Пенсионные накопления пойдут по рукам
Почившую в бозе пенсионную реформу не раз пытались реанимировать: вентилировали легкие, делали массаж сердца, даже магическими заклинаниями пытались воздействовать - все без толку. Бюджетная дыра уже зияет, а большинство россиян до сих пор не решили - доверить ли свои деньги государству или же отдать их в распоряжение частной компании (многие, кстати, вообще, не получили "писем счастья"). Поэтому деньги "молчунов", как и предполагала концепция реформы, автоматически осели на государственных счетах. А это целых 135,3 млрд рублей из 139,5 млрд общих пенсионных накоплений. Однако "молчаливой" монополии Внешэкономбанка скоро придет конец. Пенсионные накопления "молчунов" перейдут в управление частным компаниям. Вопрос в том, где их потом искать.
* * *
Многие из нас помнят времена, когда практически каждый гражданин нашего большого государства откладывал часть своих заработанных денег. Одни копили на телевизор, другие - на машину, третьи – на "черный день". Перемены, произошедшие в нашей стране, научили нас жить одним днем и не задумываться о том, что будет дальше.
Однако сегодня очевидно, что государство не в состоянии позаботиться о пожилых россиянах - не только нынешних, но и будущих стариках. Поэтому деньги надо копить. |
Суть пенсионной реформы и заключается в накоплении денег. Напомним, что вся эта катавасия с пенсионными накоплениями началась года три назад. Работодателей обязали перечислять в Пенсионный фонд (ПФ) определенный процент ЕСН - за счет этих отчислений формировалась накопительная часть будущей пенсии. ПФ вложил деньги в государственные ценные бумаги и показал феноменальный результат: благодаря росту цен на гособлигации он заработал для будущих пенсионеров почти 50%.
В 2003 году к управлению пенсионными накоплениями были допущены частные компании. Россияне могли выбирать -
Фото: Накануне.ru |
Тем более в отсутствие какой-либо информации о реформе. До сих пор многие не знают, что если человек не получил "письмо счастья", то можно сделать выбор, придя в ПФ или в банк, который является трансферагентом. Зато ПФ умудрился получить какую-то премию за информационное сопровождений пенсионной реформы. В удивительном государстве мы живем, право слово...
Пока суть да дело ПФ оказался на пороге бюджетного кризиса. Понятно почему: мало того, что государство снизило размер ЕСН, так от этой суммы еще стали отщипывать кусочек в пользу будущих пенсионеров. Долго голову не ломали, а просто взяли и лишили накопительной части россиян, рожденных до 1967 года. |
Тем, кому меньше 38 лет, право копить себе на старость оставили, но и оставили прежним процент накопительных отчислений (к 2006 году его планировалось довести до шести).
Но прогнозируемая дыра в бюджете ПФ меньше не стала. Через три года она, по расчетам экономистов, увеличится до160 млрд рублей. В 2012 году - до 500 млрд рублей - с учетом сокращения
Фото: courier.sarov.ru |
Теперь давайте посмотрим, как далеко распространяется забота государства о своих гражданах.
При зарплате в 10 тысяч рублей накопительная часть составляет 560 рублей в месяц (из расчета 4% от ЕСН). В год выходит порядка 6,7 тысяч рублей. Предположим, до пенсии человеку остается 30 лет - к этому времени накопится около 200 тысяч. Разделим их на среднюю продолжительность жизни после выхода на пенсию (19 лет) - получим 10,5 тысяч, то есть меньше 1000 в месяц. |
Но это без учета процентов, которые набегают в процессе управления пенсионными накоплениями и которые могут послужить ощутимым довеском к пенсии.
Изначально подразумевалось, что деньги не будут лежать мертвым грузом, обесцениваясь под натиском инфляции, а будут приносить некоторый доход. Управлять же можно по-разному - можно вкладывать деньги в гособлигации, которые являются самыми безрисковыми, а можно в ценные бумаги, выпущенные частными компаниями. Риск, безусловно, выше, но и вероятность получить максимальный доход тоже.
Внешэкономбанк, которому, равно как и ПФ, разрешено вкладывать пенсионные накопления только в государственные ценные бумаги, в этом году заработал для граждан всего 12,5% годовых. Сумма почти на уровне инфляции. У частных компаний больше инструментов для инвестирования (они могут вкладывать деньги и в гособлигации, и в частные ценные бумаги). |
"Доходность ВЭБа ограничена ставками по гособлигациям. Пенсионные деньги имеет смысл вкладывать именно в акции, а не в облигации. За 10-20 лет акции могут вырасти в десятки раз", - говорит начальник отдела развития УК “Интерфин-Капитал” Евгений Фазлеев.
Для сравнения: доходность пенсионного портфеля УК "Интерфин-Капитал" составила 35,5%, а УК "Тройка Диалог" достигла рекордного показателя - почти 50%, УК "УралСиб" заработала 36,4% годовых. Только восемь УК из 55 сработали хуже государственного управляющего. Кстати, компаниям впервые разрешили обнародовать свою отчетность.
Высокая доходность УК, с одной стороны, и оседание солидной части пенсионных средств в ВЭБе (97%), с другой, подтолкнули государство к тому, чтобы отдать средства "молчунов" в управление частным структурам. И в очередной раз влить живительную смесь в вену пенсионной реформы - в надежде, что она, наконец-то, очухается. |
Правда, пока речь идет всего-навсего об инициативе, с которой выступил Минфин.
Кстати, когда все начиналось, Минфин был против того, чтобы распределить все пенсионные средства между частными управляющими компаниями. А такое предложение было. Исходило оно от Минэкономразвития, "за" проголосовали и УК, что логично. Приняли как раз ту концепцию, которую отстаивал Минфин, хотя аналитики предсказывали, что на счетах ВЭБа скопится большое количество денег. Эти деньги надо куда-то вкладывать. Рынок госдолга оказался не в состоянии переварить пенсионные накопления (долг снижается - снижается и необходимость заимствований на внутреннем рынке).
К тому же, все мы хорошо помним дефолт 1998 года.
"Так как ВЭБ может размещать деньги только в госбумаги, он сейчас способен выкупать их большую часть, а в будущем объем средств даже превысит объем выпуска ценных бумаг государством. То есть деньги некуда будет вкладывать. У государства же сейчас нет необходимости привлекать деньги с рынка - у него и своих денег хватает", - считает исполнительный директор УК “НВК” Эдуард Воронин.
Инициативу Минфина восприняли с большим энтузиазмом не только в частных УК, но и в ВЭБе. "Нам катастрофически не хватает инструментов для инвестирования средств. Мы также понимаем, что присутствие на рынке пенсионных инвестиций только одной УК может привести к монополизации финансового рынка. Поэтому ВЭБ приветствует эти начинания",– заявили в пресс-службе банка . |
Вскользь замечу, что было предложено расширить полномочия ВЭБа и разрешить ему инвестировать средства в негосударственные ценные бумаги. Однако этому воспротивились управляющие компании, разглядев опасность монополизации фондового рынка и национализации экономики.
Однако загвоздка в том, что пока непонятно, каким способом будут распределены средства "молчунов", будут ли это только их средства или же речь идет о передаче всех средств ВЭБа в управление частным структурам и по каким критериям будут отобраны управляющие компании. В Минфине говорят, что механизм пока не разработан.
Генеральный директор УК "Тройка-диалог" Павел Теплухин заявил Накануне.RU, что для того, чтобы создать механизм, нужно изменить законы. Предложение о передаче средств "молчунов" в управление частным компаниям противоречит законодательству. И потом. Как быть с теми, кто просто ничего не знает о пенсионной реформе? "Вектор размышлений хороший, правильный. Я его поддерживаю, но практическая реализация – дело отдаленного будущего. Хотя, по-моему, эту идею, вообще, невозможно реализовать. Может, через пять лет, когда законы поменяют, уже этой проблемы не будет", - считает Павел Теплухин.
Однако изменение законодательства вряд ли займет много времени и станет препятствием на пути к достижении заявленной цели. Чиновники Федеральной службы фондового рынка (ФСФР) уже оформляют инициативу Минфина в виде поправок к закону об инвестировании пенсионных накоплений. Заместитель главы ФСФР Сергей Харламов выразил надежду, что поправки будут приняты в течение 2006 года и год спустя вступят в силу.
Впрочем, кое-какие критерии отбора УК в ФСФР озвучили: опыт работы на рынке и объем пенсионных средств, находящихся в управлении компании. Но конкретные цифры остались за кадром. Участники рынка считают, что отбор должен быть тщательнейший. А не как в прошлый раз, когда практически все, кто подал заявку, были допущены к управлению пенсионными накоплениями. Поэтому кому достанутся наши с вами денежки и где их потом искать - вопрос не праздный. |
В УК полагают, что у ВЭБа должно остаться как можно меньше средств, а то и вовсе не остаться ни копейки. Однако "переварит" ли их фондовый рынок? Руководители управляющих компаний отвечают утвердительно, замечая, правда, что новые инструменты для инвестирования не помешали бы. "Мы вышли с предложением разрешить УК инвестировать средства в ипотечные ценные бумаги. Их пока нет. Но появился такой инструмент как ипотечные паевые фонды. Рынок ипотеки нуждается в длинных и достаточно дешевых средствах. Эти деньги можно взять из пенсионных накоплений", - поделился с Накануне.RU Эдуард Воронин .
Заместитель генерального директора УК “Уралсиб” Наталья Плугарь считает, что не обязательно все накопления передавать в руки частных компаний. По ее мнению, средства тех, кто сознательно выбрал государственную УК, нужно оставлять в ВЭБе. Также ВЭБ может управлять суперконсервативным портфелем (состоящим в основном из госбумаг).
С портфелями, кстати, тоже не все ясно.
Озвучено только, что пенсионные накопления будут размещены УК минимум в три портфеля: суперконсервативный, консервативный и сбалансированный, где разрешен определенный процент акций отечественных и зарубежных компаний. Правда, непонятно, как будут распределены эти портфели и смогут ли сами граждане их выбирать, что, наверное, было бы правильно. |
Не все захотят рисковать в расчете на высокие доходы. И наоборот. Для кого-то важен конечный результат. Однако проблема с выпуском гособлигаций не решится, если вдруг все клиенты выберут суперконсервативный портфель.
Эдуард Воронин предположил, что для тех УК, которым посчастливиться управлять средствами “молчунов”, инструменты будет более консервативными. И доходы "молчунов" не очень высокие - в отличие от тех, кто выбрал УК добровольно. В чем тогда разница?
Если же перевести разговор из экономической плоскости в социальную, то, думается, что инициатива Минфина из тех, что много в последние годы взращено в либерально-демократических кабинетах правительства.
Рынок, может, и неплохо - тем более, когда он приносит доход, но главным регулятором все равно должно выступать государство. В плане выстраивания механизма, главным образом. Гибкого механизма - потому как нефть не бесконечна, и поток нефтедолларов рано или поздно иссякнет. |
К тому же, граждане, без сомнения, должны принимать участие в управлении своими накоплениями. Но прежде им стоило бы пояснить, что к чему. Ну и, конечно, важно наладить серьезный контроль за деятельностью частных управляющих компаний.
Впрочем, даже если все так и будет (из области фантастики, но все же), передача пенсионных накоплений граждан УК не в состоянии решить ни проблему дефицита ПФ, ни проблему старения населения вкупе с низкой деторождаемостью. Наталья Плугарь считает, что государство делает отдельные шаги в разные стороны - и реформы как таковой у нас нет. Инициатива Минфина - очередной такой шаг - сделанный, добавим, в тот момент, когда ситуация стала близка к критической.
По ее мнению, нужно нацелить людей на то, чтобы они сами зарабатывали себе на пенсию, реализовав ряд мер. И прежде всего, добавим от себя, поднять уровень жизни людей. Ибо до тех пор, пока Россия занимает 40-е место в мире по уровню зарплаты из 46-ти, говорить об этом не приходится. А потому сейчас на государстве лежит двойная ответственность. Вот только поводов для оптимизма, глядя на нынешних стариков, маловато.