01 Марта 2025
search

Переговоры не будут исчерпываться только Украиной

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Госбанки приватизируют

Федеральная антимонопольная служба приступила к разработке концепции приватизации банковского сектора, согласно которой на продажу могут быть выставлены принадлежащие государству пакеты акций более чем 150 российских банков. В антимонопольном ведомстве заявляют, что не намерены вносить в правительство конкретных инициатив по реформированию банковской отрасли, поскольку цель стартовавшего проекта - исследование и анализ состояния конкуренции в финансовом секторе экономики страны. Однако, учитывая, что готовящийся выход государства из банковской отрасли обсуждается не первый год, массовая банковская распродажа, считают эксперты, очевидно уже не за горами.

К началу реализации "проекта развития конкуренции в российском финансовом секторе" ФАС России приступила совместно с итальянскими специалистами из департамента казначейства, антимонопольного ведомства и центрального банка этой страны. При участии итальянцев будет разработан "План действий, содержащий сценарии и концептуальные основы процесса приватизации в финансовом секторе РФ", который затем будет представлен на согласование Минфину РФ, Минэкономразвития РФ, Центральному банку и Федеральной службе по финансовым рынкам. В начале 90-х в Италии, отметим, государство контролировало более 80% кредитных организаций, затем началась приватизация банковского сектора, которая сократила этот показатель практически до нуля. При этом уменьшение количества финансовых институтов, находящихся в государственной собственности, осуществлялась как в ходе IPO (публичного размещения акций), так и в процессе прямой продажи заинтересованным инвесторам. В России, по словам заместителя главы ФАС России Андрея Кашеварова, "в первую очередь стоит задуматься о приватизации банков с миноритарными госпакетами – менее 25%, поскольку подобное использование бюджетных средств малоэффективно". При этом г-н Кашеваров подчеркнул, что ФАС России пока не намерена формулировать и вносить в правительство каких-либо конкретных инициатив по реформированию банковской отрасли: "цель проекта - изучить состояние конкуренции в финансовом секторе, - заявил он, - и только потом оценить результаты вместе с Центральным банком, Минэкономразвития и другими ведомствами для принятия решения о целесообразности внесения соответствующих предложений".

В пресс-службе антимонопольного ведомства Накануне.RU уточнили, что стартовавший проект рассчитан на 13 месяцев, то есть в январе 2008 года уже можно будет говорить о том, будет ли в нашей стране дан старт приватизации кредитных организаций: "Необходимо оценить, как государство присутствует в финансовом сегменте экономики и как это присутствие влияет на конкурентные отношения на рынке финансовых услуг. Понять, необходимо ли нам уменьшение количества финансовых институтов, находящихся в государственной собственности. Для этого надо дождаться результатов исследования возможности приватизации кредитных организаций в России", - объяснили в ФАС России.

В банковском сообществе, впрочем, напоминают, что готовящийся выход государства из этой отрасли обсуждается не первый год, поэтому приватизация банков, очевидно, уже не за горами: "Решение о том, что государство выйдет из уставных капиталов банков, на федеральном уровне принято давно, однако до прошлого года не было единой методики определения стоимости Фото: Накануне.ruэтих пакетов акций, - отмечает в беседе с Накануне.RU председатель Уральского банковского союза Валентина Муранова, - На сегодняшний день такая методика, насколько мне известно, уже разработана. Поэтому для нас это не новость". Валентина Муранова объясняет, что небольшая доля участия государства в уставных капиталах банков, если речь идет о менее чем блокирующем пакете (менее чем 25% +1 акция), не дает ни государству права накладывать вето на решения совета директоров этих кредитных организаций, и прочих возможностей влиять на управление ими, ни самим банкам каких-либо конкурентных преимуществ на рынке: "Тогда зачем размывать деньги государства в частном капитале, если участие государства там не дает ни права голоса, ни присутствия в совете директоров, ни влияния на принятие решений? Поэтому, я считаю, выход государства из уставных капиталов этих банков - это правильное решение", - заключила Валентина Муранова.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Такого мнения придерживается и заместитель председателя Правления ОАО "СКБ-банк" Александр Кудрявцев: "Как и во всей экономике, продажа непрофильных активов – это благо как для держателей этих активов, так и для самих активов, поэтому выход государства из капитала ряда банков – хорошая тенденция, - говорит он в беседе с Накануне.RU, - У государства достаточно мер влияния и контроля над финансовой системой и без участия в ней деньгами налогоплательщиков", - отмечает он.

