Есть ли будущее у трассовых поселков?
Как только стало известно, что мы едем в трассовый поселок, в голове тут же возникла неприглядная картинка – старые вагончики или бочки в качестве жилья, разбитые дороги и никакой цивилизации. Возникла и не покидала до тех пор, пока не приехали в поселок Правохеттинский (Надымский район). Дорога до этого населенного пункта, действительно, оставляет желать лучшего, но зато сам поселок приятно удивил во всех отношениях. В самом центре – бульвар. Асфальтированный тротуар, фонари. Вдоль улицы – небольшие деревянные коттеджи и, что уж совсем удивительно, многоэтажки. Трехэтажные дома, а сейчас в поселке строится и четырхэтажка, для Севера – почти экзотика. В поселке две главные улицы – Газовиков и Бюджетников – находятся рядом, образуя угол. Своеобразный символический угол жизни, свойственный северу. Не было бы газа, не было бы поселка. Не приехали бы бюджетники и поселок был бы просто перевалочной базой для вахтовиков.
"Первые аборигены высадились здесь, на этой территории, в 1982 году, это были представители строительных организаций, - вспоминает глава поселка Правохеттинский Владимир Иванов, - Недалеко отсюда основали вагон – городок. Потом приехали основные строители, началась горячая пора, стройка пошла по двум направлениям - это строительство компрессорной станции, вы же знаете, что родине нужен был газ. Второе – параллельно шло строительство поселка, который через год, в 1984, получил название Правохеттинский. Поселок начинался со строительства финского жилого комплекса на 400 человек, первые эксплуатационщики тоже приехали в 1984 годуу, нужно было контролировать запуск первых агрегатов. Все мы жили в бочках, вагончиках. Первые новоселья были накануне 84 года, когда дали тепло и были достроены дома. У нас поселок газовиков, а это представители линейно-производственного управления трассового поселка Правохеттинской ООО "Тюментрансгаз", и бюджетников. Вы знаете, мы друг без друга никак. Газовики не смогли бы нормально жить без бюджетников – без учителей, врачей, без работников культуры. И бюджет, конечно, не сможет существовать без материальной помощи "Тюментрансгаза".
"Трассовые поселки закладывались тогда, а это было 25 лет назад, когда строились новые нитки газопроводов, - вспоминает глава МО Надым и Надымский район» Владимир Ковальчук ( на территории района сегодня пять таких поселков), -Тогда это было правильное решение. Если вспомнить начало строительства этих поселков, то людям тогда пришлось несладко. Условия жизни были очень тяжелые. Было принято решение , что через каждый сто – двести километров, где строится компрессорная станция,надо строить небольшие поселки – там должно быть жилье, каждый работник должен был иметь квартиру. Представляете, по тем временам это был социальный прорыв, когда в вагончиках жило по 16 человек, туда невозможно было зайти, а вагончики – то какие были! В три яруса выстраивались люди. Нужно было сушить одежду, пищу готовить. И вот на этом фоне было принято решение строить трассовые поселки. Это было революционное решение. Надым тогда многого не имел того, что было в этих поселках!"
Сегодня в поселке Правохеттинский живет порядка полутора тысяч человек. Как говорят в администрации, это число почти не меняется, поскольку новые рабочие места не появляются. Большинство жителей поселка – сотрудники линейно-производственного управления ООО "Тюментрансгаз", которые обеспечивают работу компрессорной станции. В поселке есть почти все, что в обычном населенном пункте, - школа, дом культуры, амбулатория, детская музыкальная школа, детский сад, библиотека.
"Многие говорят, что здесь невозможно жить, но лично у меня никогда не было мысли уехать, - рассказывает заведующая детским садом Татьяна Васильева, - Приехала сюда воспитателем в группу продленного дня, а получилось так, что тот учитель, которого вызывали, не приехал и мне поручили первый класс. Это был экспериментальный класс. Директор меня заинтриговала, я очень ответственно к работе отнеслась – до трех ночи учила конспекты. Сейчас работаю заведующей в садике, но вспоминаю, что полностью реализовала себя именно в школе. Не хватало методической литературы, книг, но работали. Надо было поставить танец – ставили, надо было петь – пели, ходили в лес –отмечали международный день туризма, варили чаи дружбы, это когда каждый по горстке бросал ягоды. Было единение, общий подъем. В своем стихотворении я сказала - жизнью и песней для нас стал поселок Хеттинский. Я здесь прикипела душой".
