, что РК, лишившись советского ядерного оружия, станет уязвимым перед внешним давлением. Причем, в качестве возможных агрессоров назывались и Россия, и Китай, и Узбекистан и множество иных государств /вплоть до США/.
В некоторых независимых СМИ республики тогда появились призывы к использованию "ядерной дубинки" для выбивания иностранных инвестиций. После подписания Лиссабонского протокола /признание статуса ядерной державы на постсоветском пространстве лишь за Россией, как правопреемницей СССР/, нетрудно предугадать какую реакцию мирового сообщества, прежде всего США и их союзников, вызвало бы сопротивление этим договоренностям. Без преувеличения можно утверждать, что республика возглавила бы список так называемых стран-изгоев, а претензии по части "несоблюдения демократических норм", "ущемления прав человека" и т.д. начали бы звучать беспрерывно.
Кстати, политическая обстановка в Казахстане заслуживает отдельных слов. Ключевые посты в государстве занимают родственники и ближайшие друзья Назарбаева, что по понятиям центрально-азиатских стран в норме вещей. Жена и дочь руководят специально созданными фондами, куда на добровольной основе в обязательном порядке делает взносы весь казахский бизнес. Один из зятьев Назарбаева, Тимур Кулибаев - один из богатейших людей республики, он возглавляет компанию "Казтрансгаз", в ведении которой находятся все газотранспортные сети страны. Особого внимания заслуживает старшая из трех дочерей Нурсултана Назарбаева – Дарига. Она контролирует все основные СМИ государства и является политическим советником папы. Впрочем, в последние годы она отходит от оперативного управления медиа-холдингом и все глубже погружается в политическую пучину.
В декабре 2003 года в Казахстане появилась пропрезидентская партия "Асар", возглавляемая Даригой Назарбаевой. Говоря о предстоящих парламентских выборах осенью 2004 года, Дарига Назарбаева намерена объединить все пропрезидентские партии в единый блок. Такое объединение /а пропрезидентских партий в Казахстане подавляющее большинство/ представляет серьезную угрозу для оппозиции. Дарига Назарбаева, между тем, уже заявила, что ее партия собирается получить половину мест в нижней палате. Если этот план увенчается успехом, уже с декабря 2004 года в парламенте Казахстана не прозвучит ни одного слова критики в адрес главы государства и его правительства. Таким образом, Астана, судя по всему, стремится создать единогласный парламент, контролируемый и управляемый действующей властью. Что приобретает особую "актуальность" с учетом предстоящих через три года выборов президента. Кстати, у наблюдателей остается все меньше сомнений, что Назарбаев назначит своей преемницей именно Даригу. В 2006 году, на который назначены следующие выборы президента /он избирается в Казахстане через 7 лет/ Нурсултану Абишевичу будет уже 66.
Взаимоотношения с оппозицией и неподконтрольными СМИ решаются примерно по одной схеме. На недовольных заводятся уголовные дела, СМИ отключаются от эфира или из доступа /если речь идет об интернете/. Судя по прогнозам, которые даются пропрезидентским партиям на грядущих парламентских выборах, контроль над СМИ установлен достаточный для решения практически любых политических задач. Поколебать авторитет первого лица внутри страны не смог даже прогремевший на весь мир скандал о счете в западном банке на имя Назарбаева, на котором хранилось свыше 1 млрд долларов. Как объяснили гражданам страны – это секретный стабилизационный фонд, который уже не раз спасал экономику Казахстана от неминуемого краха. Граждане поверили.
Есть у Казахстана и нерешенные задачи, которые требуют плотного взаимодействия с другими государствами, в том числе с Россией. Кроме обеспечения благоприятного климата для привлечения инвестиций, основной задачей для Казахстана, не имеющего выхода к морю, становится построение транспортных маршрутов для экспорта нефти на мировые рынки. Заинтересован Казахстан в урегулировании отношений с Афганистаном. Через его территорию Казахстан мог бы выйти со своими ресурсами к Пакистану, Индии, Аравийскому морю. Сегодня в вопросах транспортировки нефтепродуктов на мировые рынки Казахстан зависит от своих соседей. Поэтому отношения с бывшими республиками Союза, с нынешними странами СНГ, имеют немаловажное значение для этой страны. Значительная часть экспортной нефти Казахстана проходит через российские трубопроводы, переправляются ж/д вагонами через Россию к Черному и Балтийскому морям и баржами через Каспий к Баку.