По экспертным оценкам, большинство миноритарных госпакетов сосредоточено в региональных банках, причем порядка 65-70% из них имеют доли участия местных властей в размере всего 0,5-2%. Между тем, на банки, в которых доля реагиональных властей сравнительно велика, возлагаются различные социальные функции. Так, например, в капитале "Свердловского губернского банка" доля Свердловской области в лице областного Министерства по управлению госимуществом составляет сегодня 25%. Получить комментарии у руководства банка относительно дальнейшей судьбы этого пакета акций нам не удалось. Однако известно, что свою миссию банк видит в поддержке экономики региона: его партнерами являются крупнейшие уральские заводы черной и цветной металлургии, предприятия энергетики, дорожного хозяйства, торговли, транспорта и связи, строительного комплекса. Являясь уполномоченным банком по обслуживанию финансовых средств Свердловской области, "Губернский" тесно сотрудничает с областным правительством, участвуя в реализации ряда важных целевых программ. Правда, пока еще не ясно, вправе ли будут региональные и муниципальные власти самостоятельно определять целесообразность своего присутствия в уставном капитале того или иного банка.

Скорее всего, полагает аналитик Инвестиционного департамента "Внешторгбанк 24" Станислав Клещёв, такую прерогативу за местными властями федеральный центр сохранит. "Регион решает такие вопросы полностью самостоятельно. Впрочем, пакеты банковских акций продаются не особенно охотно, да и самим банкам это невыгодно – как правило, региональные власти предпочитают проводить транзакции через "свои" банки", - отмечает Анна Суханова, эксперт ИК "ФИНАМ". Что же касается курса, взятого на уход государства их банковского сектора, то доллар, деньги, банкноты(2018)|Фото: Фото: Накануне.RU тут, действительно, считают эксперты, в первую очередь необходимо продавать госпакеты, размер которых не влияет на реальный контроль со стороны федеральных органов над банками. "Пакеты, менее блокирующего, не являются реальным вкладом государства в стабилизацию банковской системы. Думаю, что большая часть этих активов будет выкуплена контрольными собственниками этих банков, заинтересованных, прежде всего, в том, чтобы не допустить в свой бизнес новых и возможно недружественных инвесторов", - отмечает аналитик Инвестиционного департамента "Внешторгбанк 24" Станислав Клещёв в беседе с Накануне.RU.

А вице-президент ОАО "Ханты-Мансийский банк" (правительство Ханты-Мансийского АО в лице Департамента госсобственности владеет 92%-ной долей в общем объеме акций банка) Владимир Мехряков глубоко убежден, что банковскому сектору без помощи государства клубок накопившихся проблем не решить. Дело в том, объясняет он, что на протяжении последних двух лет в стране наметилась тенденция сокращения общего числа кредитных организаций, и практически не увеличивается количество филиалов банков в регионах. В результате, на 100 тыс человек в России приходится в среднем 4 банковских отделения (филиала), а в отдельных регионах - менее 3, тогда как в США - 33, в Германии - 58, в Италии - 57 банковских офисов. Кроме того, в большинстве российских регионов вообще прекратилось создание новых банков. Например, в Тюменской области в 1991-2005 гг. количество Фото: Станислав Рослов www.itogi.ruзарегистрированных кредитных организаций сократилось более на 43% - с 33 до 23. "Важно отметить, что более половины всех действующих кредитных организаций (51,6% на 01.01.2006) сосредоточено в Москве и Московской области. В результате в стране усиливается стратегическая зависимость от ограниченного числа столичных организаций, тормозится развитие конкуренции на рынке банковских услуг. Возникшая диспропорция в размещении банковского капитала по территории страны фактически не меняется с годами и сдерживает экономическое развитие регионов. В частности, анализируя проблемы по кредитованию населения, в том числе и ипотечного кредитования, я могу сделать вывод, что имеющаяся банковская инфраструктура страны еще недостаточно обеспечивает развитие финансовых услуг. Высокие темпы развития банковского сектора невозможны без расширения региональной сети кредитных организаций. В 2005 году количество региональных банков снизилось с 628 до 607 банков. Я глубоко убежден, что этот клубок проблем без помощи государство банковскому сектору не решить", - отмечает Владимир Мехряков.

