Сергей Собянин: Я решение принял не спонтанно, оно было продуманным и взвешенным
Конец прошлой недели в самом верхнем политбомонде Уральского федерального округа ознаменовался событием, которое мало кто предсказывал и которое по молниеносности его исполнения заслуживает как минимум пристального внимания. Губернатор Тюменской области Сергей Собянин встретился с президентом, после чего почти все федеральные телеканалы передали сообщение - глава государства внес кандидатуру Собянина на утверждение в Тюменский областной парламент. Парламент столь же оперативно устами своего спикера отреагировал, заявив, что рассмотрит вопрос уже 17 февраля. В положительном исходе голосования в самом регионе никто не сомневается. Гадать - будет хоть кто-то из депутатов против или воздержится от одобрения предложенной кандидатуры не станем, это не принципиально. Интересней, на наш взгляд, услышать из уст самого Сергея Собянина как, почему и из каких соображений исходя, губернатор пошел на назначение до истечения срока полномочий. Накануне губернатор Тюменской области сразу по приезду из столицы дал брифинг для местных журналистов.
Начал Сергей Собянин с главного: Я пригласил вас для того, чтобы проинформировать о написанном мною заявлении на имя президента о досрочном сложении с себя полномочий и постановке вопроса о доверии. Есть такая формула в новом законе и в Тюменской области она реализуется.
Чем вызвано мое заявление? Вы знаете, что в новом законе есть два варианта его реализации: дождаться окончания своего срока и президент сам определится с кандидатурой, которую он вносит на утверждение в парламент.
Второе - губернатор сам слагает с себя полномочия и ставит вопрос о доверии. Я выбрал второй путь. Я считаю, что по первой процедуре приведение всей системы исполнительной системы в стране потребует 4-5 лет и полная структура власти в течение этого периода не сможет работать. Считаю, что через эту процедуру нужно пройти как можно быстрее, чтобы мы имели единую систему исполнительной власти в стране. Иначе получится так, что часть людей будет назначена, часть избрана и та идеология, которая заложена в этом законе, в полной мере реализована не будет.
Вы знаете, что мотивация, выстроенная Президентом при внесении этого закона, заключалась в событиях в Беслане, которые вызвали многочисленные жертвы и показали что не все в порядке у нас с координацией власти. Помимо этого, последние события в области социальной реформы показали, что в не меньшей степени такая координация требует и в других областях. То, что мы получили ряд проблем в реализации закона о монетизации льгот, связано не столько с отсутствием финансов, сколько с разногласиями среди ветвей власти. Каждый регион сделал так, как считает нужным и не всегда эти действия были адекватны. Мы только начали путь социальных реформ, и отсутствие единой методики в реализации этих вопросов скажется, прежде всего, на населении. Это недопустимо.
Накануне премьер- министр провел селекторное совещание с главами субъектов по реформе ЖКХ и там выявилась такая же пестрая, неоднородная картина. Если брать юг Тюменской области, то коммунальные тарифы у нас повысились на 7-8% в среднем. В ряде регионов тарифы были повышены до 70%. Кто-то движется в одном направлении, кто-то в другом. И складывается впечатление, что мы живем не в одной стране. Я ужу не говорю об административной реформе, где идет жесткое разграничение полномочий между федеральными органами власти, региональными, муниципальными. Если не обеспечить жесткую систему комбинаций, то мы получим больше минусов, чем плюсов.
Те задачи, которые поставлены Президентом в области экономики, сложно представить без понятной исполнительной вертикали власти. Поэтому я решение принял не спонтанно, оно было продуманным и взвешенным. Президент внес мою кандидатуру в областную думу, надеюсь, что консультации будут проведены и мы найдем правильное решение.
Вопрос:А почему решение о досрочном сложении полномочий содержалось в тайне и сколько вообще человек знали об этом решении?
Сергей Собянин: Полномочный представитель Президента приезжал в Тюменскую область, он провел ряд консультаций с общественными и политическими организациями. То, что написано в заявлении, он не скрывал.
Вопрос: А была ли степень риска при подаче заявления?
Сергей Собянин: Президент вполне мог сказать -Сергей Семенович, я тебя уважаю, но вносить твою кандидатуру не буду. Конечно, степень риска есть, но в отсутствии доверия между губернатором и президентом губернатором работать не стоить.
Любой чиновник должен понимать, что должность ему дана не на вечность, что это не его вотчина, а власть, которую ему дает народ, либо президент, либо Дума. Поэтому он всегда должен быть готов к тому, что ему, возможно, надо будет заняться другой деятельностью. Сказать, что я чрезвычайно боялся, было бы неправильно, я спокойно бы отнесся к любому решению
Вопрос: Учитывался ли при принятии решения вопрос о предстоящей процедуре определения глав Ямала и Югры?
Сергей Собянин: Одним из моментов, которым я руководствовался при сложении полномочий, было то, что у моих коллег — губернаторов северных округов срок полномочий заканчивается в марте 2005 года. Мы вместе с ними в ближайшее время пройдем эту процедуру, и это правильно. Таким образом, наш статус будет одинаковым. Мы все пройдем эту процедуру в ближайшее время. Ничего во взаимоотношениях не меняется. Эта процедура только синхронизирует все процессы, происходящие в области, и стабилизирует политическую ситуацию в регионе. Те договоренности, которые у нас были и которые закреплены в соответствующем договоре, они остаются в силе.
Вопрос: Хотели бы Вы, чтобы губернаторами округов оставались те же губернаторы?
Сергей Собянин: Это был бы оптимальный вариант и я свое мнение не скрываю.
Вопрос: Последуют ли Вашему примеру другие губернаторы?
Сергей Собянин: Не думаю, что все губернаторы последуют примеру. Какие-то губернаторы недавно избрались, они могут воздержаться от этого. Но, думаю, что большинство проведут эту процедуру. Думаю, что в течение года критическая масса губернаторов пройдет процедуру назначения парламентами. Это будет новое качество исполнительной власти. Казалось бы, с одной стороны, никаких новых полномочий губернатор не получает при новой процедуре, но не нужно отбрасывать чисто психологические моменты: отношения с правительством, с федеральным центром у людей, которые являются продолжением президентской власти, иное, чем у людей, избранных по старой системе. За последние годы это психологическое разделение привело к взаимному недоверию и зачастую конкретному противостоянию.
Координация деятельности федеральных структур также очень важна. Если говорить о силовом блоке, то это прерогатива федеральных властей, если говорить о хозяйственном блоке – это то, без чего регион просто существовать не может. И сегодня координация со стороны региональных властей очень слабая. Между тем губернаторы отвечают за социально-экономическое положение в регионе. При этом у него нет в полной мере тех возможностей, которые реально бы обеспечивали комплексное развитие региона. Этот круг вопрос должен найти воплощение либо в указе, либо в законе. И такие предложения на уровне УрФО совместно с губернаторами и аппаратом полпреда направлены.
Вопрос: Подадут ли Ваши замы в отставку и будут ли какие-то кадровые изменения в администрации области после назначения?
Сергей Собянин: Заявлений моих заместителей не требуется, они автоматически уходят в отставку после назначения нового губернатора или старого, но на новый срок.
То, что касается структуры администрации, то она, скорее всего, претерпит изменения, но не в связи с тем, что губернатор будет переизбран, а в связи с теми изменениями, которые произошли на федеральном уровне: создание министерств, агентств, служб. Возможны кадровые перестановки.