Егор Гайдар: Я уже свою вахту отстоял
Сейчас об этом внешне мало симпатичном человеке почти ничего не слышно. Последний раз упоминание его имени лично мне случайно встретилось в разоблачительной программе, посвященной варварским итогам российской приватизации, транслировавшемся на одном из федеральных телеканалов. Там подробно мрачно-тревожным, как и подобает такому фильму, голосом рассказывалось о том, как вместе с Чубайсом они разваливали страну, как своими руками создавали прослойку олигархов, раздавая им госсобственность за бесценок. Еще в ту пору, в начале 90-х, помню люди удивлялись, как это так – его дедушка писал про мальчиша-кибальчиша, а внук у него, что на вид, что по делам его – форменный плохиш, строящий буржуинство.
В постсоветской России было немало премьер-министров, но Егор Гайдар не затерялся среди них и точно запомнился россиянам. Фамилией, причмокиванием пухлых губ, шоковой терапией, которую младореформаторы посчитали лучшим лечением страны от коммунистической "чумы" и плановой экономики. С тех пор пути либералов и младореформаторов разошлись, наиболее сильные и публичные остались на виду, а кое-кто даже и при должностях. Егор Гайдар ушел в тень, основав и возглавив Институт экономики переходного периода, который никак не может завершиться в нашей стране. Во многом, и благодаря заслугам Гайдара тоже.
Публичности Егор Гайдар не любит и даже почти чурается. О своем премьерстве и активной политической деятельности говорит сегодня как о вынужденной необходимости, но иногда на широкой публике появляется и даже выступает в регионах. По приглашению и не без поддержки тех самых олигархов. Накануне Егор Гайдар выступил в Екатеринбурге перед слушателями школы публичной политики, созданной и накрепко связанной с опальным Михаилом Ходорковским организацией Открытая Россия. Среди желающих послушать мысли либерального Гайдара встречались не только слушатели школы и политики, но даже и промышленники, которых интересовало не столько построение гражданского общества, сколько экономический анализ. Пришли полюбопытствовать даже отдельные члены "Единой России". Им тоже полезно, ведь многое из сказанного в корне отличается от официальной точки зрения партии и правительства. А раз мнение экс-премьера остается любопытным, хотя бы своим отличием, хотя бы тем, что полезно знать о трансформации убеждений /или их закоснелости/ тех, кто составляет с господином Гайдаром одну команду, а потому мы решили ознакомить наших читателей с этим самым мнением. Читайте, а выводы делайте сами. Вместо вступления - мнение редакции и г-на Гайдара, само собой, по многим и многим вопросам расходятся.
О ситуации на Украине
Я в своей жизни участвовал во многих выборах. Какие-то выигрывал, какие-то проигрывал, но я знаю, что это такое. И, когда мне рассказывают про явку в 98% для меня очевидно, что речь идет о фальсификациях. На Украине были нарушения возмутительные даже по российским меркам. Вы знаете, мне не нравится Лукашенко, не нравится то, что он делает в республике, но он свой референдум выиграл и поэтому революции в Белоруссии нет.
О Курильских островах
Худший враг не мог так подгадить отношениям двух государств-соседей, важных торговых и стратегических партнеров, как создать такую территориальную проблему, которая десятилетиями остается неразрешимой. То, что Россия взяла на себя обязательства СССР в вопросе спорных островов Курильской гряды, факт позитивный. Это тот редкий случай, когда мне нравятся внешнеполитические действия нашего государства. В этих действиях нет ничего вражеского по отношению к своей стране, ведь соглашение, по которому современная Россия подтвердила свои обязательства, подписал в 1956 году Молотов, а его трудно заподозрить в желании навредить своей стране. В нынешней ситуации важно и позитивно то, что мяч теперь на японской стороне, они должны принимать какое-то политическое решение. Японская элита разделилась в отношении к этому вопросу – более молодое крыло за поиски компромисса с Россией, но есть и консерваторы, которые традиционно зарабатывают политические очки на теме островов.
