И зачем нам эти три буквы?
ВТО. Абревиатура в последнее время наводнившая все более-менее экономические, политические издания, и ,о, чудо!, на целых две недели заинтересовавшая просто россиян.
- Автогражданку-то отменят, и на фиг ты, спрашивается, страховался, когда тачку брал?
- А как иначе-то было, а техомсотр, на учет поставить? Я бы как все это прошел? Вот черт, бабок жалко. Слушай, а чего, правда, что цены на бензин до мировых подтянут?
- Да нет вроде, Путин чего-то там про ВТО говорил. Мол, не будем их условия выполнять. Они там нам руки крутят, чтоб мы мировые цены здесь на все сделали. Сказал, не будет этого.../Из разговора, случайно подслушанного на временной парковке на одной из центральных улиц города/.
ВТО. Всемирная торговая организация. Штаб-квартира расположена в Женеве /Швейцария/. Основана 1 января 1995 года по результатам переговоров так называемого Уругвайского раунда (1986-94гг.). Насчитывает 149 стран мира - членов ВТО.Бюджет составляет 134 млн.швейцарских франков /около 90 млн.долл США/. Высшим органом ВТО является Министерская конференция , объединяющая представителей всех участников организации. Министерская конференция (или Генсовет) назначает Генерального директора ВТО. С 1999г. по сентябрь 2002 г. им являлся Майк Мур, экс-премьер-министр Новой Зеландии. Однако срок полномочий Гендиректора сокращен до трех лет и в сентябре 2002 г. его сменил Супачай Паничпакди, бывший вице-премьер Таиланда.
Цели и принципы, которые сама ВТО формулирует для непосвященных, чтоб было понятно, кому и зачем это надо. Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Cоглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.
Итак торгово-политические отношения участников.Не участники, каковыми являемся и мы с вами, потому как Россия до сих пор не член этого сообщества, могут жить и торговать, как им придется, или, вернее, как получится.
Получается по-разному. Производить вроде все лучше получается. Вот экономический рост у нас хороший. Премьер Касьянов должил накануне президенту Путину, что по итогам 9 месяцев 2003 года составляет почти 7 %, так и до удвоения ВВП не далеко. Кстати, в Уральском федеральном округе еще круче - 10%, правда, при этом почти половина уральских предприятий остается убыточными /47%/.
А то вроде все-таки опять как-то не очень хорошо. Антидемпинговые расследования американских бюрократов, иницированные крупными металлургическими компаниями и их боевыми профсоюзами не дают спокойно торговать нижнетагильской и "северстальевской" заготовкой на их богатых рынках, наши национальные интересы при выработке правил этой самой международной торговли учитываются как-то не всегда и не везде, инвестиции, которые мы зазываем в страну, все еще идут не теми темпами, что хотелось бы. Одним словом, нам еще два-три года назад точно не знавшим, что это за три буквы такие ВТО, туда уже надо. Кстати, президент в своем послании в этом году, как подсчитал один дотошный политик, уделил проблематике вступления России в ВТО аж целую страницу текста.
Любому непосвященному ясно - это постановка задачи. И правительство ринулось ее выполнять. Минэкономразвития даже сочинило очень полезный сайт, полностью посвященный тому, что такое ВТО, зачем нам туда надо, какие новости на этом фронте имеются и чего думают регионы. Регионы, надо признать, по-прежнему думают по-разному. Но что эти три буквы не имеют отношения к нашим родным трем буквами уже в курсе. И что все ВТОшное движение в стране поднято на государственный уровень и сулит нам радужные перспективы, тоже знают.
Правда, радужные перспективы в смысле ведущихся переговоров о присоединении к ВТО последуют только тогда, когда мы сможем "добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть, наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков". Так сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф. Мол, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.
А конкретными целями присоединения для России, как гласит интернетовская "разъяснялка" грефовского ведомства, можно считать следующие:
- Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
- Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
- Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
- Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
- Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
- Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
- Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Еще надо все-таки сказать о том ,что у этого самого ВТО есть противники. Да-да, как ни удивительно для такой массовой и исключительно экономической организации, есть. И зовут их антиглобалисты. Но о них чуть позже.Целью этой статьи все-таки не они являются, хотя явление очень интересное, рождающее массу исторических аналогий, и мы обязательно посвятим ему отдельную публикацию.
