Если мэрию обыскивают, значит это кому-нибудь нужно
За те 12 лет, что Аркадий Чернецкий держит в руках нити управления Екатеринбургом, ничего подобного не случалось. Хотя у него были влиятельные враги, против него лились потоки компромата, оппозиционные ему СМИ вываливали тонны информации о махинациях в Сером доме /так в Екатеринбурге называют здание мэрии/. Отреагируй хотя бы на часть всего этого в свое время правоохранительные органы – по многим сотрудникам мэрии уже были бы написаны десятки томов уголовных дел, многие из которых уже наверняка бы лежали в судебных архивах, а приговоры были бы приведены в исполнение. Но нет, к Чернецкому грязь хоть и приставала – выигрывать выборы раз от раза становилось все труднее – однако до уголовных дел по нему или его подчиненным не доходило: интерес правоохранителей если и возникал – его удавалось замять.
То, что происходящее сейчас– не плановая работа по проверке соблюдения законности в мэрии и не спонтанная реакция на заявление потерпевшего – очевидно. Удар был нанесен в тот момент, когда в Екатеринбурге отсутствовал и сам мэр, и его ближайший соратник и наиболее влиятельный заместитель Владимир Тунгусов, отвечающий в горадминистрации за идеологию. К слову, у Тунгусова есть подконтрольная фирма "Наш дом", которую он учредил и возглавлял до прихода в мэрию, и которая уже не раз фигурировала в скандалах с квартирными махинациями по расселению ветхого жилья и с исчезновением "социальных квартир". Так что снаряды падают совсем близко. Кто мишень – нетрудно догадаться.
Напомним хронологию событий. Третьего ноября после обеда, около трех, в здание администрации Екатеринбурга пришла группа правоохранителей в составе сотрудников Ленинской прокуратуры города и Управления МВД в УрФО. Этих людей интересовали некие документы в комитете по жилищной политике и в протокольном отделе администрации города. Как выяснилось несколько позже, выемки документов параллельно проводились в трех агентствах недвижимости и, по неофициальной информации, полученной от источников в правоохранительных органах, даже в нескольких квартирах. СМИ опубликовали свидетельства, что обыскиваемые встретили правоохранителей без восторга, забаррикадировались и пытались даже жечь документы, пока милиционеры преодолевали препятствия. К ночи все завершилось – и тишина…
Столь плотный информационный вакуум в отношении громкого дела с явной политической окраской и вправду редко встречается. Ни одна из сторон – ни атакующая, ни обороняющаяся - не проронили, по сути дела, ни слова. До сих пор из скудных официальных комментариев известны лишь контуры. Некое частное лицо написало заявление в Ленинскую прокуратуру о том, что комитет по жилищной политике администрации Екатеринбурга производит незаконные махинации с квартирами в новостройках, предназначенными для заселения "социальных жильцов" - тех, кто расселяется из трущоб или стоит в очереди на получение бесплатного жилья, как сирота, социально необспеченный гражданин и т.д. Также из заявлений правоохранителей можно почерпнуть, что в отношении отдельных сотрудников жилищного комитета возбуждено уголовное дело части 1 статьи 285 УК РФ /злоупотребление должностными полномочиями/. Сколько этих сотрудников, а тем более, как их фамилии, тщательно скрывается. Как скрывается и то, что за частное лицо так эффективно изложило свои мысли прокурору, что правоохранительный маховик вдруг закрутился в сторону Серого дома, да еще и разразился публичной акцией выемки документов в лучших традициях маски-шоу. Пресс-секретарь мэра тоже лишь получает по телефону от своего босса указания и в соответствии с ними сообщает журналистам, что глава города чуть ли не с воодушевлением воспринял известие об обысках и порекомендовал всячески содействовать правоохранителям в их работе до его приезда. Хотя, надо думать, настроение у Аркадия Михайловича в Москве, а потом в Страсбурге /где он находился в командировке/было совсем не праздничное.
Но это все, впрочем, лирика. Чернецкому, находящемуся вдали от места работы и разыгравшейся детективной истории, ничего, собственно, больше и не остается, как держать лицо и делать вид, что он искренне рад искоренению коррумпированных чиновников в своих мэрских рядах. Ключевым же вопросом современности остается заказчик этого процесса. По этому вопросу существует уже множество версий, однако настоящей ясности до сих пор никакой. Вернее, вполне определенно можно утверждать две вещи: что дело это имеет политическую базу, это во-первых. А во-вторых, что ниточки, приведшие в действие неповоротливую правоохранительную махину, ведут в Москву.