Другая ключевая проблема - обеспечения региональной безопасности, решается Казахстаном в весьма любопытной манере. Основным союзником в вопросах безопасности для Казахстана является Россия. Поставки вооружения и военной техники в Казахстан производятся по ценам, применимым в России для собственных Вооруженных Сил. Казахстанских военных готовят в России на льготных условиях. До недавнего времени льготы по поставке вооружения со стороны России считались гарантией того, что в обозримой перспективе центральноазиатские страны в военно-техническом сотрудничестве будут ориентироваться только на российские стандарты. Однако, как выясняется, только льгот мало. Министерства обороны США и Казахстана подписали 5-летний план сотрудничества, по которому Казахстану поставляются различные виды спецтехники. Этот пример весьма показательный – Казахстан в большинстве вопросов предпочитает глядеть в разные стороны, не оставляя абсолютной монополии ни за кем.
В том числе и поэтому отношения Казахстана и России не являются однозначными. За годы самостоятельности республику покинуло свыше 1,5 млн русских. Их вынудила на это смена элит, произошедшая после развала СССР. В начале 90-х Назарбаев предпочел опереться на идею национального самосознания, расставил на ключевые посты в политике и производстве казахов, многие из которых создали обстановку нетерпимости для русских. Результатом миграционных процессов последних лет стало изменение национального состава населения страны. Впервые казахи превысили 50% от общего числа населения республики, второй по численности нацией пока остаются русские – 30%. Поэтому наряду с казахским языком, в госучреждениях употребляется и русский.
Тем не менее, не будет преувеличением утверждение о том, что в настоящее время позиции РФ и РК по ключевым вопросам мировой политики все-таки весьма близки, в том числе в идее объединения бывших союзных республик. Казахстан не упускает возможности внести свою лепту в ускорение интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Он выступил в свое время инициатором создания Евразийского экономического сообщества /ЕврАзЭС/, куда входят в настоящее время Россия, Белоруссия, Киргизия и Таджикистан. Хотя, по мнению Президента Казахстана, реально интегрироваться в СНГ в данный момент могут только Казахстан и Россия, потому что реформы, проведенные в России и Казахстане, близки по своему уровню и параметрам. Именно эти две страны имеют схожие макроэкономические показатели, а это именно те условия, при которых может создаться какой-то жизнеспособный союз.
Сейчас ЕврАзЭС сформирован по обратному принципу: вначале создали, а потом начали думать, как всех привести к единым макроэкономическим параметрам, сопоставимому уровню инфляции, внешних долгов, законодательству. Ведь для того, чтобы вступить в ЕС, стране-претенденту нужно вначале "подрасти" до определенных экономических условий. Иначе такие союзы имеют только декларативный характер. Естественно, для Республики Казахстан наиболее значимым соседом остается Россия. Последние визиты лидеров двух стран в Астану и в Москву, подписание деклараций о казахстано-российской дружбе и о сотрудничестве в Каспийском море, ряда иных документов, обозначили фундаментальный характер взаимоотношений России и Казахстана. Интересна в этом смысле инициатива казахского банка "ТуранАлем". Как сообщил на в стрече с журналистами предправления БТА Ержан Татишев, банк поставил задачу через пять лет "соединить экономики стран СНГ через банковскую систему". На этот путь банк вывели планы глав государств СНГ, создающие сейчас единую экономическую зону развития ЕврАзЭС.
Казахстан за последние 15 лет проявил себя как умное, гибкое и весьма хитрое государство. Глядя с одной стороны на Запад, примериваясь к ВТО и НАТО, лидер государства продолжает активно взаимодействовать с Россией, выстраивать экономические связи с Китаем. В этих условиях России, пожалуй, остается лишь одно – точно также прагматично выстраивать и укреплять союз с этим государством, далеко не последним, и с политической, и с экономической, и с территориальной точки зрения. В условиях, когда Запад предпринимает постоянные попытки действовать с позиций "разделяй и властвуй", других альтернатив, собственно, и нет.
Арина Воронина, Денис Куликов