Особенности "Единой России" на уральской почве
Летом политологи и журналисты Свердловской области затаили дыхание, наблюдая за трогательным примирением губернатора Эдуарда Росселя и мэра столицы области Аркадия Чернецкого. Об их противостоянии ходили легенды, но вот наступил долгожданный мир. Летом, к очередному Дню города, Эдуард Россель становится почетным гражданином Екатеринбурга, а Аркадий Чернецкий получает губернаторские часы. После этого – совместные инспекционные поездки, совместные проекты и дружеские обеды в екатеринбургских ресторанах. Но, как выяснилось, экспертам от политики, для которых любой конфликт – хлеб насущный, уходить на покой рано. На этот раз тревожные звонки прозвучали в областной думе.
В столице Среднего Урала по-прежнему всем известно, что несмотря на вроде бы однообразие политландшафта Свердловской думы (естественно, единороссовское большинство), фактически в законодательно собрании области существуют два главных лагеря – "областной" и "городской". Их противостояние в периоды наибольшего обострения ничуть не уступало по накалу страстей борьбе губернатора с мэром, а то и превосходило их борьбу. Но ни Россель, ни Чернецкий из-за этого конфликта работу не пропускали.
В областной же думе уже давно хорошим тоном стало в случае несогласия с большинством просто проигнорировать заседания. Каким-то чудом весенне-летняя сессия прошла практически без эксцессов. Летом же помирились уральские "Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" и осенний сезон обещал быть достаточно спокойным. Конечно, на всеобщее братание никто не рассчитывал, но и срыв первого же в осеннюю сессию заседания областной думы не ожидался. Но 11 октября, как говорили классики, "вечер перестал быть томным".
Спорным моментом оказался новый законопроект "Об особо охраняемых природных территориях в Свердловской области". По существующей на данный момент версии (которая еще летом прошла первое чтение), порядок определения "охраняемости" на данный момент определяется исключительно на областном уровне. Это соответствует и федеральному законодательству. "Городским" депутатам это, естественно, не понравилось и они предложили ввести обязательное согласование решений о присвоении или отмене статуса "охраняемых объектов" с муниципалитетами, на территории которых находятся обсуждаемые объекты.
Если смотреть с точки зрения не политики, а экономики, то ведет эта проблема на строительный рынок. Охраняемые территории охраняются, в том числе, и от застройки. В итоге кто решает вопросы о статусе земель, тот и рулит на строительном рынке. Области, получи она право на "единоличное" определение этого статуса, ничего не мешало объявить охраняемыми или наоборот лишить этого статуса фактически любой участок земли. С учетом того, что и у города и у области есть "свои" любимые строительные компании, нет ничего удивительного, что вопрос оказался камнем преткновения.
В попытке защитить интересы "городских" застройщиков, часть депутатов предложила поправки, которые бы обязывали областные власти согласовывать решение о перемене статуса объектов с муниципалитетами, на территории которых эти объекты находятся.
"Я вообще против того, чтобы по воле одного чиновника решались такие вопросы, - заявил Накануне.RU областной депутат Илья Борзенков, - Чем больше общественности в этом задействовано, тем больше шансов, что на месте парков и лесопарков они и останутся, а не вырастут торговые центры".
Однако подобные идеи дополнительной бюрократизации воодушевили далеко не всех областных парламентариев и эти поправки даже не стали рассматривать. Тогда депутаты, оказавшиеся в оппозиции, решили просто сорвать заседание, чтобы дать понять, что они не намерены просто так сдаваться.
"Нам нужно было доказать, что в областной думе не все так радужно, как пытается доказать ее руководство, -
заявил накануне очередного заседания Накануне.RU еще один депутат-"прогульщик" Константин Карякин,- Есть масса спорных моментов, среди которых и закон об особо охраняемых территориях. Для того, чтобы эти спорные моменты решать, мы сорвали кворум. Вот и все".
