Александр Филипенко: Мы готовы разговаривать на любые темы, решение за Президентом
Югорская земля не перестает быть центром внимания и притяжения в масштабах России. Накануне здесь завершился Международный телефестиваль "Золотой бубен", собравший в этом году рекордное количество участников, среди которых и почти все федеральные телеканалы. А в обозримом будущем Ханты-Мансийск может принять очередное заседание Госсовета РФ. Такое предложение высказал губернатор ХМАО Александр Филипенко на последнем заседании Государственного совета в Казани. Причем, по мнению губернатора, едва ли найдутся темы, которые могут оказаться непододящими для обсуждения на территории Югры. Здесь идет работа, создается собственное видение и достигаются результаты по большинству важнейших государственных вопросов - от решения демографических проблем до формирования оптимальной системы НДПИ. О том, что сегодня больше всего волнует югорцев и какие темы хотелось бы обсудить на встрече с губернаторами и Президентом России рассказал глава Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко .
Вопрос: Александр Васильевич, в Ханты-Мансийске накануне состоялась церемония награждения победителей IX международного фестиваля телевизионных программ и телевизионных фильмов "Золотой бубен". С каждым годом в фестивале принимают все больше количество участников, все больше телекомпаний, больше номинаций. В чем секрет успеха "Золотого бубна"?
Александр Филипенко: Мне думается, что это просто интересно. Интересно для участников. С одной стороны, безусловно, фестиваль интересен тем, что имеет опыт, стаж, у него есть уже свое реноме. И отсюда с каждым годом больше частников. Появились уже старожилы - люди, которые приезжают из года в год, есть, конечно, и новые лица. Сначала "Золотой бубен" был фестивалем для своих. Его цель - поучиться друг у друга. Мы приглашали гостей. Затем он вырос до уровня всероссийского, потом международного. Знаменательно, что в этом году в фестивале участвовали и почти все основные федеральные каналы. Значит им это тоже интересно: и себя показать, и на других посмотреть. Это говорит о том, что фестиваль вышел на высокий уровень.
Вопрос: В вашем округе проходит еще один конкурс - "Черное золото Югры"…
Александр Филипенко: Да, это конкурс профессионального мастерства. И там мы подводим итоги года среди всех участников нефтяного и газового процесса.
Вопрос: А какова цель этого конкурса?
Александр Филипенко: Цель древняя – выявить лучшего. С одной стороны, сказать "спасибо" и отметить человека. И вы знаете, нет такого, кому не приятно, если ему скажут что он- лучший. Это заложено в человеке. Здоровое честолюбие, соревнование кто быстрее и лучше присутствует с древних времен. Это и мощная моральная поддержка. Во многих югорских городах есть аллеи славы: спортсменов, ветеранов, почетных граждан и т.д. Чтобы попасть на эту аллею, надо это заработать. Этот моральный фактор играет существенную роль. Я уверен в этом, как постоянный участник всех этих мероприятий.
Вопрос: То есть, получается, что вы продолжаете старые, советские традиции?
Александр Филипенко: А кто сказал, что они советские? Они вечные. Это заложено на генетическом уровне – быть лучше, стараться быть лучше. Конечно, элемент вчерашнего соцсоревнования присутствует, а остальное все другое. Огромное количество людей, прежде чем сюда приехать, сначала соревнуются внутри компании. Это масштабное мероприятие. В нем участвуют и смежные отрасли: транспортники, обслуживающие организации. Это стало уже традицией, конкурс проходит в четвертый раз. В первом таком конкурсе принимало участие 17 компаний, то в этом году уже около 50.
Вопрос: И какая компания в этом году стала лучшей?
Александр Филипенко: Сразу две. Такой прецедент мы создали. По баллам получилось, что это "Сургутнефтегаз" и "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь". Они набрали одинаковое количество баллов. Пришлось дать два переходящих приза.
Вопрос: Сейчас часто говорят о социальной ответственности бизнеса. Вы, как губернатор, чувствуете помощь и поддержку со стороны нефтяников?