Пожалуй, единственное, чего не хватает в поселке, как говорят местные жители, - это спортивного комплекса. Старый спортзал сгорел еще лет десять назад. Сегодня "Тюментрансгаз" достраивает физкультурно – оздоровительный комплекс.
"Трассовые поселки лежат на плечах "Тюментрансгаза". Это и инфраструктура, и дороги, просто мы хотим, чтобы поселок был краше, - подчеркнул начальник ЛПУ Евгений Балашов, - Политика нашей компании такая, чтобы такие ФОКи были везде. В этом центре будет большой по мировым стандартам зал, тренажерка, зал аэробики, теннис и бильярд. Кроме того, сейчас мы строим четырехэтажный дом в поселке. Наши работники должны жить достойно".
Парадоксальная ситуация. С одной стороны, в поселке созданы все или почти все условия для комфортного проживания, с другой – как и все, северные территории, Правохеттинский испытывает дефицит кадров. Особенно - в бюджетной сфере. Больше всего, как признается глава поселка, пугает то, что бюджетники то и дело перебегают в газовую отрасль. Причина банальна – деньги. С чувством тревоги здесь ждут вступление в действие муниципальной реформы – кадровый голод может только усилиться.
"Сегодня вообще очень сложно найти высококвалифицированных экономистов, юристов, а это ведь обязательно нужно будет сделать, - рассказывает глава поселка Правохеттинский Владимир Иванов, - На наши плечи ложится землеотводное дело, архитектура и строительство, в нашем ведении будет архитектурный надзор и направление по национальной безопасности. Кроме того, специалисты ГО и ЧС должны находиться здесь, у нас, чтобы в случае чего, на месте работать. Сегодня нам приходится таких специалистов искать. Не каждый сюда поедет, например, из Надыма".
Всего в Надымском районе сегодня пять трассовых поселков. На Ямале – их несколько десятков. Это своего рода островки цивилизации посреди суровой тундры, в которые еще в советское время вложили огромные деньги, по принципу – создавать так на века и с размахом. Шутка ли, в некоторых поселках даже бассейны умудрялись проектировать и строить. Оправданно ли это было, покажет время. Как считают в администрации Надыма, уже сегодня есть ощущение того, что трассовые поселки изживут себя.
"Прошло время, ситуация стала меняться, сегодня мы слышим, что многие жители трассовых поселков говорят, что с удовольствием переехали бы жить в города, и летали бы или ездили на ближнюю вахту, - считает Владимир Ковальчук, - Есть такая тенденция, есть такое желание, время покажет, как будет дальше. Но я полагаю, что лет через пять - десять часть населения переберется в такие города, как наш, так как по набору услуг социальной корзины мы уже приближаемся к среднеевропейскому городку –у нас есть и фитнесс - центры, и бассейн, и парикмахерские, и школы искусств. Да, конечно, трассовые поселки еще будут существовать, там люди пустили корни, там живут целые династии. Самое главное – нельзя никогда рубить с плеча. Надо создать людям условия более постепенного перехода или переезда в более благоприятные территории".
Мы уезжали из Правохеттинского в седьмом часу вечера. Что удивило и даже испугало, поселок был почти пуст. Как будто все разом куда – то уехали. Как пояснили нам потом, просто все одновременно вернулись с работы ( ведь большинство работает на одном предприятии). И одновременно пошли ужинать и смотреть телевизор. Работу не прекращали лишь строители на площадке физкультурно – оздоровительного комплекса - то и дело оттуда доносились звуки стройки. Как напоминание о том, что жизнь в Правохеттинском не замерла где – то в районе 80 – х…