Екатеринбургское горизбиркомовское раздвоение
Уж чего – чего, а политики в Екатеринбурге никогда не бывает мало. Если уж предвыборные кампании, то одни из самых громких. Выборы - так самые грязные. По количеству кандидатов на тот или иной пост – опять впереди планеты всей. Кроме того, все новинки пиара опробуются именно на нашем избирателе. И даже сейчас, когда с наступлением лета, казалось бы, настало долгожданное политическое затишье /все выборные кампании прошли, а до ближайших еще чуть ли не год/ вдруг обнаружилось, что вот уже несколько месяцев, сами того не подозревая, екатеринбуржцы живут при наличии двух избирательных комиссий в городе. Более того, эти комиссии воюют друг с другом, доказывая в различных инстанциях легитимность своего существования. И делают это так активно, что в очередной раз убеждаешься, насколько все – таки лакомый этот кусок – работа на выборах.
Для начала вспомним, как развивался этот конфликт. Еще долго, наверное, председательствовал бы Игорь Выдрин в екатеринбуржском избиркоме, ну по крайней мере, три с половиной года это точно, поскольку Выдрина принято считать мэрским /лояльным Аркадию Чернецкому - главе администрации Екатеринбурга/ человеком. Но тут приняли новый избирательный кодекс, согласно которому городская дума должна была до 11 ноября прошлого года сформировать новый состав горизбиркома. Причем, известно об этом стало за полгода до контрольного срока. В сущности от народных избранников требовалось немного – внести изменения в устав города, которые бы и зафиксировали новый статус избиркома – из территориального он превращается в муниципальный, а также менялся его численный состав - количество членов комиссии сокращается с 14 до 12. Эта казалась бы формальная процедура и стала камнем преткновения при создании новой избирательной комиссии.
По одной из версий, депутаты, будто бы, не смогли договориться о том, сколько мест в новом органе получат представители в думе от бывшего ОПС "Уралмаш", а сколько от межрайонной группы депутатов. По другой версии, часть депутатов будто бы специально тормозила принятие изменений в устав города, и, следовательно, формирование самой комиссии, чтобы дать возможность сделать это облизбиркому. За создание новой муниципальной избирательной комиссии, оппозиционно настроенной по отношению к городской администрации, долгое время выступали некоторые городские законодатели.
В общем, как бы там ни было, а драгоценное время в долгих дискуссиях городская дума потеряла. И облизбирком тут же воспользовался своим законным правом – 23 декабря прошлого года создал свой вариант городской избирательной комиссии. Во главе ее поставили человека, известного своим критическим отношением к действующей городской власти – Виктора Семина. Он когда – то, кстати, сам был депутатом городской думы. Казалось бы, думская оппозиция должна радостно бить в ладоши и праздновать победу. Ведь, по сути, создание комиссии сверху означало для городских властей потерю контроля над выборными процессами в Екатеринбурге. Но не тут – то было. Старая избирательная комиссия, оказывается, и не собирается прощаться со своей работой. Как сказал ее председатель Игорь Выдрин, - "по нормам старого избирательного кодекса полномочия горизбиркома истекают вместе с окончанием работы Екатеринбургской думы нынешнего созыва, то есть в марте 2005 года. А то, что облизбирком сформировал свою комиссию, так это преждевременно".
Тут же на защиту старой избирательной комиссии встал председатель городской думы Яков Силин. Именно он стал инициатором судебной войны двух комиссий – подал иск на комиссию в облизиркомовском варианте в областной суд. В итоге стороны дошли до Верховного суда. И все инстанции, включая Центризбирком, вынесли решение о том, что новая комиссия была создана вполне законно.
Но и теперь, когда уже есть решения судов и Центризбиркома, противостояние между двумя комиссиями продолжается. Причем, все больше приобретая трагикомичные формы.
"На самом деле доходит до смешного, - рассказывает глава нового избиркома Виктор Семин, - Нам до сих пор не предоставили помещение. Не говоря уже о финансировании нашей работы. Это просто не учли в бюджете этого года. И вот первые два заседания мы вроде бы провели в нормальной обстановке – нам дали временное помещение. Потом, когда мы вновь приходили поработать, выяснялось что, в кабинете то нет мебели, то там пол лаком натирают. Я пробовал обращаться по этому вопросу к управляющему делами в администрации города, но меня направляли то к одному заму главы города, то к другому. Ответов мы не добились. В итоге нам предоставили помещение некоторые депутаты думы. И вот, когда мы пришли на заседание, ко мне подошел помощник спикера думы и сказал, что Силин просит нас не проводить заседание. Прошло какое – то время, и этот же чиновник подошел к нам в сопровождении омоновцев. Нас уже в более жесткой форме попросили удалиться из здания городской администрации, хотя по закону работать мы должны именно здесь. Больше просто негде".