Александр Филипенко: Я бы не стал говорить о помощи, здесь речь все-таки о социальном партнерстве. И в этом смысле я могу уверенно сказать, что все-таки нет такой компании, которая бы менее значительно или более значительно участвовала в реализации планов социального развития, которые моделируются и предлагаются властью Югры. У нас давно практикуется заключение двусторонних соглашений, где оговариваются основные параметры сотрудничества в рамках законодательства, где мы - как власть поддерживаем и помогаем компаниям развиваться. Это корыстная вещь со стороны власти. Чем эффективнее будет работать бизнес, тем больше мы будем иметь возможностей, чтобы улучшать жизнь людей. Есть предложения, где расписываются доли участия компаний в сооружении объектов, в проведении культурных, спортивных мероприятий. Я рад, что такая схема сложилась. И я благодарен руководителям компаний за то, что нам удалось найти общий язык. У нас были эпизоды в прошлом, когда появлялись новые собственники и говорили - наша головная задача выстроить правильно бизнес, получить результат, вы с этого получите больше налогов, а все остальное - не наше дело. Сейчас таких мало. Все понимают, что вложение в человеческией капитал – это существенная вещь. Это понимание позволяет нам серьезно дополнить наши бюджетные возможности.
Вопрос: Как Вы относитесь к решению нефтяных компаний заморозить цены на бензин?
Александр Филипенко: Как руководитель региона я понимаю, что это скажется на доходах бюджета. Но как человек, который считает себя государственником, думаю, что решение верное, хотя бы как временная мера, так как, конечно же, регулирование этих процессов должно быть более тонким. С помощью налоговых инструментов, стимулирования через налоги. Известно, что определенные налоги напрямую сказываются на ценах на энергоносители. Изменение ставки НДПИ, которое сейчас предлагается - это тоже удар по местным бюджетам, так как часть этого налога идет и в регионы. И если сокращать налоги, то надо продумывать, как и за счет чего это компенсировать. Хорошо, что компании проявили некую солидарность с правительством в этом плане. Но оно, действительно, может быть только локальным, временным. Нужны финансово-экономические рычаги.
Вопрос: Вы против жесткого, государственного регулирования цен на бензин?
Александр Филипенко: Они регулируются косвенно, через налоги, налоговых сборов. Их же огромное количество, начиная с акцизов, и заканчивая прямыми налогами, таможенными пошлинами. Здесь огромный простор для фантазии.
Вопрос: Какова роль Югры в реализации проекта "Урал Промышленный – Урал Полярный"?
Александр Филипенко: Ключевая роль. И это исходя не только из того, что округ не раз предлагал эти идеи к реализации и они воспринимались, но, к сожалению, не реализовывались. Сейчас благодаря поддержке полпреда в УрФО Петра Михайловича Латышева что-то начинает меняться. Главную роль сыграл, конечно, Президент России.
Относительно Югры, почему говорю - ключевая? Так как западная граница ХМАО – это
Вопрос: В рамках реализации проекта "Урал Промышленный – Урал Полярный" предусматривается строительство дорог, в том числе и автомобильных. Какова ситуация с прокладкой транспортного коридора, который должен соединить Свердловскую область и ХМАО?
Александр Филипенко: Мы свою задачу выполнили. Есть такое давно подписанное 6-стороннее соглашение, в котором участвовали ХМАО, ЯНАО, Коми, Челябинская область, Свердловская область и Пермь. Все мы договорились строить коридор от Томска до Ханты-Мансийска через Пермь. Это стало 11 федеральным транспортным коридором. И за прошедшие после этого 5 лет мы построили почти тысячекилометровый участок дороги. Сегодня мы обеспечили проезд от границы с Томской областью до границы со Свердловской областью. И я рад тому, что и на территории Свердловской области начались подвижки. Открытие этой дороги приведет к сокращению транспортных пробегов от 500 до
Вопрос: Как Вы относитесь к последним инициативам Президента, которые касаются развития здравоохранения, образования, науки, села и строительства?
Александр Филипенко: Трудно найти человека, который бы негативно отнесся к решению Президента. Хочу отметить принципиальную позицию. Я не слышал раньше, по-моему, это впервые Президент сказал о качестве жизни. Если раньше мы говорили о развитии, динамике и т.д., то нынче Президент сказал очень понятно о качестве жизни. Это говорит о совершенно другом уровне задач.
Если говорить примитивно, уровень жизни заключается в том, что хочется кушать. У меня есть возможность скушать пирожок, а качество жизни - это, когда я могу уже выбирать, с чем пирожок. Речь идет о комплексе услуг, который государство должно предоставить, чтобы человек не чувствовал себя обездоленным. Постановка задач Президентом – очень четкая и определенная. Во-первых, приблизить решение этих задач к человеку – это муниципальное звено, село. При том, что жестко говорится о качестве предоставляемых услуг. Говорится о развитии университетских корпусов в Новосибирске, на Дальнем Востоке. Не хочу все перечислять. Это давние ожидания по ускоренному решению жилищной проблемы. Аграрная программа не может не вдохновить руководителей регионов, где аграрный комплекс превалирует. Если говорить о ХМАО, то когда я слушал выступление Президента, отмечал: это наше, это тоже наше. Мы этим тоже занимаемся, у себя в округе. Качественную медицинскую помощь многие получают здесь, у нас прекрасное медицинское оборудование. Хотя в решении жилищной проблемы мы на много не продвинулись. Конечно, мы много построили, но и нуждающихся в жилье много. Мы поставили себе задачу в 2006 году вводить не менее млн. кв. метров. Те 4 млрд. рублей, которые добавлены в ипотечный фонд, и еще 14 млрд. в оборот, помогут решению жилищных проблем. Насколько они помогут нам, в ХМАО? Мы всегда с краю, так как нам часто говорят - а у вас и своих средств достаточно. Не уверен, что это правильно, справедливо. Мы, конечно, будем стараться, чтобы из тех федеральных программ, которые сейчас будут разрабатываться, что-то перепало и нам. Мы со своей стороны тоже предпринимаем меры. Мы обсуждаем документ, который утверждает целый комплекс мер, которые должны сократить не естественную смерть человека.
Вопрос: У вас с демографией итак вроде все в порядке?
Александр Филипенко: Да, мы тратим серьезные деньги, чтобы улучшить демографическую ситуацию. В стране откровенная депопуляция. В округе у нас дела получше. Мы создаем много преференций, чтобы появился ребенок в семье, чтобы появился второй, третий. Это создает такой социальный оптимизм, что делает округ лидером по естественному приросту. Но при этом огромное количество людей гибнет в автокатастрофах, пожарах, в результате бытового пьянства, бытовой преступности.
Вопрос: И как планируете изменить ситуацию?
Александр Филипенко: Мы хотим повлиять на эту ситуацию, Изменить принципиально сложно. Если грубо разделить все это дело, тот от образа жизни зависит 50% здоровья человека.
Вопрос: То есть,хотите создать условия для более здорового образа жизни?
Александр Филипенко: Да. Если мы повысим уровень медицинской помощи, то мы многое может успеть. Например, ранняя диагностика заболеваний может привести к снижению случаев летальных исходов. Этим надо заняться. Заставить человека себя любить. Специалисты посчитали, что 1000 жизней в год мы можем, как бы это точнее выразиться, экономить что ли. Прошу прощения за такое слово, но это так. Это потребует затрат. А сколько эти спасенные люди потом принесут в экономику? Все это себя оправдывает. Это все к тому, что поставленные Президентом задачи крайне актуальны. Югра – это территория нового освоения. Здесь население увеличилось в более, чем 12 раз. И здесь люди нуждаются в том, чего год назад еще не было. И в системе образования, и здравоохранения, услуг. Если человек не будет чувствовать, что его ребенок сможет получить образование в школе, высшее образование, если не сможет получить медицинскую помощь, то нормальный человек возьмет и уедет. Наша задача - все эти вопросы решить.
Вопрос: На последнем заседании Госсовета в Казани Вы предложили следующее заседание этого органа провести в Ханты-Мансийске. Появилась ли какая-то конкретика? Принято ли предложение?
Александр Филипенко: Мне думается, что это предложение прозвучало естественно. Практика, которая сложилась с выездными заседаниями, взаимно обогащает. Все участники имеют возможность, что называется, руками пощупать, что есть на территории, сравнить, что у них есть, выработать решения по той ли иной проблеме. В этой связи я и предложил ХМАО. Такие неотделимые от нас понятия, как ТЭК. Как он функционирует? Не все знают, что это в натуре. Даже наши коллеги иногда представляют весьма умозрительно. Мол, добывать нефть – это где-то закопана бочка, главное до нее пробурить дырку и нефть пошла, а все считают деньги. А на самом деле - это хай-тэк, это затратные, высокие технологии. Это одна тема. У нас развиваются культурное направление, высшая школа. Мы начинали почти с нуля на многих направлениях и имели возможность при создании учесть многое. Формируя систему недропользования, мы многое взяли в Канаде, и от этого много чего закрепилось в российском законодательстве. Хотите поговорить о спорте? Давайте поговорим о спорте. У нас и это есть. Энергетика, как таковая – тоже тема для обсуждения. Но хочу сказать, что на Госсовете обсуждают не просто региональные проблемы и аспекты, а проблемы и аспекты национального характера. В ближайшей перспективе 30-40 лет больше половины российской нефти будет добываться здесь. Значение нашего региона не уменьшается. Мы готовы разговаривать на любые темы. Теперь решение за Президентом.