Интернет-магазины в России становятся лучше
НАУЭТ и CNews Analytics подвели итоги рейтинга интернет-магазинов по товарным группам. Согласно исследованию, объем онлайновых продаж в розничном сегменте России вырос на 20% по сравнению с 2004 годом. Для того чтобы понять много это или мало достаточно сказать, что пока на онлайновую торговлю приходится менее 1% от общего розничного товарооборота. Для сравнения, в США, эта цифра составляет в настоящее время уже около 14-15%.
Полученные данные позволяют оценить объемы электронной торговли в сегменте B2C на первое полугодие 2005 года. Общий объем онлайновой торговли в сегменте B2C может быть приблизительно оценен в $385 млн. Прогноз на весь 2005 год – $770 млн.
Пять лучших интернет-магазинов в пяти товарных группах
Наименование ресурса | Товарная группа |
www.ultracomp.ru | Компьютеры, комплектующие и ПО |
www.003.ru | Бытовая техника |
www.aVtomarket.ru | Атомобили и запчасти |
www.ozon.ru | Книги, CD, DVD |
www.avantix.ru | Туризм, билеты, услуги |
В ходе исследования были проанализированы более 300 интернет-ресурсов, представляющих различные товарные группы (автомобили и запчасти – 15%, товары для дома – 15%, одежда – 14%, бытовая техника и электроника – 10% и др). Из них, только 42% интернет-магазинов имеют меморандум о политике конфиденциальности для гарантии безопасности использования электронных платежных средств. Большинство ресурсов (36%) предоставляют достаточно полный спектр услуг: обслуживание клиента по системе 24/7 по бесплатному телефонному номеру – 11%, не требуют дополнительной платы за рекламации – 15%, позволяют отменять заказы по телефону – 23%; онлайновое консультирование (ICQ, чат, форум) - 23%, подтверждают заказ по электронной почте – 23% и др. 36% интернет-магазинов имеют понятный и удобный для пользователя интерфейс, 43% дают достаточно полную и достоверную информацию о предлагаемых товарах и услугах.
Эксперты
Организатором проведения рейтинга по товарным группам выступила Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) и CNews Analytics (РБК). Методика проведения рейтинга была разработана специалистами НАУЭТ.
В качестве экспертов, привлеченных к рейтингу, выступили Тимур Аитов – директор по развитию бизнеса РБК СОФТ, Александр Айгистов – исполнительный директор РОЦИТ, Павел Коротов – руководитель проекта Oborot.ru, Герман Осташевский – руководитель проекта «Партнерская сеть MixMarket.BIZ», Антон Никольский – исполнительный директор Национальной ассоциации участников электронной торговли, маркетинговая служба PMGroup.
Экспертная группа формировалась из специалистов организаций, входящих в НАУЭТ и CNews Analytics, привлекаемых НАУЭТ и CNews Analytics экспертов из числа ведущих специалистов в области итнернет-торговли, специалистов общественных (некоммерческих) организаций и федеральных органов власти, с которыми НАУЭТ и CNews Analytics имеет партнерские отношения (ТПП РФ, КонфОП, департамент потребительского рынка Правительства Москвы, Мининформсвязи, МЭРТ, ГД РФ) и экспертов самих организаций, участвующих в рейтинге.
Методика составления рейтинга
Так как различные информационные ресурсы, представляющие различные виды товаров и услуг, сложно сопоставить друг с другом, то для повышения объективности оценки все информационные ресурсы классифицировались по следующим 10 товарным группам:
1. Компьютерное оборудование, комплектующие и ПО,
2. Бытовая техника и электроника,
3. Автомобили и запчасти,
4. Недвижимость,
5. Книги, СD, DVD, VHS, MP3, информационные услуги, электронные книги и библиотеки, контент для мобильных телефонов (рингтоны, картинки и игры,
6. Туристические услуги, бронирование авиабилетов и гостиниц, билеты на культурные мероприятия,
7. Товары и оборудование для дома (мебель, предметы интерьера, хозяйственные товары, бытовая химия, посуда) и сада,
8. Платежные системы, финансовые, страховые и консультационные услуги,
9. Одежда, аксессуары, спортивные товары,
10. Товары по уходу, косметика, парфюмерия.
Методика оценки варьировалась в зависимости от товарной группы, услуги или предлагаемой информации. Хотя критерии, приведенные ниже, применяются ко всем товарным категориям, их приоритет (вес) мог изменяться в зависимости от категории товара или вида услуги. Например, при выборе одежды, очень важно наличие хороших фотографий товара, а при покупке книги - наличие обложки не так важно (хотя книжную обложку желательно показать, чтобы по ее виду можно было сделать выбор).
В случае оценки сайтов информационного характера, большую важность, чем в случае с интернет-магазинами, приобретает раскрытие источников информации и отношений, возникающих у владельцев сайта с рекламодателями, спонсорами, пользователями и другими деловыми партнерами.