О месте России в мирохозяйственных связях
Место России в мировой экономике ассиметрично другой соседской развивающейся экономике – китайской. Если в Китае дешевая рабочая сила, при этом высокая мотивация работников и доступ к круглогодично функционирующим портам, то российская глобальная экономика опирается на другие основы. Здесь более дорогая рабочая сила, со спорной, далеко не всегда высокой мотивацией и с, в основном, замерзающими на зимний период портами. Это априори означает большое транспортное плечо, высокие расходы на перевозки. Но, при этом, в России дешевая энергия и доступ к недорогим сырьевым ресурсам. Таким образом, у России имеется существенное преимущество в энергоемких и ресурсоемких сферах производства. Кроме того, в России высококвалифицированные инженерные кадры и развиваются передовые медицинские технологии. Один мой знакомый, топ-менеджер крупного европейского фармацевтического концерна рассказал, что за пару месяцев собрал в российском представительстве такой квалифицированный коллектив специалистов, который не может собрать в Европе уже в течение нескольких лет.
О российской геополитике
В экономической теории есть такое понятие – гравитационная модель внешней торговли. Это когда крупнейшая экономика притягивает к себе более мелких участников внешнеторгового рынка. В этом смысле Россия должна стать центром притяжения для стран СНГ. Правда, мы в последнее время уже так наобъединялись со странами СНГ, что можем их серьезно спугнуть. Но, я надеюсь, что мы не будем делать глупости каждый день и эти отношения сформируются. Если же говорить о мировом контексте, то, мне кажется, лучший вариант для России – вести самостоятельную сбалансированную политику. Россия не заинтересована в том, чтобы быть в каком-то блоке или союзе. Много говорилось о сближении позиций с Европой, о возможном вхождении нашей страны в Евросоюз, но, мне кажется, эта проблема никогда сторонами не рассматривалась всерьез. Мы не будем членами европейской семьи, но всегда будем соседями, а потому необходимо выстраивать отношения именно с позиций соседа, а не жениха. Что же касается Китая, то разыгрывать эту карту в борьбе с США, по-моему, глупо. Что же касается разговоров о возможном развале России на 7, 9 или сколько там еще говорят, частей, то я в это не верю. Было, конечно, сделано много глупостей, которые привели, в том числе и к распаду СССР, и их можно продолжать делать в неограниченном количестве, но, я думаю, этого не произойдет.
О вступлении в ВТО
Есть ощущение, что мы обменяли Киотский протокол на вступление в ВТО. На самом же деле при сегодняшней структуре экспорта, таможенной политике России, наша экономика не пострадает от вступления. Так что в краткосрочной перспективе это ничего особо не меняет, а в долгосрочной это станет позитивным фактором. Потому что всегда выгоднее быть полноправным участником процесса, чем реципиентом тех правил, которые навязываются извне. Мне нравится здесь позиция России, которая не загоняет себя ни в какие временные рамки. Ставить здесь какие-то ограничения, значит ухудшать свою позицию. Надо понимать, что ВТО состоит из лоббистов, цель которых, получить наиболее выгодную позицию именно для себя.
О выстраивании вертикали власти и назначении губернаторов
В России несколько веков была жесткая вертикаль власти и назначенные главы регионов. Такое было во второй половине XIX века, в начале XX века. И что, это спасло от терроризма? Нет, убивали и премьер-министров, и губернаторов, и великих князей. Я уже не говорю про то, что это не спасло Россию от двух революций. Так что, назначение губернаторов и разговоры об укреплении вертикали власти это не решение проблемы, это попытка закрыть глаза и сделать вид, что проблемы нет. А рецепт здесь предельно простой на словах и крайне трудный в воплощении. Нам нужна эффективно функционирующая демократическая система власти и рыночная экономика. Вы мне скажете, что это легко сказать, но трудно сделать? Я с вами соглашусь. Я также против отказа от одномандатников и перевода выборов в Госдуму только на партийную систему. Путин прав, когда говорит о том, что от одномандатников ничего не зависит, но, как правило, это самые активные и талантливые политики. Они хорошо работают и активно участвуют в жизни Госдумы, они быстро зарабатывают авторитет и к ним начинают прислушиваться. Из них часто потом получаются политики федерального уровня и действия власти этот канал перекрывают.
