15 Декабря 2024
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Политика Уральский ФО

Георгий Энгельгардт: Мы имеем дело с "идейными янычарами"

Мы уже объявляли нашим постоянным читателям, что Накануне.RU начал сотрудничество с коллегами из интернет-портала ЮФО.RU. Как оказалось, темы, коим и мы, и ЮФО.RU посвящаем статьи, события, которые находят отражения в наших информационных лентах, всерьез интересют и граждан России, живущих в УрФО, и граждан России, живущих в ЮФО. А потому мы намерены расширять рамки взаимного обмена информацией, совместно работать над некоторыми злободневными темами дня в российской повестке. Сегодня, продолжая совместный проект, мы публикуем, на наш взгляд, крайне интересную статью-интервью, изданную коллегами, и посвященную ставшему не столь редким явлению - русские последователи радикального ислама, превратившиеся в террористов.

В терактах на территории России все чаще участвуют этнические русские, принявшие ислам. Мотивация этих людей не всегда ясна даже тем, кто использует их в своих интересах. О феномене "русского ваххабизма" ЮФО.RU рассказал эксперт Института религии и политики /Москва/ Георгий Энгельгардт .

Вопрос: Из трех боевиков, убитых 20 февраля при штурме квартиры на улице Шогенцукова в Нальчике, двое были этническими русскими, принявшими ислам. Теракты в московском метро и на рынке в Самаре организовал уроженец Волгоградской области Павел Косолапов. Насколько велика доля этнических русских среди членов экстремистских исламских организаций?

Георгий Энгельгардт: К сожалению, это достаточно распространенное явление. Достаточно упомянуть, что среди террористов-смертников также были русские солдаты, принявшие в плену ислам в его ваххабитской форме. Точными данными, скорее всего, не располагают даже спецслужбы, но никаких предпосылок к сокращению численности этих людей пока нет.

Вопрос: А сколько всего "русских мусульман" в стране?

Георгий Энгельгардт: Речь может идти только об оценках, потому что, как известно, из переписи населения 2002 года был удален вопрос о религиозной принадлежности граждан. Достоверной национальной статистики нет ни по одной религии. Если экстраполировать имеющиеся данные по некоторым регионам, можно говорить о цифре от 5 до 20 тыс. человек. В октябре 2004 года представители Совета муфтиев России заявили, что только за 9 месяцев прошлого года и только в Москве ислам приняли почти 20 тыс. русских, но, на мой взгляд, эта статистика не поддается проверке и преследует лишь политические цели.

Вопрос: Ряд российских муфтиев, в том числе муфтий Татарстана Гусман Исхаков, заявляют о том, что они не приветствуют переход русских в ислам...

Георгий Энгельгардт: Это можно понять, потому что зачастую русский, или, как сейчас модно говорить, "русскоязычный" человек, принимающий ислам, напрямую попадает в ваххабитское информационное поле. Потому что, в отличие от татарина или представителя народов Кавказа, у которых есть разработанная исламская традиция с какими-то устоявшимися обычаями, "неофиты" зачастую становятся легкой добычей проповедников ваххабитского ислама. Путь от простого увлечения религией до личного участия в вооруженном джихаде для них может оказаться гораздо короче.

Вопрос: Какова мотивация людей, которые, не будучи по рождению мусульманами, принимают ислам в ваххабитском варианте?

Георгий Энгельгардт: При полевых наблюдениях для меня стало очевидным, что это явление - плод нашего посткоммунистического кризиса, когда в российском обществе был перекрыт вертикальный канал социальной мобильности. Зачастую, способные и амбициозные люди не могут удовлетворить свое честолюбие, и для них участие в экстремистской деятельности является способом самореализоваться, доказать свою значимость. Посмотрите на биографию господина Косолапова. Видно, что речь идет о способном человеке из провинции, который почему-то не ужился в Военном институте ракетных войск, был оттуда отчислен и пригрет заботливыми ваххабитами. В итоге, если рассуждать цинично, он достиг значительного карьерного роста - по крайней мере, прославился на всю страну, пусть даже Геростратовой славой. Конечно, для многих "русских ваххабитов" какую-то роль играет и финансовый фактор, но нельзя свести все только к деньгам.

Вопрос: Но "альтернативные механизмы самореализации" предлагают не только ваххабиты - например, преступный мир...

Георгий Энгельгардт: Дело в том, что за последние несколько лет криминальный мир России также претерпел существенную эволюцию. Структуры, к которым могли присоединиться некоторые амбициозные люди в 1990х годах, сейчас уступают место "цветным крышам", иначе говоря, административно-правоохранительному ресурсу. Структура российского общества все более стабилизируется, в ней остается все меньше возможностей для резкого социального подъема. C другой стороны, не стоит забывать и о том, что и в собственно криминальном мире появились группировки с религиозным "подтекстом". Ваххабиты Кадарской зоны в Дагестане в свое время захватили чуть ли не весь рынок грузоперевозок. В Ульяновске в конце 2003 года была разоблачена банда, занимавшаяся убийствами и разбоями на дорогах. Это была ваххабитская группировка, причем большинство ее активных участников составляли не выходцы из республик Северного Кавказа, а русские, чуваши и мордва. И в этом джамаате преступная деятельность была не только способом заработка - внутри группы она рассматривалась как форма джихада.

Вопрос: Но ведь не весь "неофитский" ислам к этому сводится. Известен пример одного из учредителей партии "Евразия" Вячеслава Полосина - вполне респектабельного политика, принявшего ислам. Легальную деятельность ведет "НОРМ" - Национальная организация русских мусульман.

Георгий Энгельгардт: Да, вряд ли можно предположить, что господин Полосин сочувствует исламскому экстремизму. Что касается неофитских организаций типа "НОРМ", для них как раз характерна демонстративная приверженность идеям "чистого ислама". Данных об их причастности к экстремистской деятельности я не имею, но есть неоспоримый факт, что один из информационных спонсоров этой организации, редактор сайта Коран.RU Владимир Матвеев, давно и последовательно пропагандирует чеченский сепаратизм и, в общем, не скрывает своих симпатий к "вооруженному джихаду". В том числе, он является изобретателем известной компьютерной игры на тему войны в Чечне, где пользователь "воюет" за моджахедов...

Вопрос: Если говорить о тех "русских мусульманах", которые воюют реально, - у них остается идейная мотивация, или это просто люди, которым нечего терять?

Георгий Энгельгардт: К сожалению, сейчас мы уже в большей степени имеем дело с людьми идейными, которые сделали свой выбор совершенно сознательно. На мой взгляд, если люди приезжают из центральной России, чтобы воевать на Кавказе, речь идет о достаточно серьезной мотивации. Лояльность ваххабитским лидерам и крайним формам радикального ислама для них полностью превосходит какую-либо привязанность к своей стране, своей нации, даже к своим близким. И для их "вербовщиков" это очень удобно. В случае с выходцами из кавказских народов иногда возникают проблемы со стороны их семьи, их рода. А здесь речь идет о янычарах.

Беседовал Дмитрий Старостин

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС