Наркоборьба: Выявить всех - от сбытчика до организатора-поставщика
К цифрам и фактам, свидетельствующим о росте наркооборота в стране мы как-то все за последнее время попривыкли. Нельзя сказать, что совсем об этом никто не думает и не пишет, но былого ужаса от распространения этой заразы поубавилось. А зря. Как известно, наркофабрики Афганистана работают еще лучше и регулярней с момента прихода в страну американских вояк, а поток нелегалов из Таджикистана остается все той же прямой дорожкой доставки дури в Россию. И не только таким способом, конечно. Одним словом, забывать о журналистской специализации: спец по антинаркотической теме рано. Именно такой вывод приходит в голову, когда слушаешь цифры и факты, озвучиваемые правоохранителями. Накануне в эфире телекомпании "Ермак" о наркоборьбе рассказывал Федор Кравцов, старший прокурор отдела Генеральной прокуратуры в УрФО. Печатная версия этого интервью публикуется ниже.
Вопрос: С распространением наркотиков борется немалое количество различных ведомств: и милиция, и наркоконтроль и таможня. Какова роль Генеральной прокураты в этом процессе?
Федор Кравцов: Роль
прокуратуры в борьбе с распространением наркотиков в целом координирующая. Она
заключается в координации работы правоохранительных органов: это надзор за
расследованием уголовных дел, за проведением проверок, за работой
конкретных сотрудников милиции, наркоконтроля, за ведением оперативно-розыскной
деятельности.
Фото:
prokuror.hbr.ru
Вопрос: А органы прокуратуры ведут сами оперативно-розыскную деятельность?
Федор Кравцов: Нет, мы следим за тем, чтобы следственная работа велась правильно. Но, если к нам поступает оперативная информация, мы ее передаем в специальные органы: милицию, наркоконтроль, даем им указания с требованием доложить о результатах. Хотя иногда мы расследуем уголовные дела, связанные с распространением наркотиков, но по особому указанию.
Вопрос: Каково разделение обязанностей между Госнаркоконтроле и милицией? Ведь по сути они занимаются одним и тем же.
Федор Кравцов: Как у Наркоконтроля , так и у милиции остались
Фото: УФСКН РФ по Тюменской области |
Вопрос: А в реальной жизни по-другому?
Федор Кравцов: По идее, и те, и другие органы должны заниматься одинаковой работой: от выявления точек поставок наркотиков до последнего потребителя.
Вопрос: Такое разделение привело к положительным результатам?
Федор Кравцов: Результаты видны. Мы регулярно проводим анализ. Если сравнить показатели 2005 года с 2004-ым, то они улучшились, увеличилось количество регистрируемых преступлений. Если в целом брать по УрФО, то выявленных преступлений увеличилось на 34%.
Вопрос: Это хорошие показатели?
Федор Кравоцв: Показатели хорошие, но следует остановиться на другом. Как начиналась работа? Если мы возьмем начало 90-х годов, то была 100% раскрываемость преступлений, связанных с распространением наркотиков. Тогда этим занимались структуры МВД. Так вот на бумаге было 100% раскрываемости. Это
Фото: ont.by |
свидетельствовало о том, что задерживались в основном люди, которые употребляли наркотики. Все - преступление раскрыто. Никаких мер не принималось, чтобы установить людей, которые продают наркотик.
В 2000 году после создания отдела Генеральной прокуратуры Юрием Золотовым была поставлена задача переломить эту ситуацию. Усилия правоохранительных органов должны быть направлены на сбытчиков наркотиков. В 2000 году были разработаны нашим отделением специальные указания, которые были направлены во все территориальные прокуратуры, управления внутренних дел, с требованием усилить работу на выявления продавцов наркотиков.
Фото: Накануне.ru |
И это дало результаты. Если посмотреть на статистику, то в 2005 году преступлений, связанных со сбытом наркотиков, выявлено 76%. Хотя изначально была поставлена задача - выявлять хотя бы половину таких преступлений.
Вопрос: А реально из крупных наркодельцов кого-то посадили? Можете этим похвастаться?
Федор Кравцов: Похвастаться можно. Есть такие примеры. Но пока ни одного из координаторов крупных поставок наркотиков не задержали. Это кропотливая работа. А у нас, что получается? Очень много изымают из оборота наркотических средств, изымаются такие крупные партии наркотиков, как прошлом году в Екатеринбурге на 4-ой овощной базе почти 200 килограммов героина задержали в автомашине КАМАЗ. Но, если посмотреть
Фото: as.baikal.tv |
Вопрос: Что тогда означает перекрыть канал?
Федор Кравцов: В моем понимании, это, начиная с поставщика и организатора и до самого последнего сбытчика, который продает на улицах города наркотики. Вот это означает перекрыть канал. Во всяком случае, за 200 килограммов должно быть на много больше количество людей привлечено к ответственности. Это недостаток. Мы постоянно говорим об этом на коллегии, на заседаниях. Ставятся задачи выявлять преступные группировки прежде всего.
Вопрос: Насколько часты в рядах милиции и Наркоконтроля факты коррупции?
Федор Кравцов: Факты такие имели место. Хотя в последнее время все меньше. В 2003 году задерживался с 11 килограммами героина бывший подполковник Орджоникидзевсого УВД г. Екатеринбурга, уголовное дело сейчас направлено в суд. Задерживался начальник следственного отдела в Каменске-Уральском.
Вопрос: А в каких регионах УрФО борьба с наркопреступлениями ведется наиболее эффективно?
Федор Кравцов: По-разному складывается. В Свердловской области много регистрируется преступлений. Может быть, где лучше организована работа? Несмотря на то, что в ХМАО сейчас эта проблема тоже номер один, там службы работают неплохо. После создания службы Наркоконтроля милиция в ряде регионов свернула свою работу, считач, что их работу должны выполнять в Госнаркоконтроле. В ХМАО этого не произошло, подразделения милиции работали и продолжают работать в этом направлении.
Редакция благодарит телекомпанию "Ермак" за предоставленные материалы