Что интересно, именно после этого инцидента по
мэрии начал гулять весьма любопытный документ. А именно распоряжение
председателя екатеринбургской городской Думы от 24 мая 2004 года "Об
использовании помещений Екатеринбургской городской Думы". Вот лишь некоторые его
фрагменты: "В целях обеспечения сохранности имущества екатеринбургской городской Думы, недопустимости нахождения посторонних лиц в нерабочее время в кабинетах Думы, а также в связи с необходимостью соблюдения режима рабочего времени, установленного Распоряжением Председателя Думы от 04.01.2003 №1:
1.Осуществлять использование помещений Екатеринбургской городской Думы только в пределах рабочего времени и в строгом соответствии с целевым назначением: - для работы депутатов, помощников депутатов; - для проведения заседаний комиссии Думы и заседаний Екатеринбургской городской Думы; - для работы сотрудников аппарата Думы; - для работы сотрудников Счетной палаты Думы.
2. Предоставление помещений Екатеринбургской городской Думы другим организациям и гражданам в иных целях не допускается.
3. Руководителю аппарата - управляющему делами Екатеринбургской городской Думы: - В случае возникновения угрозы сохранности имущества Думы, а также нахождения посторонних лиц в кабинетах думы после окончания рабочего времени, в рамках действующего законодательства предпринимать все необходимые меры для наведения порядка.
4. Рабочий день депутата начинается в 9.00 и заканчивается в 18.00. Перерыв на обед - с 13.00 до 14.00. В выходные и предпраздничные дни время работы сокращается на один час. Пользование интернетом - с 9.00 до 19.00." Конец цитаты.
В областном белом доме за всеми происходящими событиями в мэрии и судьбой своей избирательной комиссии пристально следят. Как говорит председатель областной избирательной комиссии Владимир Мостовщиков, это железное спокойствие до поры – до времени. Скоро будут применять жесткие меры.
"Ну, не было в нашей практике такого, чтобы в одном муниципальном образовании существовало сразу две избирательных комиссии, - говорит Мостовщиков, - Во всех территориях успели создать новые муниципальные избирательные комиссии в соответствие с требованиями избирательного кодекса, а в Екатеринбурге нет. То, что мы создали свою комиссию, это вполне законно. И не должно быть никаких препятствий для ее работы. Напомню, уже осталось менее года до очередных выборов в городскую думу, которые будут проводиться не только по новому избирательному законодательству, но и в соответствии с новыми требованиями закона об общих принципах местного самоуправления. Развертывается муниципальная реформа. Ее положения должны быть учтены и реализованы в работе действующей городской думы и избирательной комиссии, которая с учетом решений думы должна все сделать, чтобы подготовить выборы и провести их в соответствии с законодательством. Времени мало, и надо прекратить эту возню, по другому нельзя это назвать. Нужно прекратить это нарушение закона. Городской комиссии, которую возглавляет Выдрин, необходимо прекратить свою деятельность, подчеркиваю, незаконную деятельность, и сделать все, чтобы комиссия, которая сформирована законно, могла приступить к работе".
По мнению Мостовщикова, все точки над "и" будут расставлены 3 июня, когда пройдет очередное заседание облизбирокма. На нем председатель областной избирательной комиссии собирается поставить своих бывших коллег перед ультиматумом: если комиссия Выдрина не сложит с себя полномочия, этим вопросом займется Генеральная прокуратура и лично губернатор Свердловской области. Чем закончится конфликт в таком случае, предсказать несложно. В связи с выходом из игры одной из сторон, давнее противостояние между двумя комиссиями на этом будет просто исчерпано.
Если же попробовать понять, в чем собственно корень возникшего избиркомоского двоевластия в среднеуральской столице, то становится понятно одно. Администрация города "проморгала" процесс организации нового избиркома. Областные структуры в лице облизбиркома шанса не упустили. Но долго ли сможет махать руками вслед ушедшему паровозу комиссия Выдрина? Ответ очевиден. Миллионный город никак не может на пороге муниципальной реформы жить без избиркома...