Александр Филипенко: Еще до начала геологических работ на Полярном Урале нужно учитывать экологические вопросы
Накануне на совещании в Ханты–Мансийске, которое провел уральский полпред Петр Латышев, было принято решение создать управляющую компанию проекта "Урал Промышленный – Урал Полярный". Прозвучало предложение о том, что новая структура должна быть в форме акционерного общества. Как к этому мегапроекту будут привлекать инвесторов? Почему сегодня, когда еще не началась геологоразведка на Полярном Урале, уже начали говорить об экологических проблемах этой территории? Об этом, а также о том, с чего начиналась дружба ХМАО и "ЛУКОЙЛа", и для чего Югре нужны туристы, в интервью телекомпании "Ермак" рассказал губернатор ХМАО Александр Филипенко . Печатную версию этого интервью мы предлагаем нашим читателям.
Вопрос: Какую оценку Вы бы поставили реализации проекта "Урал Промышленный – Урал Полярный"?
Александр Филипенко: С точки зрения того, что воз сдвинулся, очевидно хорошо. И при этом нужно отметить, что и на местах, я имею в виду и на Ямале и в Югре, тоже пришли конкретные проекты с конкретным финансированием. Приоритетное, конечно, сейчас направление - увеличение геологоразведочных работ. Есть уже подвижки со стороны Министерства природных ресурсов, которое на 2006 год пересмотрело свои программы и увеличило финансирование. Часть программ запущена уже и в Минтрансе.
Как всегда, на мой взгляд осознанный пессимизм заключается в финансово-экономических структурах, которые осмысливают: а надо ли? И здесь надо еще быстрее двигаться вперед, чтобы предоставить все аргументы, чтобы положить конкретные результаты с точки зрения геологического ресурса: а что еще надо? Существенная часть проделана с точки зрения обоснований, чтобы строить проект как таковой, потому что он многосложный. Основа - природные ресурсы Урала. А за счет чего двигаться? Конечно, за счет развития транспортной составляющей, за счет освоения горного комплекса. Мне думается, что здесь у нас нет ясной картины: а кто еще будет участником? Не просто "я бы не возражал", а с
Фото: www.polyusgold.com |
подписанными документами. Нужны инвестиции, причем большие. Чтобы поднять комплекс, нужно порядка $10 млрд. Конечно, пугающая цифра, но если все это распределить на 10-15 лет, то получаются не очень большие цифры, особенно по сравнению с тем, которые есть в Югре. У нас 6 млрд в год вкладывается. Что касается понимания, то оно у всех есть. Проблемы, связанные с большей координацией работы есть. Но они не носят фатального характера. Надо все выстроить таким образом, чтобы не вызвало сомнений у будущих партнеров.
Вопрос: Эти координационные функции на себя должна взять управляющая компания, о создании которой договорились на совещании в Ханты-Мансийске. На совещании также прозвучало предложение, что управляющая компания должна быть в виде акционерного общества. По Вашему мнению, как она должна выглядеть?
Александр Филипенко: Сегодня это могла быть госструктура, чтобы была уверенность в том, что огромные ресурсы не передаются в руки какого-нибудь ЗАО. Знаете, что такое ЗАО? Это 2-3 человека, которые вложили по 2 рубля. Здесь нужно ответственно подходить.
Акционерный капитал - это гибкая форма. Пока эта структура должна создаваться госструктурами, а потом должны прийти инвесторы. Потому что те, кто будет выделять деньги, захотят знать, а как и что там в его интересах происходит. Предложенная форма акционерного капитала - это нормальная структура. Естественно, надо еще выстроить системное управление, чтобы защищать интересы всех входящих. |
Александр Филипенко: Потом будет поздно. Мы должны знать -а во что это выльется? Определиться для себя: мы рассматриваем эти территории как глобальные территории освоения? Есть
Фото |
Ведь экосистема только берет начало в восточных склонах Урала, а потом влияет на огромные территории. Надо уже сейчас отвечать на все вопросы, чтобы было больше сторонников, а не противников. На заседании окружной думы полпреду задали вопросы, а что делать с тем людьми, которые там ведут традиционный уклад жизни? Конечно же, в соответствии с нашими региональными законами надо сохранить среду обитания. Надо это делать в рамках экологического фрагмента этого проекта. Надо уже сейчас об этом думать. И чем быстрее, тем лучше. |
Вопрос: Накануне в Ханты-Мансийске компания "ЛУКОЙЛ" отметила свое 15-летие. Как бы Вы оценили ту роль, которую компания играет в жизни округа?
Александр Филипенко: Превалирующая роль. Нефтянка – это основа экономики. Хорошо это или плохо, можно рассуждать, но пока мы имеем то, что имеем. И пока на ближайшие 10-летия эта ресурсная составляющая будет превалировать. Югра – это родина "ЛУКОЙЛа". Из аббревиатуры "Лангепас, Урай, Когалым" - получается тот "ЛУК", к которому добавили не требующего перевода Ойл и получилось "ЛУКОЙЛ". Еще когда не было "ЛУКОЙЛа", такие предприятия, как "Когалымнефтегаз", например, испытывали особое отношение к тому месту, где нефтяники работали. Особое отношение к обустройству
Фото: Накануне.ru |
Вопрос: Вы активно развиваете въездной туризм. Со стороны немного непонятно. У вас есть постоянный источник дохода – нефть, зачем вам туризм? Какую задачу ставите перед собой?
Александр Филипенко: Мне думается, от того, что это будет, хуже не станет. Грех иметь потенциал и возможности и этим не заниматься. Какой-то период все скептически к этому относились. Привезти людей, чтобы они перепугались тех условий, а потом всем рассказали, что сюда ехать нельзя. Лет 10 назад это было очевидно.
Сейчас же появились новые возможности, инфраструктура. Мы можем цивилизованно поселить человека, он может провести свой досуг. Это вся мозаика, которая
Фото: Накануне.ru |
собирается, уже вырисовывается в картинку: к нам интересно приехать. Та же Лапландия – убедительный пример того, что это реально, если к этому грамотно подойти. Сейчас, кроме прекрасной природы, кроме событийного туризма, мы очень серьезно сосредоточились на оздоровительных моментах. Термально-минеральные воды есть, у нас много медицинских учреждений. В пошлом году лечиться к нам приехало 500 человек. А ведь мы только начали. Я уверен, что еще несколько лет пройдет, и это будет очевидным для всех. Если сравнивать с тем, что было три года назад, это большой прогресс. Конечно, я далеко не всем удовлетворен. Можно и нужно в разы увеличить количество приезжающих. В недалекой перспективе мы сможем говорить, что въездной туризм может приносить какой-то доход. Въездной туризм мы рассматриваем не только в контексте тех, кто приехал из Свердловской области или, не дай бог, из Парижа. Из Сургута, например – это тоже въездной туризм.
Вопрос: У Вас есть современные спортивные сооружения, в округе постоянно проходят соревнования международного уровня. Не хотите претендовать на проведение очередной Зимней Олимпиады?
Александр Филипенко: Это естественно и логично. Просто сегодня мы не готовы к этому, и мы не рассчитываем, что к нам кто-то приедет и начнет помогать готовиться. Мы смирились с мыслью, что спасение утопающего - это дел наших рук. Мы создаем базу для всех видов спорта. Думаю, что через несколько лет мы получим базу для зимнего двоеборья. То, чего еще не достает. А пока мы заявились на шахматную олимпиаду.
Фото: Накануне.ru
Вопрос: Как на территории Югры реализуются приоритетные национальные проекты? Некоторые губернаторы говорят, что с тремя "Здравоохранение", "Образование" и "АПК" все понятно. А вот с "Доступным жильем" большие сложности. Эти сложности есть в Югре?
Александр Филипенко: Говорят. И правильно говорят. Мы изначально восприняли эти проекты с удовлетворением. Региональная часть этих нацпроектов, конечно, превышает федеральные вливания. Да, надо еще продумать, как больше вовлечь в этот процесс специалистов. И в образование, и в здравоохранение.
Фото: Накануне.ru |
Имеется в виду стимулирование материальное. Надо поднимать зарплату в обмен на качество и количество.
А когда речь идет о жилье, то возникает много проблем. И они не разрешимы на уровне региона. Да, законы приняты, но не скажу, что все нормы призваны стимулировать жилищное строительство. Оформление земли – это целая проблема. Месяцы уходят, а кое-где и годы. Еще одна проблема заключается в том, что страна воспринимается как некий монолит. Принимаются условия одинаковые для всех. Например, нормы предоставления земли под жилищное строительство подразумевает проведение аукционов, чтобы конкуренция была. Но это натыкается на другую проблему. Аукционы хороши, где много строительных организаций. А в поселке, где живет 10 тысяч человек, думается, очень сложно устроить аукцион. И там все превращается в простое удорожание жилья. Мы сегодня думаем, как перешагнуть такие вещи. И один из вариантов – мы могли бы предложить лоты для подрядчиков по 300-500 кв. метров. Имеется в виду, что это будет на нескольких территориях. Мне кажется, что тогда интереса будет больше. Инвестор пойдет. И тогда мы сможем ставить условия. Стоимость на выходе должна быть, например, 3 рубля, скажем, а не 25 как сейчас. А при таких объемах и при таких перспективах, думаю, что можно достичь определенных договоренностей.
Редакция благодарит телекомпанию "Ермак" за предоставленные материалы