Фестиваль "демок" - шедевры художественного взлома
В Санкт-Петербурге в пятый раз прошел фестиваль компьютерного искусства Chaos Constructions 2005 (СС05). Во всем мире подобные мероприятия именуются Demo-Party, так как главное место на них занимают, так называемые, "демки" – небольшие программы, единственная цель которых - продемонстрировать творческий потенциал программистов, художников и композиторов. Несмотря на заметную историю "демо-сцена" в России пока находится в самом начале своего развития.
В рамках CC05 было показано большое количество графических работ (в том числе выполненных на легендарном компьютере ZX Spectrum), электронной музыки (от альтернативных до классических композиций). Зрителям было предложено множество видео роликов, как непосредственно принимавших участие в конкурсе, так и демонстрировавшихся уже на других российских и зарубежных фестивалях. Все участники, как принято в компьютерных кругах, выступали под своими никами, - это своеобразные идентификационные номера, которыми “мастера” подписывают свои работы.
Оживили программу выступления групп ChipCult, DJ Dimitry Ghost, McLighter, Zaubertote, игравших электронную музыку различных направлений. Очень интересной была и выставка, посвященная истории компьютеров, а также семинар компании Kenjitsu, которая известна как разработчик контента для игр нового поколения.
В середине 80-x годов, когда в Америке и Европе появились первые компактные персональные компьютеры, их возможности были невелики по современным меркам. Небольшое количество оперативной памяти, слабые процессоры и примитивные дисплеи ограничивали возможности разработчиков программного обеспечения и игр. У многих компьютеров даже не было столь привычных для нас сейчас винчестеров и дисководов - вся информация хранилась только в оперативной памяти, а данные и программы загружались с кассет. Однако уже тогда энтузиасты старались создать что-то необыкновенное, способное поразить воображение. Используя технические возможности компьютеров, они писали различные программы, способные генерировать впечатляющие по тем временам видеоэффекты, и даже звуки и музыку.
Второе место в номинации Graphics – ASCII.
Работа опубликована под названием Shl-girl и ником Galza
Как считают создатели документального фильма "What Is Demo?", организаторы крупной Demo-Party Assembly, проходящей в Финляндии, зарождение “демо-сцены” тесно связано с развитием компьютерного пиратства. Магнитные носители (кассеты, а позже - дискеты) было легко копировать в домашних условиях, изготовляя таким образом нелегальную копию программного обеспечения. В основном пиратством занимались обычные школьники, переписывавшие кассеты у друзей и знакомых. Очевидно, что это наносило урон разработчикам софта, и они изобретали различные системы защиты от копирования.
Однако остановить таким способом можно было немногих - некоторые находили и удаляли защитные модули в программах, и все равно их копировали. Чтобы как-то отметить взломанную копию, злоумышленники вставляли в нее так называемые "Интро" - небольшие заставки, в которых были название пиратской группы и благодарности всем, принимавшим участие во взломе. Оформлялись такие заставки с помощью сложных эффектов, призванных произвести впечатление на пользователей и членов других групп - в результате, помимо соревнования взломщиков ("крэкеров"), началось соревнование художников и кодеров эффектов различных команд. Каждая пиратская команда старалась сделать нечто особенное в формате “Интро”, и постепенно программы, генерирующие различные эффекты, отделились от прочего софта. Так появились ”демки”, единственной целью которых было продемонстрировать умение программистов, художников и композиторов.
Третье место в номинации Graphics – ASCII.
Работа опубликована под названием I'm_running!.txt и ником Black Fox
Формат “64k Demo” (предусматривавший размещение программы объемом не больше 64 килобайта) сохранился и до сих пор, хотя технические возможности современных компьютеров позволяют создавать намного более объемные “демки”, с помощью архивирования в современных демках удается уместить 100-150 мегабайт данных (текстуры, модели, звуки, речь и музыка). В современном формате – “16mb Demo” - основное внимание уделяется визуальной части, а архивирование отходит на второй план. Часто ролики содержат концептуальный текст, истинный смысл которого понятен, очевидно, только самим авторам. Впрочем, традиционные титры с перечислением благодарностей авторам “демки” и их товарищам, а также другим командам, по-прежнему остались, и оформляются довольно затейливо. В последних “демках” зарубежных команд качество изображения впечатляет - программисты используют возможности и процессора, и современных видеокарт. В результате в реальном времени (со скоростью 25-60 кадров в секунду) компьютер генерирует изображение, сравнимое по качеству с пре-рендером (заранее рассчитанной на одном или нескольких компьютерах картинке, на отрисовку которой уходит значительное время - порой до нескольких суток). Самые впечатляющие работы демонстрируют качество эффектов "киношного" уровня, но идут с маленькой скоростью на обычных компьютерах - для их оцифровки (перевода в обычные видеоролики .avi) используются мощные рабочие станции. На различных Demo-Party показывают именно оцифрованные версии демок, чтобы избежать технических проблем.