70-летие ГИБДД: избавляемся от нерадивых
Пожалуй, ни одна служба в нашей стране не пользуется такой нелюбовью народа как Госавтоинспекция. Как будто сотрудники ГАИ – не представители того самого народа! Даже люди, не имеющие ни прав, ни автомобиля, втянуты в это противостояние. А иногда и "войну". Посмотрите, о засадах на дорогах водители знают за километр – "братья", едущие навстречу, сигнализируют им об этом фарами. В свою очередь, инспекторы на правах нерадивых автовладельцев делают специальные метки: если на правах проколоты глаза, значит их хозяин – скандалист, уши- любитель жаловаться в инстанции, на носу – "свой" человек (всегда денежкой откупится). Конечно, и среди госавтоинспекторов масса честных, порядочных людей, и водители далеко не всегда ведут себя так, чтобы их уважали. Но...
Между тем, руководство и ГИБДД, и МВД уже пытается решать проблемы этой самой "войны": тут и там проводятся всевозможные конкурсы, где-то сотрудники ГАИ сдают кровь для пострадавших в ДТП, раздают подарки тем, кто не нарушает правила…Госавтоинспекция России сегодня отмечает 70-тилетие. Хочется пожелать, чтобы уже к следующему юбилею процессы, начавшиеся в этой службе, привели позитивным изменениям. Ведь, как ни крути, и у сотрудников ГАИ, и у автовладельцев задача одна и та же: безопасное и быстрое движение на дорогах. Проблемы и достижения отечественной Госавтоинспекции – в интервью, которое Накануне.RU дал командир полка ДПС ГИБДД при ГУВД Тюменской области , полковник милиции Александр Иванов.
Вопрос: 3 июля исполняется 70 лет ГАИ (ГИБДД) России. Какие мероприятия будут проходить в Тюменской области в рамках этого юбилея?
Александр Иванов: Ну, у нас пройдёт масса разных мероприятий. Так, в центре Тюмени на перекрестке улиц Мельникайте-Республики инспекторы будут останавливать водителей, не нарушающих правила. Они проверят, не числится ли за остановленным штрафов. И если автовладелец окажется внимательным и у него не будет штрафов, то ему вручат подложки под номерные знаки с надписью "Моей Госавтоинспекции 70 лет".
Фото
Кроме того, 3 июля в кукольном театре пройдет праздничное мероприятие, куда приглашены руководство ГУВД Тюменской области, ветераны сферы ГИБДД, которые получат памятные подарки, а также руководство города и области и представители областной думы. Здесь же, в театре кукол, прозвучат поздравления с праздником и состоится концерт.
Вопрос: В последние годы отношение в обществе к госавтоинспекторам, мягко скажем, не позитивное. Что делает руководство ГИБДД для смены этого имиджа? Какая-то работа проводится с самими сотрудниками? |
Александр Иванов: Ну, работа идёт активная, и начинается она на первом этапе подбора инспекторов ДПС на работу - мы ведём жёсткий отбор. В настоящее время, среди прочего, поднят уровень образования инспектора – сегодня мы принимаем только офицерский корпус. А те прапорщики и сержанты, которые остались на дорогах, – старые сотрудники, не имеющие образования. Но, конечно, они постепенно поменяются.
Естественно, идёт обучение правил общения с людьми. На инструктажах и разводах много внимания уделяем системе служебной подготовке. Сегодня инспектор должен быть в какой-то мере больше психологом и юристом.
Избавляемся от нерадивых. Очень жестко. Но при этом, я считаю, что все это больше проблема не Госавтоинспекции, а общества, потому что ГАИ – это часть общества, которое существует в России, в Тюмени. И инспектора не рождаются другими людьми, не ходят в другую школу, в другие ВУЗы. То есть, какое общество, таких инспекторов мы и получаем. |
Вопрос: Вот уже несколько лет, как изменились правила оплаты штрафов на дороге. С тех пор, как все нарушители должны платить в кассу, а не лично инспектору, меньше стали брать взятки?
Александр Иванов: По этому вопросу я всегда так говорю: инспектор никогда не берёт, если ему никто не даёт. То есть, официально могу заявить: водитель сам склоняет к даче взятки, чтобы упростить себе жизнь. Вот и вся проблема.
Вопрос:
Недавно произошло несколько показательных судов по факту дачи взятки сотрудникам ГАИ. Судили водителей. Как Вы считаете, насколько это эффективный метод борьбы со взяткодателями? Можно ли изменить ситуацию в целом, если, порой, на взятки провоцируют сами сотрудники ГАИ?
Александр Иванов: Я же говорю: больше провоцируют водители, чем инспектора! Поэтому показательные процессы по взяткодателям – это правильное направление. И я считаю, что его надо и дальше продолжать.
Вопрос: Машин с каждым годом всё больше и больше, соответственно, увеличиваются и пробки. Что можно сделать (и что делается) в регионе для уменьшения заторов?
Александр Иванов: Проблема пробок – это тоже проблема
Фото: www.alebedev.ru |
Следующая проблема – реконструкция автомобильных дорог в городе – и она тоже серьёзно влияет. Почему? Потому что одновременно много дорог тоже ведь нельзя делать. Кроме того, у нас же сейчас в городе огромное движение транспорта и днём, и ночью. Принимаем, конечно, все возможные от нас усилия и проводим мероприятия. То количество транспорта, которое существует в Тюмени, уже велико для города.
Одно из направлений, которое мы выбрали для борьбы с этим явлением, - это реконструкция дорог. Также, вы, наверное, видите и новые светофоры, и новые решения в регулировании - всё это в городе видно. Но, конечно, одним взмахом инспектора ДПС это всё не решишь: совершенствование организации дорожного движения – это более глобальная проблема. Здесь должна быть целая система.
Вопрос: Как Вы считаете, меняется ли культура поведения водителей на дорогах? И что можно сделать, чтобы автовладельцы всегда соблюдали правила?
Александр Иванов: Законы должны быть соответствующие. Любой обыватель говорит: "Ничего страшного в том, чтобы немножко правила нарушить. Ну, что такого в том, что мы не пристёгнуты ремнём?! Ничего страшного в том, что мы не включаем свет фар". Хотя всё это - сегодняшние правила дорожного движения. То есть, все эти большие проблемы складываются из мелочей, а в ПДД нету мелочей. И правила эти написаны кровью! Так что, если бы каждый водитель взял на себя такую обязанность, как соблюдение всех этих "мелочей", то было бы соблюдении ПДД в целом. Ну, не было бы таких проблем. Каждый должен на себя возложить ответственность и жёсткие требования. |
Вопрос: А Вы сами всегда соблюдаете правила?
Александр Иванов: Когда я езжу просто как автолюбитель, или гражданское лицо, я стараюсь правила соблюдать. Хотя в последнее время я очень мало сам сажусь за руль. Ну, а при необходимости, при исполнении служебных обязанностей, согласно закону, я имею право отступать от этих правил. Понимаете, рабочая ситуация заставляет иногда нарушать.
Вопрос: Александр Владимирович, то есть, когда Вы сами за рулём, то не нарушаете правила никогда. Почему? Профессия обязывает?
Александр Иванов: А потому что мне просто приятно ездить так!
Вопрос: Проводится ли какой-то контент-анализ дорожно-транспортных нарушений? Если да, то из-за чего чаще всего происходят ДТП? Можно ли как-то застраховаться от этого конкретному водителю?
Александр Иванов: Исследование ДТП, естественно,
Фото: Анатолий Кузярин/ИТАР-ТАСС |
Какие сегодня основные нарушения? Это превышение скорости, выезд на встречную полосу движения, нарушение рядности, ну, и управление в нетрезвом и наркотическом опьянении.
Большую проблему в нарушении ПДД нам создают пешеходы. То есть, не секрет, что сегодня в городе Тюмени пешеход может ходить где угодно и как угодно. И наказание ему – лишь маленькая штрафная санкция. 50 рублей штраф! И ответственности за последствия ДТП пешеход не несёт. Если, допустим, столкнулись два транспортных средства, то ответственность наступает и за причинённый материальный ущерб, нанесение увечий и прочее. Этого нет в отношении пешеходов, поэтому они, переходя улицу, ведут себя в какой-то степени безрассудно. Но законодательно пешеход не ограничен ничем, и это очень большая проблема. Потому что треть дорожно-транспортных происшествий в городе проходит по вине пешеходов или с их участием. В любом случае, я бы хотел сказать: да, пешеход нарушает, с этим всё понятно, но водитель сам всегда должен всегда бояться пешехода.
Каждый конкретный человек отвечает не только за собственную жизнь, но и за жизнь других людей! Вот на это бы я хотел обратить внимание. Если бы каждый это осознавал, то, возможно, было бы у нас меньше лихачеств на дорогах, сократилось бы количество ДТП. |
И всегда - смотреть по сторонам. Так, на послушного водителя, если он остановился на светофоре, может сзади наехать следующий автомобиль. Другого случая для осторожного водителя, соблюдающего ПДД, где он должен пострадать, я не вижу. Почему у нас столкновения на перекрёстке? Потому, что все стараются проехать на жёлтый мигающий. Здесь ведь правила трактуют двояко. Одному водителю разрешается закончить манёвр на мигающий сигнал светофора, а другой уже начинает движение.
Та же самая парковка. Когда ты паркуешь свой автомобиль, надо стразу же смотреть, чтобы он не создал помехи другому транспортному средству, тем самым, исключив, возможность того, что его повредят в твоё отсутствие.
Вопрос: Как Вы относитесь к новым правилам дорожного движения?
Александр Иванов: Ко всем изменениям правил дорожного движения я отношусь положительно. Я уже говорил: правила написаны кровью! Это чиновники только принимают законы, а создаются они жизнью. И все эти "мелочевки", которые были внесены, были внесены тоже не просто так, потому что кому-то захотелось, а потому, что так заставляет жизнь.
Вопрос: Александр Владимирович, а какие, на Ваш взгляд, нужно ещё ввести дополнения, чтобы улучшить ситуацию на дорогах?
Александр Иванов: Я считаю, сегодня самая большая, глобальная проблема и во всей России, и в нашем городе – это парковка транспортных средств. Такая же проблема - ответственность за эти нарушения. Целый блок этих вопросов надо рассмотреть, чтобы привести к соответствию с реалиями нашего дня.
Ну, конечно, надо ужесточить наказания за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. На этом, наверное, не надо останавливаться и объяснить, к чему может привести вождение пьяного водителя. Далее, это уже не к правилам ПДД относится, а к Административному Кодексу, - порядок взыскания штрафов. Этот механизм сегодня не отработан. Да, инспектор выписывает протокол, инспектор выписывает постановление… Но порядок-то оплаты штрафа лежит на водителях! Поэтому есть такие люди, которые – "ну, выписали протокол и выписали", штрафы набирают по 10-12 тысяч, потому что их не оплачивают. То есть, мера воздействия, которая была вменена инспектором, не сработала. Не сработала, потому что штраф не был уплачен. Вот этот механизм необходимо отработать. |
Вопрос: Что бы Вы могли сказать о качестве дорог в вашем регионе? Не секрет, что в некоторых территориях именно плохие дороги и это становится причиной ДТП.
Александр Иванов: Качество дорог в Тюменской области, конечно, удовлетворительное, потому что мы все это прекрасно видим. И нельзя не заметить, какое внимание уделено дорогам и в самой Тюмени, и в Тюменской области, какое строительство идёт кругом. По-моему, ни в одном регионе нет подобного. Поэтому грех нам в этом смысле жаловаться.
Фото: Накануне.ru