Как газовики очутились в собственной ловушке
Рынок ценных бумаг, использующий в качестве расчетных средств самые различные "заменители" денег – акции, облигации, векселя является весьма сложным механизмом и уже не раз как в российской, так и в уральской практике становился благодатной сферой для злоупотреблений. При этом особняком стоят ситуации, когда в скандалы с ценными бумагами оказываются втянуты компании, имеющие безупречное реноме. Так в эпицентре неприятной истории оказалась одна из крупнейших "дочек" российского газового монополиста – "Сургутгазпром".
Корни ее тянутся в 2001 год, в то самое время, когда менялось руководство холдинга – на смену команде Вяхирева приходили люди Миллера (что, кстати, отчасти объясняет происходящее). В тот период "Сургутгазпром" активно начал принимать в качестве платежа за поставленный газ векселя екатеринбургского ЗАО "Урал-Ингосст". Данная схема "векселя в обмен на газ" была поставлена на широкую ногу, в ней участвовала не только сургутская "дочка", но и одна из крупнейших столичных структур "Газпрома" – "Газкомплектимпэкс", до недавнего времени являвшаяся практически абсолютным монополистом на поставку оборудования газовикам.
Что заставляло газовиков с большой охотой принимать векселя "Урал-Ингосста" и прокручивать их через свои структуры не по одному разу – вопрос отдельный. Но система до поры работала: газ поставлялся, получатели расплачивались векселями екатеринбургской фирмы, на которую им указывали поставщики, работа спорилась. "Сургутгазпром" расплачивался этими же векселями с "Газкомплектимпэксом", который без вопросов принимал их на сотни миллионов рублей. И не только принимал, но и даже расплачивался по ним "живыми" деньгами. В 2003 году "Сургутгазпром" потребовал от "Газкомплектимпэкса" оплаты деньгами переданных векселей "Урал-Ингосста" на 253 641 394,93 млн рублей. При этом "Сургутгазпром" потребовал эти деньги даже не себе, а переуступил далеко не крошечный долг малоизвестному московскому ЗАО "Риск-менеджмент консалтинг". Но и это в газпромовских структурах было воспринято без лишних вопросов и подозрений: "Газкомплектимпэкс" 34 траншами расплатился за векселя по их номиналу.
Сбой схемы произошел в октябре 2004, когда сам "Сургутгазпром" был вызван в арбитражный суд по делу о векселях "Урал-Ингосста". Вышло так, что сургутские газовики одну из бумаг на 43 млн рублей получили не в счет поставок за газ и от других дебиторов, а купили на очередном витке этого вексельного кругооборота. Однако, получив его в собственность, вернуть деньги за ценную бумагу у них никак не получалось. Сделка была заключена еще в ноябре 2001-го, когда вексельный "хоровод" только набирал скорость. Продавцу векселя на 43 млн – екатеринбургскому ООО "Технокомплект" из месяца в месяц обещали расплатиться, но свои обещания сургутяне хронически не выполняли.
В 2004 году "Технокомплект", устав от ожиданий, решил вернуть вексель себе. В Арбитражный суд был направлен иск, в котором екатеринбуржцы просили признать договор о продаже векселя недействительным. "Сургутгазпром" с такой позицией не согласился – газовики заверили суд, что не сомневаются в действительности векселя и договор его купли-продажи имеет силу. Арбитраж вынес вердикт – "Сургутгазпром" обязан рассчитаться по векселю. Газовики согласились и пообещали денег. Однако слова остались словами.
В январе уже этого года "Технокомплект" снова обратился в арбитраж с требованием погасить долг в 43 млн рублей, а также произвести выплаты пени и штрафов за хроническое неисполнение договора. "Сургутгазпром" проиграл данный иск в первой и второй инстанции, решение вступило в силу, нужно было платить. Вот тут и выяснилось, что "Сургутгазпром" вообще не согласен с такой постановкой вопроса – подлинность векселя он, оказывается, не признает, а потому платить ни за что не собирается. По мнению ответчика, вексель "имеет дефект формы в силу его поддельности". Имеется в виду подпись гендиректора "Урал-Ингосста" Безбородова, которую в "Сургутгазпроме" впервые за 4 года существования векселя решили посчитать фальшивой, хотя приняли до этого векселей на сумму более 400 млн рублей с аналогичной подписью, не заявляя подобных протестов.
Любопытен и другой факт – газовики совершают попытку перевести судебный процесс с уральской на сибирскую землю, для чего "Урал-Ингоссту" меняют прописку с Екатеринбурга на Тюмень. Но судьи, разобравшись в "истории с географией", возвращают арбитражный спор в Свердловскую область. В ход идут и прочие ухищрения аналогичного порядка – использование "почтовых" уловок, применяемых для не самой чистой игры, когда ответчик, якобы, не получал заказного письма с повесткой, а если и получал, то там находилось совсем другое послание, а значит неявка в суд и очередное несостоявшееся заседание произошло на формально законной основе. Наконец, затевается принципиально новая тяжба, которая отменяет результаты всех предыдущих заседаний и все начинается с чистого листа.
Все это - ходы вполне распространенные, изученные и формально находящиеся в рамках правового поля. Правда, профессиональные юристы считают это чем-то вроде "черного PR" в судебной сфере, который применяют стороны, не слишком заботящиеся о собственной репутации. То, что этого пути начала придерживаться большая газпромовская структура может свидетельствовать о серьезности тупика, в который с помощью собственных вексельных схем загнал себя "Сургутгазпром". Хотя 43 миллиона рублей (без санкций) не являются для этой структуры с миллиардными оборотами критической цифрой, выплатить ее незаметно для столичного руководства, по всей видимости, уже не получается. А это грозит новым, куда более существенным поворотом событий – газпромовские ревизоры "поднимут" старую вексельную схему, осуществленную в период передачи власти в газовом холдинге, и начнут задавать вопросы. Спрашивать, благо, есть с кого - ответственные лица, ставившие подписи под документами, по-прежнему занимают свои ответственные посты.
Вместо P.S. Буквально накануне выхода в свет этой статьи, из Тюменской области пришла любопытная весть. "Окружным подразделением Следственного комитета МВД России под контролем отдела Генпрокуратуры РФ в УрФО завершено расследование уголовного дела по фактам причинения многомиллионного ущерба одному из филиалов предприятий "Газпрома", расположенных в Тюменской области. В совершении данного преступления изобличена бывший директор этого филиала, данные которой в интересах правосудия не называются. Как установлено следствием, обвиняемая, используя служебное положение, безвозмездно передала в распоряжение другой коммерческой организации имущество возглавляемого ею предприятия: товароматериальные ценности и вексельные обязательства РАО "Газпром" на общую сумму свыше 25 млн руб., получив за это незаконное вознаграждение в размере 87 тыс. $ США." Заметьте бывший директор, имя которого пока не разглашается, тоже была замешена в неких вексельных схемах. Кстати, ей уже предъявлено обвинение в корыстных злоупотреблениях и коммерческом подкупе, за совершение которых законом предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок до 5 лет. И заместитель Генерального прокурора РФ в УрФО Юрий Золотов уже утвердил обвинительное заключение по данному уголовному делу и оно направлено в суд.