Не всякий налогоплательщик отнесется с пониманием к фразе "вот и все". Ведь он платит налоги, из которых платится зарплата депутатам и потому вполне резонно может рассудить, что вопросы должны решаться на заседаниях. Ведь рассматривался не только спорный законопроект, но и масса других вопросов – только на это заседание повестка дня состояла из 26 пунктов. Среди них, между тем, помощь малоимущим, вопрос о ежемесячном пособии на ребенка, проблема бесплатного проезда пенсионеров на пригородных поездах во время дачного сезона… Есть, конечно, такая форма протеста, как забастовка, но она проводится в соответствии с определенными правилами. Об их соблюдении в данном случае говорить не приходится. Так что иначе, как прогулом, за который на обычном предприятии могут и уволить, действия депутатов назвать сложно.
В итоге, правда, заседание все же состоялось. Сторонам удалось найти компромисс в виде переноса второго чтения спорного закона на следующее заседания. Оппозиционерам пообещали, что их поправки наконец-то рассмотрят и, возможно, внесут в исправленный вариант. Как именно удалось договориться оппонентам – отдельная тема. Но, скорее всего, помимо субботней встречи областного премьера Алексея Воробьева и мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого, сыграл свою роль и внутрипартийный "разбор полетов" – по обе стороны конфликта оказались члены "Единой России". Естественно, ситуация, в которой "Единая Россия" оказалось вовсе не единой, не могла нравиться партийному руководству. Напомним, что во главе регионального отделения стоит как раз областной премьер Алексей Воробьев.
Вообще единороссовская тема в Свердловской области занимательна. Если в других областях и городах страны (по крайней мере, в большинстве) тема политического противостояния по местническим мотивам худо-бедно превратилась в малоакутальную, благодаря превалированию единороссов в местных парламентах, то в Свердловской области флер единства на партийной основе областных депутатов является лишь символическим. Никакие партийные дисциплины и федеральные партийные векторы, как показал вышеописанный пример, так и не в состоянии примирить непримиримое. Как только жизнь законодательная спотыкается о мало-мальски спорный для города и области вопрос, так и тю-тю партединство. В этом смысле весьма примечательно, что , как говорят компетентные кулуары, на состоявшемся недавно в Москве заседании единороссов УрФО, Дальневосточного и Сибирского федеральных округов отменная порция критики досталась свердловскому главному единороссу Алексею Воробьеву. Г-н Володин во всеуслышание выразился в том духе, что премьер г-н Воробьев, может, и не плохой, но вот как о главе среднеуральских единороссов о нем такого сказать его партначальник не может.
Если вернуться к думскому заседанию, то оно прошло фактически строго по графику. Назначенное на десять утра заседание открылось вовремя, на своих местах были 20 депутатов из 28. Последние пять минут перед заседанием все лифты были плотно оккупированы народными избранниками, стремящимися на 14 этаж в зал заседаний. Через пять минут после начала в креслах появилось еще трое парламентариев. Ход заседания ничем не напоминал о том, что только накануне завершился очередной кризис – вопросы повестки, назначенные на первую часть заседания, пролетали "со свистом". Схема казалась отработанной годами – Николай Воронин зачитывает вопрос, выступает докладчик с рекомендацией, и депутаты голосуют по его рекомендациям. Вопрос об особо охраняемых территориях ничем не выделился из списка – депутаты единодушно приняли уже имеющиеся поправки и также единодушно перенесли второе чтение на следующее заседание. В общем, видно невооруженным глазом, что накал страстей явно спал.
При этом спикер думы Николай Воронин считает, что проблема решилась из-за повышения сознательности депутатов и возвращения к грамотной работе.
"Это вообще грамотная работа законодателей, - заявил председатель областной думы Николай Воронин, - Если есть проблемы, они должны быть оставлены на возможность еще раз рассмотреть. У нас был один вопрос такой, его решили перенести. Поправки будут рассмотрены на комитетах. Совершенно не стоило устраивать такой кризис. Можно было решить все за десять минут, что в итоге мы и сделали. Я думаю, что сегодня депутаты сознают свою ответственность и понимают, что впереди много работы. Сегодня мы убедились, что при доброй воле депутатов все решаемо".
Конечно, решаемо. Ведь теперь появилась надежда хотя бы часть отстаиваемых "городскими" народными избранниками поправок реализовать...