Вместе с тем, продолжает он, в России нет единой государственной политики в отношении банковского сектора. В результате каждое министерство и ведомство имеет свою точку зрения на состояние и ход реформирования банковского сектора. "По Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU существу развитием банковской индустрии не занимается никто: государство предполагает, что развитием банковского сектора должен заниматься Банк России, тогда как последний ставит "во главу угла" задачи поддержания устойчивости национальной валюты и банковского надзора", - говорит вице-президент "Ханты-Мансийского банка". Владимир Мехряков убежден, что в России назрела необходимость создания новой модели банковской системы, соответствующей именно территориальным потребностям. По его мнению, должны быть разработаны программы развития финансово-кредитной инфраструктуры каждого региона, охватывающие использование возможностей крупных банков федерального масштаба и организаций регионального значения, а также открытие новых филиалов, дополнительных офисов, структурных подразделений, увеличение капитализации и ресурсов. Все эти мероприятия должны быть основаны на государственной поддержке.

В частности, полагает Владимир Мехряков, необходимо расширить доступ региональных банков к инструментам рефинансирования через территориальные управления Банка России. Выделять им на конкурсной основе централизованные ресурсы для финансирования экономического роста в регионе, предоставлять гарантии со стороны органов власти, а также Фото: Станислав Рослов www.itogi.ruкомпенсировать часть процентов по кредитам для хозяйствующих субъектов, реализующих проекты, важные для развития территорий. Банковские ассоциации должны сформировать коалиции из региональных банков для дальнейшего размещения их синдицированного кредитного портфеля. Необходимо обеспечить компенсацию со стороны государства расходов по выполнению социальных и других безвозмездных функций, таких как выплата пенсий, пособий, компенсаций, прием платежей в бюджет, существенно влияющих на эффективность работы банковских подразделений, особенно в сельской местности. Важно также создать механизм стимулирования для банков, открывающих и имеющих филиалы и отделения в труднодоступных районах и малонаселенных пунктах. Реализация такой политики позволит в перспективе до 2020 года расширить региональную банковскую сеть как минимум в два раза.

Владимир Мехряков вице-президент ОАО "Ханты-Мансийский банк" Государство должно переосмыслить свою позицию в отношении банковской сферы и придти к пониманию, что вложение в банки это выгодные государственные инвестиции, которые принесут эффект всей экономике. После чего, нужно сформулировать ряд принципов, которыми должно руководствоваться государство при участии в капитале кредитных организаций. Его доля должна быть не менее 25%, кредитное учреждение должно демонстрировать высокую прибыльность и выполнять социальные функции. Кроме того, необходимо зафиксировать, что государственное участие целесообразно сохранить лишь в банках, имеющих стратегическое значение на федеральном и региональном уровне. Сегодня государственные средства распыляются в сотнях кредитных организациях, большинство из которых, просто не приносят эффекта.

В России государство, в том числе в лице местных органов власти, имеет долю в 213 банках из 1238. При этом доля госучастия превышает 50% в 27 банках, 25% – в 21 банке. В остальных доля участия государства меньше 25%. Таким образом на продажу могут быть выставлены принадлежащие государству пакеты акций более чем 150 российских банков. Участники рынка не сомневаются, что на эти миноритарные доли удастся найти покупателей: это могут быть основные акционеры банков, заинтересованные в сохранении и развитии бизнеса, зарубежные кредитные организации, еще не вышедшие на российский рынок, и портфельные инвесторы, для которых важна максимизация прибыли от ценных бумаг, а не в контроль над предприятием. 

Однако, стоит заметить, что миноритарные госпакеты - это лишь цветочки, настоящие ягодки впереди. Уже через 5-7 лет государство может не только снизить свою долю в Сбербанке и Внешторгбанке до контрольной, но и вовсе выйти из их капитала.

