01 Декабря 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBvZAf
Проверенные мастера: http://remont.youdo.com/doors/, подробное описание тут.
Услуги плиточников: http://remont.youdo.com/tile/geo/ukladka-plitki-v-sankt-peterburge/ здесь.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Интреграционные страдания...

Реформа правительства, о которой поспешили и сообщить, и напрогнозировать всякого, и санализировать ее как-то враз перетекла во "всем оставаться на местах". Но менее обсуждаемой темой в предвыборье не стала. Смеем предположить, что и в поствыборье не станет.Что в конце концов еще подбросит Президент политически продвинутому сообществу для осмыслизма  узнаем скоро или очень скоро. Вот в президентской администрации не все еще на местах, и все ли на них останутся - тоже не ясно.

Но, если серьезно, уже понятно, что вопрос реформирования властных структур в повестку дня поставлен. Значит так или иначе, скоро или не очень, в той или иной форме, а процесс пойдет и в регионах. Но это тема отдельной статьи.

В нынешнем материале попробуем рассмотреть другой не менее важный сигнал, полученный от верховной власти обществом. Речь о явном благоволении кремлевской команды к процессу укрупнения российских регионов. Господин Трутнев отныне не только опытный боец в рукопашных схватках по восточным методикам, хороший автогонщик и политик в одном лице, он глава Министерства по природным ресурсам. Пермской области, которой он руководил и которую успешно воссоединил с Коми-Пермяцким округом, уже в статусе края предстоят губернаторские выборы. Бывшему губернатору - министерская доля.

В Уральском федеральном округе аналогичный, но гораздо более трудный процесс идет в тюменской "матрешке". Кстати, главе Тюменской области Сергею Собянину местные /заметим, весьма подконтрольные губернатору/  СМИ без устали пророчили задолго до коренных перемен в столице некий московский пост - от вице-премьера до главы РАО ЕЭС. Не случилось. На сей раз в министерском кресле оказался другой региональный лидер, у которого, возможно, наград поменее, да результат реального единения налицо.

Но, если уж быть до конца объективными, то Трутневу было, наверное, много легче, чем Собянину. Тюменская "матрешка" это целый узел крупных проблем и противоречий. Логика, диктуемая пакетом "законов Козака", заставляет местных политиков торопиться. 1 января 2005 года - момент вступления в силу законодательных новшеств не за горами. Правда, автор и идейный вдохновитель этих законов господин Козак теперь будет на другом участке трудиться, но пока это ничего по сути не меняет.Кстати заметим, переход Козака в правительство не выглядит однозначным действом. Логике - Козак будет фактически "рулить" правительством, достаточно серьезно противостоит логика - переход подневольный, административная и региональная реформа теперь будет осуществляться кем-то иным. А, если вспомнить, как играли желваки на лице Козака в тот самый момент, когда Президент и премьер перед камерами представляли стране новый кабинет, то второй вариант не кажется совсем уж невероятным.

Но вернемся к собственно тюменской "матрешке". До 1 мая, когда по идее наступает срок   заключения договора о делегировании полномочий   между органами госвласти  Тюменской области, ХМАО и ЯНАО, времени остается всего  ничего. Рабочая группа всех трех субъектов собирается, предложения вырабатывает, комментарии дает, но принципиально вопрос "завис". Проекта договора пока нет, единого видения решения политических вопросов в рамках трех сторон по-прежнему не просматривается. В этом смысле нельзя не согласиться с текстом заявления трех губернаторов, в котором они пояснили населению регионов, что процесс разграничения полномочий требует  "подчас много времени, требует значительного напряжения сил, взаимного  стремления найти приемлемый компромисс".          

Добавим от себя, что требует он еще и мудрой, опытной, масштабной фигуры, которая могла бы стать во главе этого трудного интеграционного пути. Если вспомнить, с чего начиналась "вертикаль власти" по-путински, про которую еще два-три года назад много писали, спорили, ерничали, а сегодня просто констатируют, что, мол, вот она - есть, то придется признать, что тогда - четыре года назад удачно совпали два необходимых условия, оказавшиеся и достаточными. Умонастроения в российском обществе уже сложились в тоску по образованию порядка, прекращению центробежных тенденций и новый российский лидер сумел им соответствовать, твердо претворить в жизнь.

В тюменской "матрешке" исторически имеется три лидера. Пропробуем поразмышлять на тему -  кто же станет тем неформальным лидером в интеграционном движении, что затем вполне реально может возглавить нефтегазовую объединенную житницу страны.

Перемена, которая должна реализоваться к 1 января 2005 года вроде бы выводит в страшего среди равных Сергея Собянина, как тюменского губернатора. Выборы губернатора, если все будет идти по плану, здесь пройдут в 2006 году. 2005 - выборный как раз для Ямала и Югры. Получается, что 2005 в какой-то мере определяющий для общего тюменского будущего. А 2004 и есть тот подготовительный период, в течение которого прояснится расклад политико-экономических сил с регионе. 

