Российские недра, вы чьи?
Офшорный бизнес для российских компаний становится все более невыгодным. Совсем недавно Минфин предложил, поправив Налоговый кодекс, доначислять налоги тем предприятиям, которые управляются из офшорных зон. А на минувшей неделе глава Минприроды Юрий Трутнев заявил, что к аукционам по крупнейшим месторождениям полезных ископаемых не будут допускаться иностранные компании, а также российские компании, управляемые из офшоров. В интервью агентству "Интерфакс-АНИ" Юрий Трутнев сообщил о совместном решении Минприроды и Федерального агентства по недропользованию /Роснедра/, согласно которому к аукционам допустят лишь те компании, доля российских участников в капитале которых составляет не менее 51%. Речь, в частности, по словам министра, идет о проведении торгов на право разработки месторождения "Сахалин-3", месторождений в Баренцевом море, месторождения Романа Требса, месторождения Анатолия Титова, четырех блоков Центрально-Хорейверского поднятия, Удоканского месторождения меди, золоторудного месторождения Сухой Лог.
Глава Минприроды, заметим, неоднократно высказывался в том духе, мол, Россия больше не должна дотировать дешевым сырьем представителей западного бизнеса. Однако к стратегическим запасам, по всей видимости, не допустят не только иностранные компании. Не секрет, что у многих крупных российских компаний контрольные пакеты акций находятся во владении офшорных структур. И хотя учредителями этих структур зачастую являются российские граждане, с юридической точки зрения сути дела это не меняет. К аукционам по разработке крупнейших месторождений такие компании тоже не допустят.
В вероятном "черном списке", к примеру, российско-британский холдинг ТНК-ВР /50% акций компании принадлежит консорциуму "Альфа-групп" и Access/Renova, другие 50% акций – британской BP/. В список также попадает "Сибнефть" /владельцами контрольного пакета акций компании являются шесть кипрских оффшоров: White Pearl Investments Ltd, N. P. Gemini Holdings Ltd, Marthacello Co. Ltd, Kravin Investments Ltd, Heflinham Holdings Ltd и Kindselia Holdings Ltd, управляемых Millhouse Capital/.
В ТНК-ВР от комментариев по этому поводу решили воздержаться, сославшись на то, что " новая редакция закона "О недрах" пока не утверждена". А вот в "Сибнефти" Накануне.RU заявили, что " мы себя не ассоциируем с иностранной компанией, работаем в России, все активы находятся в России".
"Основной акционер нашей компании хорошо известен, где он проживает и какой округ возглавляет тоже хорошо известно. Компания зарегистрирована в г.Омске Российской Федерации", - говорит руководитель Департамента по связям с общественностью "Сибнефти" Алексей Фирсов.При этом он также отметил, что решения Минприроды как такового еще нет, нет и нового закона "О недрах", есть лишь разговоры на эту тему. "Я понимаю, о чем идет речь, об офшорных структурах, - продолжает Алексей Фирсов, - но мы не скрываем структуру собственности компании. А во-вторых, "Сибнефть" является российской компанией по всем видам своей деятельности".
Среди уральских компаний, в вероятном "черном списке", к примеру, УГМК-Холдинг, претендующий на получение лицензии на разработку Удоканского месторождения меди /почти 80% акций холдинга, как известно, контролируют иностранные компании/. Сложная ситуация, как признают в Минприроды, и у "Норильского никеля" /также проявившего интерес к Удокану/, и у "Сургутнефтегаза", и ряда других известных компаний. Вместе с тем, в министерстве пояснили, что нововведение якобы направлено не против российских, а именно против зарубежных компаний. Чтобы иностранные компании не добывали российское стратегическое сырье /или в некоторых случаях даже просто не держали месторождения на балансе, не разрабатывая его/, пишет "Коммерсантъ".
Решение, озвученное Юрием Трутневым, юридической силы пока не имеет. Оно может быть принято, если в соответствии с законом будет должным образом оформлено, либо закреплено в новой редакции закона "О недрах". До тех пор подобные ограничения по допуску к аукционам противоречат действующему законодательству. В нынешней редакции закона "О недрах" прописано, что к участию в аукционах допускается любая компания, вне зависимости от ее форм собственности, вне зависимости от того, иностранная она или российская.
В то же время решение Минприроды и Роснедр вызывает банальное недоумение: ведь хорошо известно, что есть масса способов, как эти ограничения обойти. " Думаю, в нынешних условиях, когда компании переходят от одного собственника к другому, не столь важно, кого допускать к аукционам, - высказался в интервью Накануне.RU директор Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа Вениамин Панов, - Допустим, все те ограничения, о которых говорил министр природных ресурсов, утверждены законодательно. Однако месторождение может быть продано российской, но "подставной" компании, действующей в интересах иностранной компании. Российская компания в последующем может быть продана иностранной компании. Тем самым даже законодательные ограничения допуска к аукционам элементарно обходятся. И суть таким образом не изменится, в такой постановке вопроса запрет/ограничения перспективы не имеют".