Если примитивно просто, то получается, что нам в ВТО надо, чтобы было проще и сподручней торговать в мире, чтобы росли инвестиции в наши производства, чтобы росла конкурентоспособность и качество наших товаров и т.д. и т.п.
Но так просто по заявке в эти три буквы не попасть. Надо соответствовать. Мы не соответствуем пока. А чтобы соответствовали, должны выполнить массу условий, которые нам предъявят прежде чем пустить в ВТО.
Вообще процесс нашего туда к ним проникновения так долог, что уже требует исторической справки.
В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии с процедурами была создана Рабочая группа (РГ), в которую вошли представители заинтересованных участников ГАТТ. Мандат Рабочей группы (преобразованной после учреждения ВТО в РГ по присоединению Российской Федерации к ВТО) состоит в изучении торгового режима и выработке условий участия России в ВТО. Первое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО прошло в Женеве 17-19 июля 1995 года.В сентябре того же года состоялось заседание нашего правительства по вопросу о ходе переговорного процесса по присоединению России к ГАТТ/ВТО. По итогам состоявшегося обсуждения приняли решения по обеспечению дальнейшего проведения переговорного процесса по присоединению России к ВТО.
С тех пор этапы большого пути к заветным трем буквам следовали один за другим. Несть им числа и продолжаются они по сей день. В самой стране народ тоже все более просвещается относительно ВТОшных задач. По всей России прошли “круглые столы” на тему: “Экономико-правовые вопросы вступления России в ВТО: региональный аспект”, которые инициировали и провели застрельщики процесса -Российский фонд правовых реформ в рамках проекта "Правовая культура", Министерство экономического развития и торговли РФ и информационное бюро по присоединению России к ВТО.
Реакция Уральского федерального округа в целом скорее всего может быть обозначена как сдержанно положительная. Кто-то говорит, что государство должно служить "зонтиком" для российских предприятий при вхождении в ВТО, кто-то настивает на том ,что присоединение к ВТО должно быть четко взвешенным действием. Все признают, что вступление в этот торговый клуб - важный и принципиальный этап интеграции нашей страны в мировую экономику, но все: и промышленники, и чиновники сходятся в том, что Россия должна вступать в ВТО как полноправный партнер.
Сегодня главная закавыка на нашем пути к светлому торговому будущему - вопрос о внутренних энерготарифах. Ситуация такова. Еврокомиссия выдвигает шесть неприемлемых для России требований: повышение внутренней цены на газ; отмена монополии "Газпрома" на экспорт; свобода транзита газа, предоставление права на строительство трубопроводов иностранным инвесторам; равные тарифы на транзит газа для внутренних потребителей и на экспорт; отмена экспортных пошлин на газ. Именно об этих требованиях, которые предъявили Грефу во время его визита в Брюссель 6-7 октября, президент Владимир Путин сказал днем позже своему другу канцлеру Германии Герхарду Шредеру, что европейские чиновники пытаются "выкручивать России руки, но это не получится, у России руки сейчас крепкие" и попросил посодействовать по-товарищески. Мол, Германия могла бы и помочь нам в борьбе с упорством этих самых европейских бюрократов.
Более того, Путин сделал программное заявление, которое одинаково серьезно восприняли и в упирающейся Европе вместе с ВТО и в самой стране: "Трубопроводная газовая система - это детище Советского Союза, и только мы в состоянии поддерживать ее в рабочем состоянии, даже если речь идет о частях, находящихся за пределами России". И припечатал под конец: "Газпром делить не будем,...в газовой сфере они /слова были адресованы и ВТО и Еврокомиссии/ будут иметь отношения с государством".
Позиция сколь жесткая, столь и прагматичная. Наши энергоресурсы одно из немногих естественных преимуществ, которым мы обладаем, повышение цен внутри страны на них до уровня мировых неизбежно приведет как минимум к хаосу в нашем промышленном производстве.