О деле ЮКОСа
Здесь были совершены серьезные политические ошибки с обеих сторон. Эта проблема наносит очень большой вред России. Когда появились первые налоговые претензии, многие западные экономисты и бизнесмены обращались ко мне и спрашивали – как это возможно, пересматривать уже утвержденные налоговиками отчеты, а главное, реанимировать имущественные конфликты и итоги приватизации десятилетней давности? То, что делает власть с ЮКОСом – это лучший тормоз экономического роста. О каких многомиллиардных вложениях в экономику можно говорить, если нет уверенности, что завтра государство это у тебя не отберет? Об итогах и методах приватизации можно много спорить, но я хочу сказать, что сегодня большая часть экономики находится в руках эффективных собственника. Вспомним 1995 год, когда нефтяная отрасль была, по сути, на боку, добыча падала, инвестиций не было. Газпром в тот момент чувствовал, может, не прекрасно, но ничего похожего на ситуацию в нефтяной отрасли у него не было. В 2003 году все наоборот – частная нефтяная отрасль испытывает подъем и вполне конкурентоспособна, а управляемый государством Газпром имеет малоэффективную структуру управления, огромные долги, которые трудно реструктуризировать, закрытую структуру закупок и другие непростые проблемы.
Об удвоении ВВП
Это достижимо. И, конечно, как политический деятель, президент хочет видеть динамичный экономический рост в стране. Больше того, он иметь право требовать от подчиненных, чтобы этот рост был. Но вот его подчиненные не имеют права включать никакие спущенные сверху показатели в бюджет. Потому что неизбежно произойдет так, что в бюджете будут заложены повышения пенсий, индексации зарплат, посчитанные из плановых расчетов по удвоению ВВП, а реальный экономический рост окажется ниже. Поэтому добиваться удвоения ВВП в кратчайшие сроки необходимо, но искусственно притягивать показатели противопоказано. Задача должна заключаться не в том, чтобы за какой-то срок удвоить ВВП, а в том, чтобы создать условия для постоянно растущей экономики.
О стабилизационном фонде
Сейчас со всех сторон звучат предложения о том, как лучше потратить стабилизационный фонд. Я бы согласился с ними, если бы не знал, как происходил крах советской экономики. Она была полностью привязана к цене на нефть и цена была высокой. Экономисты в начале 80-х предостерегали правительство от того, что цены могут резко упасть, на что партийные деятели отвечали, что беспокоиться не о чем, машины не смогут ездить на воде. Но через пару лет нефтяные цены упали в шесть раз. И сейчас, пока цены на нефть высокие, необходимо формировать запас, который пригодится, когда дела с экспортом сырья пойдут не так хорошо. Я соглашусь с тем, что стабилизационный фонд следует на что-то потратить, если мне объяснять, как будет выживать российская экономика, за счет чего будут платиться пенсии и зарплаты при цене нефти не $30, а $10 долларов за баррель.
О политических амбициях
Я не собираюсь заниматься публичной политикой, не собираюсь работать в правительстве. Я свою смену там отстоял. Я уже управлял правительством страны, у которой не было ни копейки денег, которая до этого обанкротилась и у которой при этом было 30 тысяч трудно управляемых ядерных запасов и еще раз проходить такое я не хочу. Сейчас мы работаем, активно помогаем Центробанку и Правительству РФ. Я не стоял у истоков комитета-2008, как обо мне иногда говорят, но с симпатией отношусь к ним, понимаю, что демократическим силам нужна перестройка, однако активной политической деятельностью заниматься не буду. Как показывает практика постсоветских государств, демократические силы там испытывают схожие тенденции. Сначала большой подъем, затем разочарование, потом неустойчивый рост. Например, демократическая партия в Польше первой прошла путь, очень похожий на тот, который повторили и российские демократы. Но последние их победы связаны с обновлением, омоложением лидеров. Старые лица на протяжении многих лет приелись, и хотя идеи с приходом молодых демократов радикально не изменились, партии удалось победить на выборах в Европарламент, набрать 22% голосов. Я думаю, что мы вместе с Немцовым, Чубайсом, Явлинским не должны быть преградой молодым лидерам.
***
Егор Тимурович Гайдар, доктор экономических наук, родился
в 1956 году в Москве. С октября 1991 г. - заместитель Председателя Правительства
РСФСР по вопросам экономической политики, Министр экономики и финансов РСФСР. В
1992 году - Исполняющий Обязанности Председателя Правительства Российской
Федерации. В 1992-1993 гг. - директор Института экономических проблем
переходного периода, Советник Президента Российской Федерации по вопросам
экономической политики. С сентября 1993 по январь 1994 года - Первый заместитель
Председателя Совета Министров - Правительства Российской Федерации. С 1994 по
декабрь 1995 года - депутат Государственной Думы Федерального собрания
Российской Федерации, председатель фракции "Выбор России" Государственной
Думы РФ. С июня 1994 года по май 2001 года - Председатель партии
«Демократический выбор России». Нынче директор "Института экономики переходного
периода".