Практически подтверждает это генеральный директор "УГМК-Холдинга" Андрей Козицын : " П ри таких высоких ценах на металлы заявиться на Удоканское месторождение меди может практически любая металлургическая компания - и не металлургическая тоже. На самом деле все условно. Надо понимать, что Удокан - это в первую очередь актив, который, с учетом ситуации в нашей медной подотрасли, с учетом Китая с его огромным сырьевым дефицитом можно разыграть очень выгодно. И не обязательно, что разыгрывать этот козырь будут только металлурги. За право обладать им может побороться практически любой", - заявил он в интервью газете "Ведомости".
Как известно, разница между открытым аукционом и закрытым конкурсом в том, что в конкурсе могут участвовать лишь российские предприятия /а кроме предложенной цены важную роль играет технический проект освоения месторождения/, а к аукциону допускаются и зарубежные компании /при этом ничего, кроме цены, значения не имеет/.
Так, один из главных претендентов на освоение Удокана - "Казахмыс" /с казахско-корейским капиталом /42,5% принадлежит Samsung/. Подстраховавшись на случай ужесточения закона "О недрах", "Казахмыс" зарегистрировал СП "Росказмедь" с Кыштымским медеэлектролитным заводом /который в свое время не достался УГМК/. "Казахмыс" продал 4,65% своих акций российской инвесткомпании "Атон" и зарегистрировал российскую "дочку" в Чите. Исполнительный директор "Казахмыса" Эдуард Огай ранее заявлял, что его компания будет биться за Удокан при любой форме продажи лицензии. "Для этого мы уже регистрируем в Чите свое дочернее предприятие", - сообщил он /"Коммерсантъ"/.
Таким образом, даже в новых условиях, если не сам "Казахмыс", то его российская "дочка" будет допущена к участию в аукционе, и даже в закрытом конкурсе. Словом, для иностранных компаний, желающих расширять свой бизнес в России, далеко не все еще потеряно. " Ограничивать или нет допуск иностранных компаний к аукционам по месторождениям – не столь принципиальный вопрос. Таково мое мнение, и я его неоднократно его высказывал, -говорит директор Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа Вениамин Панов. - На мой взгляд, должны быть единые правила для всех недропользователей, независимо от того, иностранные это компании или нет. Нужны единые правила, установленные законом. И, что самое важное, государство ни при каких обстоятельствах не должно утратить собственность на недра".
"К примеру, одно время в рамках обсуждения новой редакции закона "О недрах", много говорилось о том, чтобы предусмотреть возможность закладывать недра, - продолжает Вениамин Панов, - Что есть залог, сами понимаете... Государственную собственность на недра необходимо сохранить, иначе мы их потеряем, недра перейдут в собственность компаний. Думаю, это опасная тенденция. Тем более, как известно, на сегодняшний день все стратегические, фондообразующие нефтяные месторождения уже находятся в недропользовании, распределены между компаниями. Процесс перехода активов нефтяных компаний к иностранным собственникам уже идет /пример ТНК-ВР/, а дать еще к этому возможность залога запасов в недрах – будет означать полную утрату государственного влияния в сырьевом секторе экономики".
Так вот, если говорить действительно о государственном влиянии, и если новвоведение Минприроды действительно преследует целью не допустить иностранные компании к российским стратегическим запасам, то по логике вещей не мешало бы поместить в "черный список" и дочерние структуры зарубежных компаний, и совместные с российскими компаниями предприятия, и запретить последующие слияния...
С другой стороны, надо понимать, вопрос участия иностранных компаний в крупнейших российских аукционах - всегда был вопросом политическим. Вспомните хотя бы, как китайская национальная нефтяная компания "CNPC" была без скандалов отстранена сначала от участия в приватизации госпакета "ЛУКОЙЛа", потом от покупки "Юганскнефтегаза". А совсем недавно Китаю, помнится, Россия подарила кусочек своей территории в залог добрососедских отношений... Без одобрения первых лиц страны не состоялся бы российско-британский холдинг ТНК-ВР. К слову сказать, и вторая по масштабу после слияния ТНК и ВР сделка - между крупнейшим из некрупных российским независимым производителем газа "НОВАТЭК" и французской "Total" /компания собирается приобрести блокирующий пакет акций "НОВАТЭК"/ - может не состояться. Любые подобные сделки по устоявшейся традиции должны получить "благословение" Кремля.
Сырьевой рынок России для иностранцев действительно пока открыт и те готовы вкладывать деньги, несмотря на риски. Спрашивается, а нам это надо? Ответ на этот ключевой вопрос о недрах - за государством. Однако до сих пор все многочисленные попытки государства по совершенствованию "правил игры" в добывающих отраслях сводились к решению одной обыденной задачи – наполнению федерального бюджета с последующим дотационным перераспределением газо- нефтедолларов. И разговоры о необходимости привести закон "О недрах" в соответствие с реалиями времени ведутся так давно, что уже мало кто помнит, когда они начались и что, собственно, собирались менять. На практике же - затянувшийся на годы простой в геологоразведке, выборочная разработка наиболее богатых месторождений, отсутствие ясности по самому главному вопросу: кто, за что и чем отвечает.