Ефим Керпельман: Я не хочу за каждой плошкой-поварешкой ехать в Тюмень и кланяться…
На прошедшей накануне в Екатеринбурге конференции-совещании "Газовый рынок России – региональный аспект" все внимание участников было уделено вопросам реформирования отрасли и поискам путей разрешения назревших в ней проблем. Иначе, собственно, и быть не могло, учитывая, что парламентские слушания по рассмотрению реформы в газовой отрасли назначены на 7 июня этого года. Говорили буквально обо всем: начиная с поставленных Президентом задач на ближайшую десятилетку, заканчивая предложениями независимых газодобывающих компаний посильной помощи в сохранении и развитии российского сектора газа на мировых рынках...
Представитель в Совете Федерации ФС РФ от Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа Ефим Керпельман в своем выступлении замолвил слово за тех, о ком в России действительно как-то подзабыли, если не сказать и вовсе забыли. Откровенно оставив не у дел...
- Ефим Львович, Вы подняли вопрос, о котором участники конференции в поисках путей решения назревших в газовой отрасли проблем даже словом не обмолвились. Какова роль территорий, на которых ведется добыча природных ресурсов? Почему именно Вы и именно такой вопрос?
- Во-первых, я просил уважаемое собрание обозначить в проекте-рекомендации конференции вопрос о том, чтобы все прогнозы, которое предлагает минэкономразвития стране, проходили обязательную экспертизу всех заинтересованных сторон: и Газпрома, и ЕЭС России, и независимых природопользователей, наконец, общественную экспертизу. Мнение всех сторон должно быть не просто выслушано, потому что влияние этих прогнозов на ближнюю, среднесрочную и дальнюю перспективу социально-экономического развития России настолько существенно, что потомки не простят нам, если мы будем молчать и, склонив голову, просто взирать на происходящее. Мы должны думать о том, кому достанутся те богатства, которые еще остались в нашей стране, в нашей земле. Вы спрашиваете, почему именно такой вопрос?
Все, что мы делаем в нашей стране, направлено, прежде всего, на благосостояние граждан России. Так? На благо страны мы добываем и реализуем газ. Как известно, бюджет страны на четверть заполняется за счет отчисляемых Газпромом налоговых поступлений. Сейчас вот озадачились решением проблем в газовой отрасли и ее реформированием. Казалось бы, все во имя нашего общего светлого... Но! Я хотел бы напомнить о том, что забылось, осталось в стороне. Какова роль территорий, на которых ведется добыча газа? Почему во всех случаях, когда речь идет на уровне правительства и недропользователей, территория отходит как бы в сторону? Я говорю откровенно, как привык это делать. Конечно, учитывая, что сегодня в России новое правительство, мне не хотелось бы, чтобы говорили, мол, можно пинать в спину ушедшее правительство. Но ведь именно оно создало условия, когда территории, где идет добыча природных ресурсов, остались в стороне!
Есть задачи, которые сегодня ставит перед нами Президент на ближайшее десятилетние, - удвоение ВВП и доведение добычи газа в стране до 750 млрд кубов в год. Но какими путями-жертвами они могут быть решены? На мой взгляд, исключение из числа партнеров государства добывающих территорий и органов местных самоуправлений отодвинет эти задачи на долгие годы, если вообще позволит их решить...
Возьмем, решения и прогнозы, которое делает Минэкономразвития, на мой взгляд, не достаточно продуманные. Не буду голословным, напомню вам о прогнозах-решениях, вошедших в бюджет РФ и субъектов федерации, а затем раскритикованных и отмененных. Вспомните хотя бы об аукционах, которые Минэкономразвития ввело по квотам рыбной ловли на Дальнем Востоке? За два года удалось полностью уничтожить рыбную и рыбообрабатывающую промышленность на Дальнем Востоке, прежде чем эти аукционы были вынужденно отменены. То решение, которое до сих пор действует, - о введении вместо налога на пользователя автодорог акцизов на ГСМ. Нам еще только предстоит узнать, принесло ли это пользу для федерального бюджета за 2003 год? А ведь дорожные фонды субъектов федерации не только не смогли построить ни одного метра новых дорог, даже отремонтировать имеющееся вряд ли получилось… И вот ситуация повторяется. Решение, уже вошедшее в бюджет этого года, - НДПИ по газу полностью сконцентрирован в федеральной казне, а субъекты исключены.
- Помнится высказывание центра в адрес нефтегазовых регионов: "делиться надо"...
- Да. Как говорил тогда вице-премьер РФ г-н Христенко моим коллегам депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации? - "мы у богатых берем, чтобы раздать вам всем бедным!" /через фонд поддержки субъектов федерации/. Мы как сенаторы протестовали, голосовали против, но...
А в итоге? Это даже не уравниловка. Забирают три копейки - возвращают одну. Спрашивается, куда идет остальное? А это мы узнаем потом, через несколько лет, увидим, когда будет готов отчет об исполнения бюджета 3-х летней давности...