Критерии оценки интернет-ресурсов
Рейтинги веб-сайтов строились на основе комплексного критерия, включающего в себя такие показатели, как:
- полнота раскрытие информации, конфиденциальность и безопасность,
- уровень обслуживания клиентов,
- дизайн и удобство пользования сайтом,
- информативность контента и достоверность информации о товаре и услугах,
- масштаб онлайнового бизнеса (диапазон по количеству онлайновых заказов, по товарообороту, по количеству посетителей сайта),
- известность сайта (торговой марки информационного ресурса).
Полнота раскрытия информации, конфиденциальность и безопасность
Это показатель отражает оценку экспертов относительно качества и ясности проведения политики конфиденциальности, безопасности и обслуживания клиента, а также раскрытия связанной с бизнесом информации.
Сайты, как минимум, должны предоставлять клиентам возможность легко отказаться от включения их в списки, которые могут быть доступны третьим лицам, и использовать безопасные серверы для обработки персонального информации. Меморандум (заявление) о политике конфиденциальности должен описывать стратегию, используемую веб-сайтом для гарантии безопасности использования платежных средств (электронного счета, кредитной карточки) и личной информации.
Сайт должен использовать современные методы защиты информации. Претендентами на лучшую оценку оказались те компании, которые не передают личную информацию третьим лицам, если клиент не согласен на это, гарантируют соблюдение конфиденциальности в будущем, а в случае изменение намерений, уведомят клиентов, чтобы обеспечить им возможность отказаться от распространения частной информации, и компенсируют первые потерянные $50 от любого мошенничества, произошедшего при сделке на их сайте.
Уровень обслуживания клиентов
На сайте должны присутствовать правила оказания услуг (регламент), которые должны включать в себя правила оформления заказа, отгрузки и транспортировки, доступные формы платежа, политику возврата товара, правила отмены заказа (для тех сайтов, где используется процедура бронирования), политика обслуживания клиентов и др.
Претендентами на лучшую оценку были те, кто имели относительно недорогие расценки на доставку, обеспечивали обслуживание клиента по системе 24/7 по бесплатному телефонному номеру, несли ответственность за всю информацию, размещенную на сайте, придерживаются благоприятной для клиента политики в отношении защиты прав потребителей, не брали никакой дополнительной платы за возврат не удовлетворяющих требованиям клиента товаров, придерживались правила, что онлайновые товары могут быть возвращены в розничные магазины, оплачивали возврат во всех случаях, позволяли клиентам отменять по телефону онлайновое резервирование, посылали подтверждение заказа по электронной почте и уведомления о сроках доставки, оказываюли дополнительные услуги, например, связь по ICQ, чат/форум для обмена мнениями клиентов, гарантию, онлайновое отслеживание выполнения заказа и пр.
Дизайн и удобство пользования сайтом
Данный критерий отражает легкость и эффективность поиска по сайту, его просмотрен и изучение, а также простоту размещения заказа. Каждая страница должна быть разработана и структурирована так, чтобы клиенты могли легко усвоить представленную информацию и найти необходимый товар.
Лучшими претендентами оказались те, кто имели простую и логичную навигацию, чьи страницы не слишком загромождены, оформлены в такой цветовой гамме и такими шрифтами, которые легко читаются и не отвлекают внимание. Страницы должны были быть организованы так, чтобы важная информация была выделена, сгруппирована и представлена логично, имелись бы эффективные подсказки (например, ярлыки или удобно расположенные меню и подменю), гибкий поисковый механизм с большим количеством перекрестных ссылок, хорошо организованный просмотр, простую форму заказа (обязательно с кнопкой "Cancel").
Информативность контента и достоверность информации о товаре и услугах
Данный критерий отражает спектр предлагаемых товаров, разнообразие выбора в пределах категорий товаров, количества и качества информации, доступной для клиента, специальной или аналитической информации. Высшую оценку получили те, кто имел огромный выбор товаров (включая дефицитные), полезную информацию о товаре, не доступную на других сайтах (например, отзывы профессионалов и клиентов и ссылки на информацию об аналогичных товарах), предлагал полезные услуги в виде записной книжки, службы напоминания, хранения личной информации, персонифицированных рекомендаций, и другие достижения интерактивных технологий, которые не доступны при посещении обычного розничного магазина или по каталогу.
Масштаб онлайнового бизнеса (диапазон онлайновых заказов, товарооборот, количество посетителей сайта)
Диапазон онлайновых заказов (в сутки) был разбит на три категории:
- до 50,
- от 50 до 500,
- свыше 500 заказов.
По товарообороту (в сутки)
- до $1 000,
- от $1 000 до $20 000,
- свыше $20 000.
По количеству посетителей сайта (в сутки)
- до 1 500,
- от 1 500 до 7 000,
- свыше 7 000 человек.