Самое любопытное, что, как сказал тот же Греф, возвратившись в начале октября из Брюсселя, требование еврокомиссии в качестве условия для вступления в ВТО единовременно повысить внутренние тарифы на нефть и газ до уровня общеевропейских - проблема, которая "вообще не лежит в плоскости переговоров по ВТО, поскольку эта организация не занимается подобными вопросами". А использование российской газотранспортной системы, по словам Грефа, "проблема регламентированная ВТО, но ни одна из стран, вступающих в организацию, не брала на себя никаких обязательств по таким вопросам". Любопытно при этом заметить, что до последнего времени в ведущих европейских странах сохранялись газовые монополии. И это не мешало им быть членами ВТО, а начавшийся там процесс либерализации идет сейчас ни шатко, ни валко и многим "посторонним" участникам вход туда пока что наглухо закрыт. Вот так.
Накануне для проведения очередного раунда переговоров о вступлении России в ВТО в Москву прибыл еврокомиссар, представитель Европейской комиссии по торговым вопросам Паскаль Лами. Тот самый, после беседы с которым Греф пожаловался президенту на европейских бюрократов.
С чем пожаловал на этот раз этот "переговорщик" в страну ясно из его же собственных слов.
"Будет Газпром частным предприятием или государственным - эти вопросы меня совершенно не касаются, я не намерен в них вникать. Я не международный консультант, который готовит рекомендации для российского правительства по совершенствованию энергетической политики. Меня интересует результат, - заявил комиссар ЕС, - Мы не можем оставаться равнодушными к тому, как формируются цены на российские товары, которые попадают на европейский рынок. Если не будут урегулированы цены на энергоресурсы для предприятий, конкурирующих с нашими производителями, это даст основание для бесконечных антидемпинговых процедур, которые не облегчат жизнь никому".
И еще пара цитат. "Российская сторона рассчитывает завершить переговорный процесс к концу 2003 года. Я перед собой никаких сроков не ставлю, так как считаю это бессмысленным. Россия знает, чего она хочет и что для этого нужно сделать", -сообщил Лами сразу по прилету. То есть, это вы спешите, а мы и подождать можем, пока более сговорчивы будете.
Надо отдать должное европейскому бюрократу, многие его заявления относительно переговоров с Россией не лишены иронии: "В переговорах всегда есть взлеты и падения. Шарм переговоров с Россией в том, что в них больше взлетов и падений, чем в переговорах с другими странами".Конец цитаты.
А, если серьезно, то цимус, квинтэссенция позиции европейских "коллег" по переговорам с нами о вступлении в ВТО, со слов того же Лами выглядит так: "Чтобы воспользоваться преимуществами членства в ВТО, надо заплатить за входной билет. Цена билета для всех разная. Справедливо это или нет? Конечно несправедливо, но это жизнь".
И можно напоминать о двойных стандартах, о том, что мы уже стали участниками мировых процессов, что переговоры - это дорога с двусторонним движением, что в самом ВТО проблем хоть отбавляй. Достаточно вспомнить тот же провал министерской конференции ВТО в Канкуне, которая превратилась в битву богатых и бедных стран и закончилась не достижением компромисса, а взаимными оскорблениями на радость всем антиглобалистам. Это все можно, но от этого в позиции европейских цензоров по входным билетам в ВТО, скорей всего, мало что изменится.
Так зачем и какой ценой нужны нам эти три буквы?
Из высказываний приведенных выше ясно, что для России ценовых аналогов вступления в ВТО нет. Понятно и то, что для такой большой страны, как наша, цена предполагается немалая. Но девиз «мы за ценой не постоим» отвергают сегодня практически все, начиная с президента. Цена должна быть для нас приемлемой. Какой она окажется в итоге и когда наступит этот итог, сегодня точно не скажет никто. Но уже сегодня понятно, что положительное сальдо в сделке Россия - ВТО прежде всего зависит от нас самих. От того насколько твердо и последовательно мы сможем отстаивать национальные интересы на переговорах, насколько качественно проведём анализ последствий этого встурления и примем, где надо превентивные меры, и, наконец, от того, как наш бизнес сможет адаптироваться к новым жестким стандартам.
Следующая встреча России и ЕС по поводу ВТО запланирована накануне ноябрьских праздников. Переговоры должны пройти прямо в преддверии очередной годовщины октябрьской революции 5-6 ноября в Риме.