Я, может, жестко говорю, но поймите, настолько это все раздирает мне душу и сердце, когда к моей территории, к моей земле так вот относятся некоторые представители московских министерств, которые страну-то озирают из окон своих кабинетов, дальше Садового Кольца не видят. Самое обидное слышать из уст чиновников, мол, никакой заслуги территории в том, что у вас добываются полезные ископаемые, нет! Может быть, и да: земля есть земля, и никакой заслуги тут нет. Однако, вспомните, когда органы государственной власти Ямало-Ненецкого округа принимали решение в законодательном плане предоставить определенные льготы недропользователям, чтобы расконсервировать скважины малодебитные, низконапорные, которые были брошены… Органы власти, сняв нагрузку на работу с этими скважинами, позволили их расконсервировать, тем самым увеличили количество рабочих мест, уменьшив безработицу в конкретных городах, увеличили и бюджет субъекта федерации, и страны в целом. К сожалению, в минэкономразвития сегодня не хотят об этом думать... В конце концов, на этих территориях ведь работают люди! Вахтами по 12 часов, в любых условиях стоят на морозе, работают в тундре, теряют здоровье… Да, если живут на севере, получают пенсию с районным коэффициентом. Но ведь теперь им говорят, стоит уехать оттуда и все, забрали!
- Вы полагаете, что все так грустно? И регионы-доноры даже могут пополнить ряды претендующих на помощь из федерального бюджета?
- Возьмем Тюменскую область, ХМАО и ЯНАО. С учетом законодательных изменений по НДПИ бюджеты каждого существенно сократятся. Бюджет ЯНАО, как известно, самый большой. Он потерял и еще больше потеряет в результате интеграционных процессов. Знаете, есть такой анекдот-поговорка: давайте поедим твое, а потом каждый свое /если говорить образно о ситуации/.
Да, Тюмень потеряла, но не из-за Ямала, а из-за принятых законов по НДПИ. Если бы не этот закон, возможно, Ямало-Ненецкий округ давно уже принял бы решение о выходе из состава Тюменской области. Только то, что округ входил и входит в состав области, и часть налогов поступала в бюджет, удерживало нас от радикальных шагов. Мы понимали, что там учатся наши дети, лечатся наши земляки, едут на отдых ветераны. И направляли из своего бюджета средства, чтобы предприятия Тюменской области могли выживать, особенно сельскохозяйственные, медицинские. А у нас все это дело забирают. Так какое же это выравнивание? Да еще и все, что осталось, потом также отдать Тюмени.
- Потом, надо полагать, в результате интеграции?
- Оговорюсь сразу, какова бы не была моя позиция, мое отношение к интеграционным процессам в Тюменской области, я законопослушный человек. И вся наша дума законопослушна, мы обязаны выполнять Закон, как бы мы к нему не относились. Да, суров, но он Закон. Мы начали работать с исполнительной и законодательной властью Тюменской области еще год назад, как только появился проект, предусматривающий возможность заключения договора между двумя субъектами о возврате полномочий тех 24-х, которые 95-й федеральный закон передает области/краю/.
Я понимаю, это может быть существенно для таких субъектов как Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ, Камчатская область и Корякский округ, Усть-Ордынский Бурятский округ и Иркутская область, где в частности, тема укрупнения субъектов федерации перешла из политической плоскости в практическую, ведется подготовка к проведению референдума по объединению автономии и области... У нас же совершенно другая ситуация, каждый из наших автономных округов - Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский – способен самостоятельно выполнять полномочия субъекта федерации и уставные, и конституционные. И мы тогда рассчитывали, вполне резонно, что с Тюменской областью договоримся. В течение года велась работа согласительными группами, комиссиями в составе совета трех Дум... Увы, работа все еще не завершена.
Понимаете, встречного движения от области ни я, ни мои коллеги не видим. Нам под различными предлогами говорят разное, вот, мол, надо изучить сколько стоят эти полномочия /я имею ввиду те 24 полномочия, которые должны перейти от автономных округов в край/область/. А для чего, спрашивается, оценивать эти полномочия? Мы же не просим у области ничего на выполнение этих полномочий… Вот говорят, выравнивание бюджетов. Какое выравнивание, если у нас забрать все, что осталось, и отдать Тюмени?
- Но губернаторы…
- Что губернаторы? Вы спрашиваете меня или губернаторов? То, что говорят они, - для успокоения общественного мнения. Я тоже за то, чтобы общественное мнение было спокойным. Но я называл и называю вещи своими именами. Автономные округа - Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский - хотят экономически задушить, хотите это воспринимайте, хотите - нет. Все делается для того, чтобы обескровить автономии. Чтобы после нам автоматически сказали: вот видите, у вас денег нет, давайте мы проголосуем и все войдем в область. Опять создадим одну Тюменскую область, у нас будет один губернатор, он нас всех будет любить. Жили мы уже при этих условиях, лично я пережил советские времена, когда все было в составе одной области. Когда за каждой чашкой, плошкой-поварешкой надо было ехать в Тюмень, кланяться…Сейчас опять предлагают вернуться к этому. Лично я не желаю возврата подобных времен!
Да, 95-й федеральный закон предусматривает не одну администрацию, а экономические санкции и делегирование тех самых 24-х полномочий. Но есть еще и другой федеральный закон об объединении двух или более субъектов РФ, граничащих между собой. На его основе объединился Коми-Пермяцкий автономный округ и Пермская область. Накануне был принят конституционный федеральный закон об образовании Пермского края. Это первая ласточка, теперь по образу и подобию все остальные автономные округа… Так придумано кое-кем.
Да, для этого надо провести референдум. Так нас, для начала, хотят экономически поставить на колени, чтобы уже после, на основании второго закона, мы сказали – да, хотим... Что нам остается делать!?