Единоросcы взялись за "малую нефтянку"
Единороссы УРФО намерены разработать действующие механизмы помощи малым и средним предприятиям нефтяного бизнеса. Многочисленные вопросы развития этого сектора экономики будут обсуждаться с 24 по 26 февраля 2005 года в Нижневартовске на XIII заседании Уральского межрегионального координационного совета политической партии "Единая Россия". В его работе примут участие губернатор Югры, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации и представители федеральных органов власти /профильных министерств и ведомств/.
Нижневартовский регион – один из немногих, где партийцы могут на местных положительных примерах говорить о перспективах развития малого и среднего нефтяного бизнеса. Здесь работают несколько успешных компаний, которые уже давно научились выживать в условиях жесткой конкуренции с гигантами отрасли. Впрочем, лидеры Ханты-Мансийского отделения партии "Единая Россия" неоднократно подчеркивали, что для дальнейшего развития "малой нефтянки" необходимо изменить федеральное законодательство.
Истоки вопроса
Крупные нефтяные компании это – наследники той госсобственности, которая была приватизирована и акционирована. Независимые малые компании возникали в 99,99% случаев на условиях проектного финансирования, с нуля, самостоятельно.
Впервые небольшие независимые производители нефти появились в нашей стране в начале 90-х, когда еще и большая нефтедобывающая отрасль не была акционирована. Приезжали иностранцы, привозили капитал и стали создаваться совместные предприятия. Эти СП и были первыми малыми и средними компаниями. Процесс массового создания таких предприятий закончился в 1995-1996 годах. И с этого же времени начали создаваться малые нефтяные компании. Пик добычи малых компаний пришелся именно на эти годы – их доля составляла тогда около 10% российской добычи. Специалисты полагают, если с середины 90-х годов до настоящего времени малые компании остались бы независимыми, то сегодня они бы вышли на объем добычи примерно в 15% от общероссийского уровня. Сейчас же этот показатель - примерно 7%.
Всего в России нынче работают примерно 150 малых и средних нефтяных компаний. По замыслам единороссов, надо создать условия, чтобы их количество выросло в разы. Только тогда была бы решена проблема освоения пока нерентабельных месторождений с небольшими запасами нефти и появилась бы возможность эксплуатировать низкодебетные скважины.
10 лет сплошных проблем
Отдельные высказывания специалистов о том, что стране жизненно необходимо развивать малый и средний нефтяной бизнес, можно было услышать на протяжении последних 10 лет. Но только в последний год эта тема вышла из области узкоспециальных дискуссий в большую политику. Партия власти намерена провести в Госдуме ряд законов, которые бы создали условия, когда небольшие нефтяные компании смогли бы на равных конкурировать с отраслевыми Холдингами.
Сейчас для малых и больших компаний условия работы – абсолютно одинаковы. Ни для больших, ни для малых нет никаких льгот, преференций. Все компании работают в единых условиях – и лицензионный, и налоговый режимы, и все проблемы, с которыми сталкиваются нефтяники – одни на всех. Вместе с тем, здесь и таится проблема неравенства между крупными и малыми компаниями. В частности, лицензионные соглашения - если месторождение выставляется на аукцион, то выигрывает тот, кто больше заплатит. Понятно, что небольшие частные инвесторы в этом вопросе не могут конкурировать с Вертикально-интегрированными нефтяными компаниями /ВИНКами/. Эти месторождения оказываются на балансах крупных компаний и зачастую ими не используются, держатся , так сказать, про запас.
Между тем, в стране 80% разведанных месторождений относится к категории малых, с извлекаемыми запасами до 5-10 млн тонн. Если будут введены платежи или штрафы за простой без дела таких лицензионных участков, то крупные нефтяные компании будут стимулированы к избавлению от "излишних" запасов в пользу независимых производителей.
Это только одна из многочисленных возможных поправок к нынешнему законодательству, которая может улучшить положение малых и средних нефтяных компаний. Есть множество других вариантов, требующих обсуждения.