Но инициаторы действа, если, конечно, не рассматривать всерьез то самое частное лицо, находятся на Урале. На это указывает способ исполнения правоохранительных действий. А момент для обыска выбран в полной координации с местными известиями, то есть начинается именно в тот момент, когда два самых влиятельных городских чиновника находятся в Москве и хорошо известно, что в ближайшие дни они вернуться никак не смогут – командировка долгая, а встречи и заседания слишком важные, чтобы их срывать. Еще один нюанс, заслуживающий внимания, что, хотя заявление было написано в районную прокуратуру, исполнять выемку документов принялись милиционеры не районного, не городского и даже не областного масштаба – а структуры МВД РФ по УрФО - местным не доверили. Наконец, обращает на себя внимание оставшийся мало замеченным, но очень говорящий факт – в то время, когда большинство местных СМИ еще были не в курсе происходящего, на НТВ уже шел сюжет об обысках в мэрии Екатеринбурга. Быть может, конечно, следует отдать должное оперативности журналистов федерального телеканала, но что-то подсказывает, что при обычных условиях на создание сюжета и "перегон" его в Москву уходит значительно больше времени. Наконец, напомним еще раз, до уголовных дел по действиям команды Чернецкого, прежде не доходило, хотя очень недовольных /выразимся мягко/ работой мэрии и 5 лет назад было не меньше, чем сейчас.
Кому и зачем это нужно? Вопрос, на который спустя несколько дней после выемки документов, четкого ответа так и не существует. Любопытное совпадение: в среду - обыск в мэрии, в пятницу губернатор Свердловской области /по-прежнему, какие бы там перимирия не были озвучены, непримиримый враг Чернецкого/ встречается тет-а-тет с президентом Путиным. Рука так и тянется сложить эти ровненькие кубики вместе. А, если еще и присовокупить к ним недавнюю попытку возмущенной екатеринбургской журналистской общественности "наляпать грязи" на вушительный мундир почти вечного депутата Госдумы от среднего Урала господина Язева, получается нечто весьма любопытное, хотя и не совсем понятное выбором времени.
Поясним причинно-следственные связи. Депутат Валерий Язев в Свердловской области трудится испокон века. Имеет неплохой бизнес, его раскрученность и известность весьма высокая. В партии состоит исключительно правильной - начальник координационного органа "Единой России" по УрФО. Судя по нескольким его крайне нелицеприятным последним высказываниям в адрес действующего губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя /почти совпавшим, кстати, по времени с наездом на него местных журналистов - Язева "воспитывали" за свойственное ему пренебрежение к акулам уральского пера/ и не только, имеет ярко выраженные губернаторские амбиции. Если избираться против Росселя - дело было крайне рискованное, то назначиться для хорошо известного и на Урале, и в Москве Язева вполне реально. Конечно, для этого надо немало потрудиться. Донести себя и широкой общественности, и уральскому полпреду /здесь у Валерия Афонасьевича как раз все более-менее в порядке/, и кремлевским бонзам.
Широкая уральская общественность до "внезапного нападения" журналистов имела удовольствие регулярно знать, что и как господин Язев делает, благодаря пресс-конференциям, устраиваемым с завидным постоянством. По Москве депутат и сам весьма продуктивно работает, иначе с чего бы на последних выборах Президента Владимиру Путину благосклонно принимать финансы в свой избирательный штаб от малоизвестной уральской фирмы, имеющей близкие отношения с Язевым. А при чем тут Чернецкий, спросите вы? Ну, хотя бы при том, что иметь такого политического союзника, который искренне и крайне последовательно является оппонентом росселевской команды, плюс поддержку мощнейшего на среднем Урале медиа-холдинга /41 телеканал, СТС, газет "Уральский рабочий", газета "Вечерний Екатеринбург" и т.д. подконтрольны екатеринбургской мэрии/ для будущего назначенца в губернаторы весьма не лишне. Итак, если следовать этой логике, то все неприятности екатеринбургской мэрии и председателя топливного комитета Госдумы Язева, странно почти совпавшие по времени, есть просто следствие нанесенного упреждающего удара со стороны областных властей. У губернатора Росселя и областного премьера Воробьева, надо полагать, относительно будущего назначенца на Свердловскую область совсем иные, не совпадающие с возможным альянсом Язев-Чернецкий, планы. А именно - или сам Россель, или Воробьев.