Известность сайта (торговой марки информационного ресурса)
Данный критерий отражает оценку популярности сайта. Лучшими были признаны веб-сайты, обладающие именем, которое у всех на слуху, и которые могли не прибегать к услугам поисковых систем и специальных средств по раскрутке веб-сайтов, и те, чья посещаемость держится на высоком уровне уже достаточно продолжительный период времени.
Как оценивались сайты
Общая оценка – это совокупность мнений наших экспертов. Для оценки критериев использовалась пятибальная шкала:
Лучший (5)
Лучше среднего (4)
Средний (3)
Хуже среднего (2)
Худший (1)
Общая оценка представляет собой взвешенную агрегированную оценку по всем критериям. Причем для различных товарных категорий вес критериев мог различаться. То есть, оценки веб-сайтов в различных товарных группах напрямую не сопоставимы.
На сегодняшний день стало понятно, что одни товары в большей степени подходят для продвижения через канал интернет-торговли, другие в меньшей степени.
Итоги рейтинга интернет-магазинов по товарным
группам
Веб-сайты | Раскрытие информации, конфиден-циальность | Уровень обслуживания клиентов | Дизайн, юзабилити | Информативность контента | Известность торговой марки | Средняя |
Компьютеры | ||||||
1.www.ultracomp.ru | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4,8 |
2.www.megashop.ru | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4,6 |
3.www.digitalshop.ru | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4,6 |
4.www.softkey.ru | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4,4 |
5.www.pchome.ru | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4,2 |
6.www.palmshop.ru | 4 | 5 | 5 | 4 | 3 | 4,2 |
7.www.usn.ru | 4 | 4 | 4 | 5 | 3 | 4,0 |
8.www.dostavka.ru | 3 | 3 | 5 | 4 | 5 | 4,0 |
9.www.e-promt.ru | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3,6 |
10.www.allsoft.ru | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3,6 |
Бытовая техника | ||||||
1.www.003.ru | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4,8 |
2.www.mvideo.ru | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4,8 |
3.www.foto.ru | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4,6 |
4.www.smarton.ru | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4,6 |
5.www.tehnosila.ru | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4,6 |
6.www.m3x.ru | 4 | 5 | 5 | 5 | 3 | 4,4 |
7.www.pult.ru | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4,4 |
8.www.holodilnik.ru | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4,2 |
9.www.deshevle.ru | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4,2 |
10.www.byttehnika.ru | 4 | 4 | 4 | 3 | 5 | 4,0 |
Авто | ||||||
1.www.aVtomarket.ru | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4,6 |
2.www.genser.ru | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4,6 |
3.www.chasti.ru | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4,4 |
4.www.toyotabc.ru | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4,2 |
5.www.exist.ru | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 4,2 |
6.www.avantage.ru | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4,0 |
7.www.mvo.ru | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4,0 |
8.www.amag.ru | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | 4,0 |
9.www.motorist.ru | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3,8 |
10.www.shinashop.ru | 4 | 3 | 2 | 4 | 5 | 3,6 |
Книги, CD, DVD | ||||||
1.www.ozon.ru | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5,0 |
2.www.bolero.ru | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4,4 |
3.www.biblio-globus.ru | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4,6 |
4.www.biblion.ru | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4,2 |
5.www.delit.net | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4,2 |
6.www.books.ru | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4,2 |
7.www.1c-multimedia.ru | 4 | 4 | 5 | 3 | 5 | 4,2 |
8.www.audiostore.ru | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4,0 |
9.www.labirint-shop.ru | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3,8 |
10.www.plegion.ru | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3,6 |
Туризм, билеты, услуги | ||||||
1.www.avantix.ru | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4,8 |
2.www.matisse.ru | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4,8 |
3.www.parter.ru | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4,6 |
4.www.sendflowers.ru | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4,6 |
5.www.travel.ru | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4,4 |
6.www.aeroflot.ru | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4,4 |
7.www.kuda.ru | 3 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4,2 |
8.www.bilet.ru | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4,0 |
9.www.kontramarka.ru | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4,0 |
10.www.deeptour.ru | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3,8 |
Очевидно, что наиболее подходящими для интернет-торговли являются товары, торговый цикл которых может быть полностью осуществлен в Сети, начиная с рекламы и ознакомления с потребительскими свойствами и заканчивая заказом, оплатой, доставкой и потреблением товара. К данной категории относятся такие группы как, программное обеспечение, МP3, фильмы, аналитическая информация, электронные книги, игры и другой контент, который может быть полностью реализован через интернет.
Что касается традиционных товаров, то наиболее подходящих для интернет-торговли являются компьютеры и комплектующие, бытовая техника и электроника, туризм и бронирование билетов, билеты на культурные мероприятия, товары для дома и дачи и др.