Сейчас в стране сложилась парадоксальная ситуация – чем выше мировая цена на нефть, тем хуже экономика малых компаний. Все дело в налогах. С 1 января 2005 года при цене на нефть в Западной Европе свыше 9 долларов за баррель государство получает 22 цента с каждого барреля добытой нефти в виде НДПИ от ее превышения этого значения на каждый доллар. Что касается экспортной пошлины, то она начнет применяться только при цене свыше 15 долларов за баррель и, естественно, только с экспортируемой нефти. В результате получается, что при цене от 9 до 15 долларов все без исключения будут платить только 22 цента за баррель с каждого дополнительного доллара превышения мировой цены над уровнем 9 долларов. При цене от 15 до 20 долларов появляется экспортная пошлина в размере 35% от превышения цены над 15 долларами, которой облагаются поставки за рубеж. Следовательно, государство будет забирать 98% дополнительной выручки независимых нефтяных компаний, которые могут экспортировать нефть только по трубопроводам и не могут организовать комбинированные маршруты. Как только цены превысят 25 долларов, ситуация станет парадоксальной. За каждый дополнительный доллар выручки, полученный из-за превышения уровня 25 долларов, все нефтяные компании должны будут в среднем отдавать государству 1,08 доллара, а независимые от ВИНКов компании - 1,28 доллара.
Как выжить "малышам" в нынешних условиях
Специалисты рекомендуют: чтобы понять, как сделать работу малых и средних нефтяных компаний рентабельной, стоит присмотреться к опыту тех, кто сумел выжить в нынешних не самых легких условиях.
В Нижневартовском районе работают несколько таких компаний. Наиболее известные – "Аганнефтегазгеология" и НК "Магма". На месторождении "Аганнефтегазгеологии" участники Уральского межрегионального координационного совета политической партии "Единая Россия" решили побывать лично. А опыт работы нефтяной компании "Магма" достоин пристального изучения специалистов, как пример удачного развития бизнеса в неблагоприятных условиях.
У НК "Магма" всего 187 человек персонала и одно небольшое действующее месторождение рядом со знаменитым Самотлором. Условия работы этой компании – как и у всех. Большие налоги и зависимость от соседа по нефтедобыче. Как говорит генеральный директор компании "Магма" Валерий Чичиленко, одно из необходимых условий выживания малых нефтяных компаний – уметь строить добрые отношения с гигантами отрасли. Чтобы очистить нефть от сопутствующей воды и примесей, а затем подать ее в общероссийскую систему магистральных трубопроводов приходится обращаться за помощью в компанию ТНК-ВР. Вся нефть, которая добывается на месторождении "Магмы" отправляется к соседу– владельцу дорогостоящих систем обработки и прокачки сырья. Это типичная ситуация, с которой приходится сталкиваться малым нефтяным компаниям. Налоги и стоимость обработки нефти на чужих мощностях – главные источники расходов компании.
До последнего времени "Магма" не могла ничего изменить. Только повышение цены на нефть на мировых рынках предоставило компании уникальную возможность для рывка вперед. Появились деньги на возведение собственных мощностей для первичной обработки нефти. По согласованию с акционерами, было принято решение реконструировать в 2005 году дожимную насосную станцию станцию /ДНС/, что предполагает ввод в эксплуатацию установки термоэлектростатической обработки сырой нефти и 2-ух резервуаров по 2000 куб. метров каждый. Уже в этом году зависимость "Магмы" от ТНК-ВР значительно уменьшится. Это приведет к заметной экономии в расходах на подготовку нефти. Однако стать независимыми от соседей в нынешних условиях – не реально, считает генеральный директор НК.. Для его компании – удача, что получилось найти взаимовыгодные решения в совместной работе со "старшим братом". У многих других малых нефтяных компаний в России соседи менее сговорчивы. А в нынешнем правовом поле ВИНКи без особого труда могут диктовать свои условия, зависящим от их мощностей, коллегам.