Развитие госбанков, согласно докладу "О системе государственных банков в РФ", подготовленном в Минфине, будет связано с увеличением их капитала за счет допэмиссий акций и постепенным снижением, на первом этапе, доли государства до контрольного пакета (50% + 1 акция), а в долгосрочной перспективе, не исключено, и полном его выходе из отрасли. В то же время Минэкономразвития РФ подготовило законопроект о создании "Банка Развития" на базе Внешэкономбанка, Российского банка развития и Росэксимбанка. По замыслу реформаторов, объединение госбанков как раз и позволит решить проблему нехватки "длинных" 1000 рублей(2022)|Фото: Фото: Накануне.RU денег в российской экономике - объединенная госкорпорация займется финансированием крупных инвестиционных проектов в приоритетных стратегических отраслях. "Объединение вышеназванных банков – это также положительная новость. Они скорее составят конкуренцию зарубежному финансированию крупных инвестиционных проектов нашей страны, которые не может "потянуть" любой из ныне существующих банков", - отмечает заместитель председателя Правления ОАО "СКБ-банк" Александр Кудрявцев. Добавим, что "Банк Развития" с уставным капиталом $2,5 млрд (!) должен быть создан уже к июлю следующего года. "Создание государством новых банков, их укрупнение, и постепенный уход из отрасли я бы не противопоставлял таким вот образом, что, с одной стороны, государство выходит из определенной части банков, а в других, напротив, усиляет свои позиции. Это одна тенденция: государство помогает банковскому сектору консолидироваться, но рано или поздно созданные крупные банковские холдинги будут приватизированы", - полагает аналитик Инвестиционного департамента "Внешторгбанк 24" Станислав Клещёв. Мнение своего коллеги разделяет и Анна Суханова, эксперт ИК "ФИНАМ": "Не стоит объединять эти две тенденции. Объединение банков для создания банка развития не окажет большого влияния на банковский сектор, т.к. новая структура не будет работать как обычный коммерческий банк. Цель создания института развития - проведение государственных инвестиций и кредитование приоритетных отраслей российской экономики на льготных условиях – органично вписывается в политику увеличения участия государства в экономике. Ожидается, что через эту структуру будет осуществляться финансирование реализации национальных проектов и вложения средств инвестфонда, - объясняет она в беседе с Накануне.RU, - Если говорить о выходе государства из капитала банков, то эту информацию мы воспринимаем позитивно. В результате консолидации пакетов у частных собственников, у них возникнут дополнительные возможности для инвестиций в развитие банков, реализации проектов по их слиянию и т.д".
Целью такой стратегии государства, подчеркивают эксперты, является создание в стране крупных, конкурентноспособных, международных финансовых институтов. "Частный бизнес до сих пор не проявил себя на данном поприще, поэтому решение этой задачи пришлось взять на себя государству", - заключил Станислав Клещёв.

IPO госбанков, наращивание их капиталов, по замыслу чиновников, позволит не только успешнее вести бизнес, повысить конкурентоспособность и противостоять экспансии иностранных банков, но и создать крупных международных игроков. Эта цель, между прочим, была заявлена главой государства Владимиром Путиным еще несколько лет назад, и теперь вот находит воплощение. И с точки зрения глобальной конкуренции в связи с готовящимся вступлением нашей страны в ВТО, отечественным банкам просто жизненно необходимо иметь сопоставимый уровень капитала. Ведь капитал среднего европейского банка больше капитала любого из российских банков, а банка из первой мировой десятки сравним с капитализацией всей нашей (!) банковской системы. Конкурировать с такими объемами российская банковская система сегодня просто не в состоянии.

Фото: НТВИ, скорее всего, государство не рискнет уйти из в финансового сектора экономики страны "в полный ноль" и сохранит за собой контроль над ключевыми его игроками. Об этом, в частности, заявил будучи накануне в Екатеринбурге президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков, являющийся также заместителем председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам и членом Национального банковского совета Банка России.

Анатолий Аксаков президент Ассоциации региональных банков России Учитывая переходный период в нашей экономике, вопросы национальной безопасности, устойчивости национальной финансовой системы, я считаю, что процесс выхода государства из банковской отрасли должен быть постепенным. Сначала необходимо продать небольшие доли участия – до 20% включительно, так как государство в этих банках выполняет лишь номинальные функции. А в крупных банках, в капиталах которых доля государства свыше 25%, снижать ее, я считаю, надо постепенно. Так, во Внешторгбанке государство владеет сейчас 99%-ной долей: сначала ее надо снизить до 75%, потом до 50%+1 акция, затем до блокирующего пакета, и потом только выходить совсем. Только при условии, что этот банк самостоятельно сможет конкурировать на российском рынке с иностранными банками, и не возникнет угрозы национальной безопасности. Дело в том, что финансовая система России еще слабо монетизированна, неустойчива, и выведя из нее небольшой, по мировым меркам, объем средств, можно вывести ее из равновесия моментально. Вот когда мы окрепнем, наша экономика будет монетизированна на 100%, тогда и можно будет ставить вопрос об абсолютно частной банковской отрасли.

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС