Газпром: из гигантов в мировые монстры
Накануне был сделан самый главный шаг к созданию государственной монополии в нефтяной отрасли. Крупнейшая в мире газовая компания – Газпром начала формирование своего нефтяного подразделения – Газпромнефть, которое в перспективе имеет все шансы стать крупнейшей нефтяной компанией в стране. Логика последних действий властей подсказывает, что этим планам суждено сбыться. Практически абсолютной монополии, аналогичной той, что существует на газовом рынке, в "нефтянке" добиться, конечно, не удастся, однако несколько слаженных действий с применением административного ресурса без сомнений помогут сконструировать нового гиганта. Если же говорить о Газпроме в целом, то он из гиганта превратится в монстра энергетической отрасли мирового масштаба. Согласие президента на все эти действия уже получено.
Сначала слияние Газпрома и Роснефти, затем приобретение активов ЮКОСа, затем дальнейшее экстенсивное развитие и в газовом, и в нефтяном направлении. Таковы общие очертания ближайших перспектив зарождающегося государственного газово-нефтяного холдинга. Важная деталь – государство получит полный контроль над ним. Формально – 50,1% акций, реально планируется создать такую схему, при которой у Газпрома будет минимум обязательств перед миноритариями, немалая часть из которых – иностранцы. Работа по этому пункту, кстати, уже началась – Газпром планирует изменить свой устав, освободив себя от обязанности при слиянии /а оно предполагает и увеличение государственной доли в компании/ в обязательном порядке предлагать всем желающим миноритариям выкуп акций по рыночной цене. Действия Газпрома понятны - если желающих продать пакет окажется много, то ему придется потратить на выкуп миллиарды долларов, что явно не входит в планы газового гиганта.
Впрочем, едва ли с ограничением прав миноритариев у Газпрома возникнут проблемы. Во-первых, одним из важных и весьма позитивных явлений всех грядущих преобразований станет либерализация рынка акций. Это весьма выгодно для их держателей, поскольку в сегодняшних условиях, когда рынок акций законодательно разделен на внутрироссийский и внешний, российские акции являются, по единодушному мнению аналитиков, сильно недооцененными. Во-вторых, вряд ли у акционеров возникнет желание вставлять государству палки в колеса по стратегическим вопросам, касающимся Газпрома. Как известно, это не удалось даже Евросоюзу, требовавшему на протяжении нескольких последних лет реформирования Газпрома. И вот некоторое подобие реформирования происходит, но совсем не по европейскому сценарию.
Нет сомнений, что существенное усиление и без того самой крупной и могущественной в стране корпорации происходит под управлением и пристальным контролем верховной власти. Известно, что мегасделка по объединению Газпрома и Роснефти готовится на протяжении нескольких последних месяцев. Одним из ее заключительных этапов стало назначение в конце июля ближайшего и лично преданного путинского соратника - Игоря Сечина на пост председателя Совета директоров Роснефти. По телевизору, правда, вопрос по объединению решился ровно за 15 секунд и президент здесь, как будто, не причем: во вторник 14 сентября Михаил Фрадков коротко доложил Владимиру Путину о целесообразности многомиллиардной сделки по объединению Газпрома и Роснефти. Путин коротко ответил: "Это оперативное решение. Если вы считаете целесообразным – делайте".
Единственным существенным препятствием на пути объединения двух компаний было то, что Роснефть включена в список стратегических предприятий, не подлежащих приватизации. Но, как выяснилось, и этот список подправить не проблема. Герман Греф уже заявил, что Министерство экономического развития и торговли в настоящее время готовит ряд документов, согласно которым, из перечня стратегических предприятий России будут исключены некоторые компании, в том числе Роснефть.
Роснефть войдет в нефтяное подразделение Газпрома Газпромнефть. Нынешний председатель правления Роснефти Сергей Богданчиков возглавит Газпромнефть, а Игорь Сечин, как предполагается, станет председателем Совета директоров Газпрома. Сейчас эту должность занимает глава президентской администрации Дмитрий Медведев .
Пока суммарные производственные показатели Газпромнефти и Роснефти не выглядят слишком впечатляюще. Газпром по итогам 2003 года добыл 11 млн тонн нефти и газового конденсата, Роснефть – 19,6 млн.тонн. Однако присоединение Юганскнефтегаза, находящегося на грани отзыва лицензии, /победа в конкурсе, по словам специалистов, станет для Газпрома лишь делом техники/ позволит надежно закрепиться в первой тройке добывающих российских нефтяных компаний. Добыча Юганскнефтегаза составляет 30,2 млн тонн в год или 61% от общего объема нефтедобычи ЮКОСа. Если же новообразованной компании удастся получить в свое распоряжение всю добывающую базу ЮКОСа, то добыча Газпромнефти составит около 110 млн.тонн и оставит позади нынешнего лидера российского рынка – ЛУКОЙЛ с его 81,5 млн тонн в 2003 году.
Итак, политическое решение об объединении Газпрома и Роснефти принято. Наверняка уже приняты, но пока не озвучены решения и о том, какие активы и месторождения в дальнейшем вольются в Газпромнефть. Теперь дело за поэтапным воплощением. Предполагается, что 100% акций Роснефти будут обменены на 10,7% акций газовой монополии, по словам Алексея Миллера, стоимость этих активов примерно равна. Ряд аналитиков считает, что это не так и могут быть варианты. Ждать точного ответа остается недолго, условия объединения станут известны 28 сентября, когда по вопросу слияния Газпрома и Роснефти пройдет собрание Совета директоров Газпрома.
Тогда же должны быть озвучены и условия либерализации рынка газпромовских акций, ради которого, якобы, и производится слияние. В настоящее время законодательно установлено, что нерезидентам /иностранным частным лицам и компаниям/ может принадлежать не более 20% акций Газпрома. Поэтому возникли два рынка газпромовских ценных бумаг – акции в России и депозитарные расписки на них за рубежом. Как неоднократно обещали акционерам различные чиновники – как только государство увеличит свою долю в Газпроме до контрольного пакета, все ограничения с ценных бумаг компании будут сняты.
Теперь, правда, отдельные чиновники, в частности Виктор Христенко , заявляют, что часть ограничений /не называется каких/ будет сохранена и после увеличения доли государства с 38,4% до 50,1%. Однако инвесторы верить в эти заявления отказываются и считают, что если не к началу 2005 году, то уж через год-то точно рынок акций Газпрома будет либерализован полностью. Сам Газпром, если говорить о чисто рыночной стороне дела, в либерализации заинтересован напрямую. Снятие ограничений приведет к ликвидации недооцененности акций, повышению капитализации компании, дополнительному притоку финансовых средств.
Впрочем, едва ли рост капитализации за счет открытости рынка акций интересуют Газпром в первую очередь. Газовая монополия, являясь государственной компанией, имеет другой рычаг, обеспечивающий экономическую отдачу на несколько порядков выше. Это административный ресурс, позволяющий развиваться максимально быстро и эффективно за счет присоединения самых лакомых кусков из тех, что плохо лежат в отрасли. А тут как раз по удачному совпадению в ближайший месяц решится вопрос об отзыве у подразделения ТНК-ВР лицензии на разработку крупнейшего в России газового месторождения – Ковыкты. Да и у добывающих активов ЮКОСа лицензии без пяти минут отозваны. Правда, глава Газпрома Алексей Миллер заявил, что компанию не интересуют активы ЮКОСа, но уж больно велик соблазн побыть некоторое время гигантским пылесосом, всасывающем только лучшее. Одним словом, практика – критерий истины.
Последнее касается и того, на что в будущем будет тратиться прибыль формирующейся мегакомпании. По одним данным, это будет голубая мечта любого государства – крупная высоко прибыльная прозрачная компания, социально ответственная и в срок платящая все налоги, не укрывая их по офшорам. Но есть и другое мнение, что Газпром так и останется темным "кошельком" действующей власти, из которого финансируются выборные проекты и прочие спецоперации. Кстати, то какую функцию уготовила власть укрупненному Газпрому можно будет понять из того, войдут ли в него ЮКОС и Ковыкта.