У этой крайне стройной на первый взгляд версии есть свои оппоненты. Они утверждают следующее. Да, главной головной болью Эдуарда Эргартовича является сегодня проблема – как оставить вместо себя на губернаторском посту Алексея Воробьева и не пустить туда Валерия Язева. Именно об этом, судя по кулуарной информации, шла речь на встрече с президентом. Но Чернецкий губернаторские амбиции отбросил /вернее, они сами отпали, когда он не прошел даже во второй тур выборов губернатора, а потом с большим трудом протиснулся и на место главы Екатеринбурга/, а потому тратить на это время и ресурсы сейчас незачем. Но, возможно, губернаторская команда готовит не только областного преемника, а и пытается посадить своего человека на место екатеринбургского градоначальника, это тоже давняя и хорошо известная мечта Росселя.
Однако, этому зигзагу мысли есть что возразить. До истечения полномочий Чернецкого еще более трех лет, к тому же вопрос о назначении глав мегаполисов президентом или губернаторами еще не решен окончательно. Тем более, что снаряды хоть и падают рядом с Чернецким, но при известной политической ловкости, которая у команды мэра, безусловно, имеется, тяжелым осколком его едва ли в этот раз зашибет. Здесь многое будет зависеть от того, в каком направлении начнет копать следствие, будет ли оно тянуть ниточки к Тунгусову и Чернецкому или ограничится мелкими комитетскими стрелочниками.
Другой вариант, что многоходовку по досрочной отставке Чернецкого и назначению того, кого надо, затеяла не губернаторская команда, а какая-то иная, имеющая очень хорошие связи в Москве, в частности, в президентской администрации. Чем плох тот же Антон Баков, к примеру? С одной стороны, прославившийся, как мастер политических интриг, с другой – как человек не лишенный политических амбиций. В условиях, когда губернаторские кресла в самых сильных регионах УрФО уже распределены и, судя по всему, лица, занимающие их, неофициально утверждены Кремлем на дальнейшее правление, за место мэра самого богатого и привлекательного уральского мегаполиса еще предстоит борьба. Почему бы сильному и умелому политику не начать борьбу уже сейчас и не нанести удар первым? Инкогнито. Из Москвы.
За последние несколько дней высказывались и другие версии, уже не связанные с политикой. Что это заговор екатеринбургских строителей, которым окончательно надоели невиданные поборы мэрии и монополия нескольких строительных компаний, близких к горадминистрации. Локомотивом здесь могла бы быть Уральская инвестиционно-строительная корпорация /УИСК/ буквально месяц назад всерьез повздорившая из-за поборов и запретов на строительство с городскими жилищно-строительными чиновниками. Еще один озвученный вариант, что произошел внутренний бунт в городском комитете по жилищной политике, связанный с крайне жесткими и не вполне законными порядками нового председателя – Надежды Райченок. Якобы терпение сотрудников комитета лопнуло и они пошли искать правды в правоохранительных органах.
Но все они рождают, скорее, дополнительные вопросы, нежели дают ответ. Отчего, например, сотрудники комитета по жилищной политике не взбунтовались несколькими месяцами или годами раньше, ведь в столице Урала давно и широко распространена почти как убеждение информация, что добровольно-принудительные отчисления компаний, строящих жилье в Екатеринбурге и махинации с "социальными" квартирами, наряду с черной дырой городского ЖКХ, являются мощнейшим насосом, вкачивающим средства в избирательные компании и просто в карманы городских чиновников. Возникает вопрос, как это заявление неназванного лица из Ленинской прокуратуры не попало прямиком на стол к руководителям города, как, наверняка бывало и раньше, а прямиком отправилось в Управление МВД в УрФО? А на то, что это была неожиданность для городских властей, указывает хотя бы тот факт, что когда начался обыск, отдельные граждане пытались уничтожать документы. Есть еще много других вопросов и несовпадений. Ответа пока нет. Будем надеяться, что его дадут результаты расследования и те выводы, которые можно будет на их основании сделать. Если наказание понесут "шестерки" из комитета по жилищной политике, то станет однозначно ясно, что торпеда прошла мимо, кто бы ее не запустил...