Еще одна проблема, с которой столкнулись в "Магме" за 12 лет работы – ухудшение характеристик нефтеотдачи скважин. Малым компаниям приходится работать на сложных месторождениях. Несмотря на то, что придумано много способов увеличить добычу нефти, внедрение новых технологий – затратный процесс. Сейчас, когда никаких налоговых льгот для разработки малорентабельных месторождений не существует, приходится ждать благоприятной ситуации на рынке нефти.
Прошлогодние высокие мировые цены на энергоносители стали спасением для "Магмы". Теперь на многих скважинах предприятия проведут так называемый "гидроразрыв пласта". Это особый, технологически сложный и в обычных условиях финансово непосильный для малых нефтяных предприятий процесс улучшения нефтеотдачи месторождения. Однако с нынешней ценой на нефть гидроразрыв себя окупит уже через 2-3 месяца. Уже сейчас, всего через 6 месяцев после начала процесса гидроразрыва суточная добыча нефти на месторождении НК "Магма" увеличилась с 540 тонн /август 2004/ до 900 /февраль 2005/. А в перспективе здесь надеются добывать до 1000 тонн в сутки с месторождения.
Еще одна миниреволюция, связанная с конъюнктурой рынка нефти, - возможность вложить деньги в бурение новых скважин. За 2 года их будет пробурено 21. Вкладывая деньги в бурение, компания обеспечивает себе еще минимум 20 лет относительно безбедного существования. Однако Валерий Чичиленко подчеркивает, что пока заслуги государства в успехах его предприятия - нет. Только рост цены на нефть на мировом рынке дал компании шанс на выживание. Внутренние резервы Магма использует на 100%. Дальнейшее зависит от внешних факторов. Например, от помощи партии власти.
Что будем менять?
В Нижневартовске на XIII заседании Уральского межрегионального координационного совета политической партии "Единая Россия" будут рассмотрены несколько рекомендаций специалистов. Чтобы создать благоприятную среду для развития малых и средних нефтяных компаний они советуют принять несколько важных поправок в федеральные законы. Главный принцип для нормального существования отрасли - государство не должно отнимать у компаний больше 90-95% от прибыли. Даже при сверхвысоких ценах. Сейчас же вполне возможна такая ситуация: после продажи нефти за рубежом предприятие отдаст государству все вырученные за это деньги и еще немного сверху. Чтобы бизнес мог развиваться, нельзя забирать больше 100% от прибыли.
Первый шаг к созданию благоприятных условий развития малых нефтяных компаний - пересмотреть подход к НДПИ, ставка которого с некоторых пор является одинаковой для всех и не учитывает различия в условиях добычи нефти на тех или иных месторождениях. В идеале должны учитываться условия работы на каждом конкретном месторождении или даже участке месторождения. Во-вторых, желательно пересмотреть налоговую систему таким образом, чтобы во время разведки и при начальном освоение новых месторождений, в том числе во время создания инфраструктуры /строительство дорог, прокладки электролиний и пр./ у нефтяных компаний существовала бы определенная налоговая льгота. Было бы великолепно, если бы льготы распространялись и на компании, которые выкачивают "трудную" нефть из старых месторождений. В последней стадии эксплуатации месторождений нужны налоговые каникулы, т.е. полное освобождение от любых налогов, которые связаны с объемами добычи, потому что любой такой налог заставляет предприятие окончить добычу раньше, чем ему диктует требование эффективности. В-третьих, нельзя забывать, что практически на каждом месторождении есть низкодебетные скважины. Сейчас только на территории Ханты-Мансийского автономного округа насчитывается около 15 тысяч малорентабельных скважин. Нефть из них можно выкачивать, но при нынешнем налоговом законодательстве это делать невыгодно.
Одним словом, если партия власти возьмется сдвинуть этот воз проблем малой нефтянки с мертвой точки, то это может стать весьма серьезным аргументом "за" ее реноме, по крайней мере, в глазах нефтедобытчиков. Вот и будут в копилке имиджа единороссов не одни минусы монетизационной торопливости в законотворчестве, но и плюсы умения найти законодательное решение, определяющее правила игры, создающие некий приоритет малому и среднему бизнесу.