Иномарочные страсти
Кто не верит, что в нашей стране жить стало лучше, жить стало веселее, пусть почитает автомобильные форумы в интернете. Там обладатели сумм тысяч эдак в 15 американских долларов, массово тяготятся вопросом – что можно купить на эту сумму, да так, чтобы без очереди, чтобы не ждать 3-4, а то и все 9 месяцев доставки своего железного коня. И на жалобные вопросы получают от братьев по разуму ответ – почти ничего. Те, что "поушлее" предлагают свое решение этой проблемы – за $500-1000 они готовы продать свое место в очереди и ждать тогда придется всего-то месяц-два.
Рынок иномарок в России по-прежнему на подъеме. Машины, особенно нижнего ценового сегмента – от $9000 до $15000 разлетаются как горячие пирожки. А те из них, что при такой цене
Фото: ДМИТРИЙ ПЛЕНКИН www.itogi.ru |
С начала года рынок новых иномарок вырос в России в среднем на 50%. Мог бы вырасти и больше, если бы предложение соответствовало спросу. Но дело в том, что торговля иномарками ведется в рамках квот, определенных производителем и даже при ураганном спросе корректируются эти квоты компаниями-изготовителями не слишком охотно. В результате запись на самые недорогие и, соответственно, особенно популярные комплектации Ford Focus II ведется уже на первые месяцы будущего года. И это при том, что завод во Всеволожске, выпускающий автомобили этой марки, работает в три смены и на полную мощность – 60 тысяч машин в год. Чтобы хоть как-то облегчить ситуацию, компания Ford даже
Сохраняется ажиотаж и вокруг самой продаваемой сегодня в России марки – Hyundai. Как рассказал в интервью Накануне.RU менеджер по организации продаж Hyundai компании Оками Моторс Владимир Савицкий, рост продаж по наиболее ходовым позициям в этом году составил около 60%. "Наибольший спрос по прежнему сохраняется на автомобили стоимостью до 15 тысяч – это Accent и Getz. В этом сегменте по большинству марок сейчас сохраняется дефицит машин. Что касается непосредственно Huyndai, то завод в Таганроге в последние месяцы существенно увеличил производство, и поэтому очереди на Accent снизились, машину сейчас реально получить в течение двух месяцев. Зато выросли очереди на Getz - у корейцев не хватает мощностей, соответственно, возник дефицит машин на российском рынке. Очередь на них сейчас на уровне 3-4 месяцев".
Среди причин постоянно растущего спроса на иномарки, отраслевые аналитики и дилеры называют две основных – растущее благосостояние населения (это, кстати, подтверждается официальной статистикой, по данным которой количество людей, имеющих финансовую возможность приобретать новые автомобили иностранного производства выросло в России с 9 до 12%) и развитие автокредитования – около четверти иномарок покупается сегодня с использованием кредитных схем. Сделал очередной подарок продавцам "бюджетных" иномарок и "АвтоВАЗ", в очередной раз подняв цены. |
Фото: пресс-служба АвтоВАЗ |
Среди версий потребительского всплеска на рынке новых иномарок в последнее время не раз звучала и такая – жилье слишком быстро растет в цене и те, кто мечтал о квартире, но не смог ее купить, решили побаловать себя хотя бы иномаркой. Однако опрошенные Накануне.RU эксперты высказались по поводу такой причины как минимум с сомнением. "То, что люди решили приобрести автомобиль, хотя хотели бы купить квартиру, это, на мой взгляд, довольно абсурдно. Иномарка это ведь, чаще всего, не первая машина, человеку есть на чем ездить, - считает генеральный директор компании "Автосалон МС" (дилер Skoda и Hyundai) Андрей Кононов, - Автомобиль не есть
средство инвестирования, это потеря денег в любом случае, давным-давно люди
поняли что автомобиль не может являться средством сбережения, а тем более
накопления. Да, у нас до сих пор есть такое трепетное отношения – вот, мол,
у
меня есть автомобиль вот такой-то марки. Но это потихоньку проходит, потихоньку люди начинают понимать, что автомобиль это всего лишь транспортное средство. Да, есть "имиджевые" марки и человек может ночами не спать, плохо кушать и мечтать приобрести автомобиль какой-то марки, но это уже вопрос психологии, к рынку не имеющий никакого отношения".
Фото: Станислав Рослов www.itogi.ru
С ним соглашается и аналитик компании "Финам" Наталья Кочешкова: "Это совершенно разные объекты вложения средств. И если квартира может рассматриваться как средство инвестирования, то машина таковым объектом не является. Перепродать ее с выгодой так же практически невозможно – машина выезжает из салона и тут же теряет в стоимости".
Но, как бы то ни было, первое полугодие продемонстрировало повышенный интерес населения России к иномаркам, и производители не преминули эти воспользоваться. О повышении цен в среднем на 3-5% заявили в этом году и Ford, и Hyundai, и Toyota, составляющие тройку самых продаваемых марок в стране.
Впрочем, у каждого и без учета только лишь рыночной ситуации имеются к тому основания. Ford не выполнил в этом году требования МЭРТ по локализации производства (к середине 2006 года на российские "Фокусы" на 40% должны были состоять из отечественных компонентов, однако, нынешний уровень едва дотягивает до 35%), что снимает с завода право на беспошлинный ввоз в Россию комплектующих, а значит себестоимость российских Ford ощутимо вырастет. Toyota начала строительство в России своего завода, а потому многомиллионные издержки она может частично покрывать за счет повышения цен на свою готовую продукцию. Наконец, Hyundai и вовсе радикально меняет свою маркетинговую стратегию и уходит от имиджа производителя дешевых автомобилей – эта марка будет позиционировать себя в одном ряду с такими компаниями как Toyota, Nissan и т.п. Как ожидается, новое поколение прежде недорогих Elantra и Accent будет начинаться с цены $20 тыс. и $15 тыс, соответственно, что на 35-45% дороже нынешних. А бюджетно-молодежный сегмент будет "закрывать" другая корейская компания, принадлежащая Hyundai – неплохо известная в России Kia.
Впрочем, все это не означает, что недорогих иномарок в России
Фото: Андрей Замахин www.itogi.ru |
Впрочем, говорить о том, что Россия превращается в великую автомобильную державу и ликовать по поводу роста продаж иномарок, по мнению Андрея Кононова , абсолютно преждевременно: " Еще ничего не произошло. Статистика вещь упрямая. Да производители сегодня рапортуют о том, что они продают больше. И это здорово, так и должно быть. Но если рассмотреть Россию как рынок, то - да, он является сейчас для многих производителей и приоритетным, и стратегическим, но в количественном отношении он в лучшем случае подполз к первой десятке. Да, стали сюда приходить производители, обращать больше на нашу страну внимания, но пока не произошло ничего сверхъестественного.
Что такое большой рост? Мы всегда говорим о процентах, что он вырос опять чуть ли не в два раза. А я говорю о штуках, и беру для сравнения ту же Чехию или ту же Польшу, страны менее амбициозные, но там продается больше в штуках и при этом из этого не делается большого шума и продолжительных аплодисментов. Есть, например рынок Китая, а есть рынок России. И, сравнивая их, становится совершенно понятно, что Россия не будет рынком №1 никогда. Она будет занимать свое достойное, уважаемое место, если в стране ничего не изменится, конечно. Да есть рост рынка, но он рано или поздно замедлится и все уже считают, каким он будет в конечном итоге".
По мнению гендиректора компании "Автосалон МС" роста подобными темпами можно ожидать еще года три-четыре, а затем потенциал рынка иномарок может оказаться исчерпан. "Если он будет под
1,5 млн иномарок в год, то слава богу. Если ничего не
поменяется, то до этого показателя нам идти еще года три-четыре. А потом наступит стабилизация, дальше неоткуда росту будет взяться. Сейчас просто пока стабильно живет страна. А любой гипертрофированный рост заканчивается стагнацией. Это тоже понятно, просто к нему надо начинать готовиться", - считает Андрей Кононов.
Фото:
www.alebedev.ru
А Наталья Кочешкова и вовсе считает, что 2006 год может оказаться последним, демонстрирующим столь высокую динамику – 50% в год. Дальше все будет ощутимо медленнее: "Возможно, уже в этом году наступит определенное насыщение и дальше рынок уже будет не так активно расти - на уровне 20-30%. А в будущем, с ростом покупательной способности населения и развитием кредитования, и повышенный спрос переместится в более дорогой сегмент – до 30 тысяч".
Какой прогноз сбудется - покажет время, сейчас же можно говорить о том, что еще чуть-чуть и в России уйдет время очередей за иномарками. Новые заводы, рассчитанные на сбыт уже не десятков, а сотен тысяч автомобилей в год снимут эту проблему. Мечта об иномарке перестанет быть заповедной, какой когда-то была мечта о "Волге" или "Копейке". |