* * *
Начальник управления торговых операций екатеринбургского филиала инвестиционной компании "Тройка Диалог" Алексей Гребёнкин: "Главное событие, связанное с объединением Роснефти и Газпрома - это то, что сделан очень важный шаг на пути к устранению двойного рынка акций ОАО "Газпром", соответственно, за счет повышения ликвидности акций мы ожидаем как увеличения цены самого Газпрома, так и рынка в целом, поскольку это, безусловно, позитивный фактор – либерализация рынка акций Газпрома, его ждали. В общем-то, поскольку все делается к этому, рынок получил движением вверх. Что касается непосредственно устранения двойного рынка, то мы считаем, что это будет первое полугодие 2005 года. До конца этого года, возможно, произойдет сделка сама по себе между Роснефтью и Газпромом, а либерализация рынка как таковая может произойти только в следующем году.
Увеличение объема добычи Газпромом и Роснефтью, видимо, будет идти за счет других участников рынка. Они сбираются увеличивать объемы добычи, соответственно, возможно, кто-то и уйдет с рынка. Многие считают, что следующим шагом будет покупка Юганскнефтегаза. Но Газпром сам отрицает, что намерен участвовать в распродаже активов ЮКОСа, поэтому здесь что-то сложно сказать с уверенностью. Возможно, Газпрому пока публично выгодно отрицать этот вариант, но в случае приобретения Юганскнефтегаза добыча новой компании дойдет до 1,5 млн баррелей в день.
Сама по себе либерализация рынка акций Газпрома и есть устранение двойного рынка – есть рынок ADS, есть рынок локальный, сейчас между ними 27% разница в цене, ADS дороже, чем локальные акции. В случае либерализации цена на внешнем и внутреннем рынке будет одна. Плюс, кроме увеличения их ликвидности, иностранцам будет позволено, будут сняты ограничения по приобретению акций".
Старший аналитик компании "Эми Траст" /Москва/ Алексей Суворов: "До конца не ясен объем пакета акций, который перейдет под прямой контроль государству, он может превысить объявленный Миллером 10,83%. Достаточно сложен механизм перевода акций Роснефти. Государству либо потребуется изменить закон о приватизации, либо перевести активы компании на баланс специально созданного ООО или ЗАО, а потом вступать в завершающую стадию сделки.
У Роснефти более 40 "дочек", акции около 25 из них торгуются на бирже. В минувший понедельник их суммарная капитализация /по закрытию/ составляла порядка 2,2-2,3 млрд долл. Что ниже цены пакета Газпрома. Хотя очень трудно оценить кумулятивный эффект, менеджерскую составляющую, вообще всю структуру подобной компании. Если мы вспомним сделки по объединению ТНК-BP и ЮКОСа-Сибнефти, то станет ясно, что компании были все же с вертикальной стуктурой упраления, чего нет у Роснефти. В любом случае оценка активов будет проводиться независимыми оценщиками /скорее всего, крупными инвестбанками, как отечественными, так и зарубежными/. Специалисты в настоящее время дают оценку с серьезными расхождениями: от $4 до 6 млрд.
Как заявил Алексей Миллер, если цены пакетов акций будут раходиться, то "есть дополнительные активы, которыми мы сможем расплатиться". Мы однако не предполагаем что в сделке каким-либо образом будет учавствовать и основной добывающий актив НК "ЮКОС" Юганскнефтегаз, который, скорее всего, будет продан к тому времени.
Что касается производственной деятельности, то по итогам прошлого года Газпром, добыв 540,2 млрд куб.м. газа и 11 млн тонн нефти, получил чистую прибыль /стандарт IAS/ в размере 159,1 млрд рублей /более 5,3 млрд долл по курсу пересчета/. Показатели Роснефти таковы: 19,6 млн тонн добычи нефти и конденсата, 7 млрд куб.м газа. Чистая прибыль - 386 млн долл /по US GAAP/.
Алексей Миллер, председатель правления, объявил, что "Газпром" становится крупнейшей нефтегазовой компанией мира. Мы выйдем на добычу 40-50 млн тонн нефти в год". Действительно подобные амбициозные планы выводят объединенную компанию в разряд крупных мировых игроков нефтяного рынка. Но для этого компании предстоит нарастить добычу на 50-60%, что в условиях объединения месторождений и лицензий на них вполне реально".
Москва - Екатеринбург