Главная сложность в том, что Ямал и Югра на Коми-Пермякий округ ничем не похожи, кроме названия. Ямал был и остается газовой кладовой России, где ,естественно, невероятно велико влияние "Газпрома", а губернатор округа в члены совета директоров ни в прошлом году не попал, ни в этом туда не призван. Югра мало того, что добывает около 65% российской нефти, так еще и умудряется развивать другие отрасли промышленности весьма успешно. В Тюменской области со времени избрания Собянина губернатором /кстати, не грех напомнить, что произошло это при непосредственной и очень серьезной помощи округов/ изменился коренным образом разве что облик Тюмени. Она и правда стала много чище, красивее, ухоженнее. Неплохо обстоят дела с сельскохозяйственным производством, плоды которого успешно продаются в тех же округах. Но экономического прорыва не наблюдается. 

Для того, чтобы окончательно было понятно, каков расклад экономических сил сегодня в регионе приведем три цифры. Бюджет Тюменской области в 2003 году был около 20 млрд рублей, Ямала - около 23, 5 млрд рублей, а Югры - 49,9 млрд рублей. В 2004 году и тем более в 2005 бюджеты всех трех регионов будут крепко потрепаны "уходом" в федеральную казну самых лакомых платежей. Как не допустить ухудшения социально-экономической ситуации в северном, а значит дорогом для жизни регионе, как обеспечить достойный уровень существования и условия работы тем, кто добывает нефть и газ, составляющие до сих пор основу благосостояния страны - все эти вопросы предстоит решать будущему лидеру в первую очередь.

Местные северные политологи и эксперты давно присматриваются к позициям трех губернаторов именно в смысле их возможных претензий и состоятельности относительно кресла губернатора уже не юга , но всей Тюменской области. Масла в огонь этих обсуждений подлила, конечно, встреча двух из трех, случившаяся как раз в  день объявления Президентом об отставке правительства Касьянова. Неелов и Собянин встретились в Тюмени, собрав еще и ключевых чиновников обеих администраций и руководителей некоторых предприятий. Комментарии, последовавшие в некоторых центральных и местных изданиях  за встречей, в основном "пели осанну" сближению позиций Ямала и Тюмени и кидали недоменный вопрос в сторону Югры - почему, мол, Филипенко упрямится.

Особенно неожиданным шаг на сближение с Тюменью кажется на первый взгляд со стороны Неелова. И сам губернатор полуосторова и общественная, но крайне близкая ямальскому губернатору организация "Ямал-потомкам!" много чего до встречи с Собяниным в Тюмени наговорили в том духе и стиле, что, мол, полномочия наши и терять мы их не намерены. И вдруг такой разворот. На самом деле для тех, кто знает реальную картину дел на Ямале, удивительного мало. Неелову просто больше ничего не остается. У него дефицит с козырями для какой-либо самостоятельной позиции. Про отношения с Газпромом мы уже говорили. То, что Юрий Васильевич никогда особо не был силен в хозяйственных делах, вернее, в реальном управлении ими для чиновников Салехарда, Ноябрьска, Надыма, Нового Уренгоя и так далее никакой не секрет. Большую часть воза тащил и пока тащит Иосиф Левинзон. Неелов всегда был политическим лидером региона, который не чужд экстравагантных заявлений, умудряется постоянно быть на виду у местной прессы, при этом бывая на Ямале около половины рабочих дней в году.

Если вспомнить, что процесс интеграционных веяний не есть порождение лишь "пакета законов Козака", а тенденция, которая была заявлена сразу после избрания Собянина губернатором, и посмотреть кто и как на деле интегрировал свои возможности в общее благо, то окажется ,что главным реальным интегратором была и остается Югра. В отличие от Ямала, ханты-мансийские власти после подписания совместных с Тюменью программ взялись за дело всерьез и основательно.

Если Ямал только после февральской встречи с Собяниным заявляет о своих намерениях  завалить тюменских машиностроителей заказами и развивать совместные производства, то Югра уже давно и плотно работает с производителями тюменского юга. Кстати, как Неелов собирается решать вопрос переориентации расположенных в округе предприятий, на тюменские заводы не совсем понятно. А, вернее, совсем не понятно. Если учесть, что основные производители Ямала - это Газпром, пара-тройка независимых газодобытчиков  и нефтяные компании. И все они политику своих закупок определяют более чем самостоятельно. Даже влиятельный Союз производителей нефтегазового оборудования не может пробиться в газпромовскую систему тенедеров на закуп оборудования. По плечу ли такая задача ямальскому губернатору?

Югра же заявлений делает крайне мало. Зато список реальных дел на тюменском юге имеет внушительный. Просто перечислим "подконтрольные" югорскому правительству предприятия, расположенные в Тюменской области:  ОАО "Бикор", "Заводоуковский спиртзавод", заводоуковский элеватор, ДОК "Красный Октябрь", завод готовых лекарственных препаратов "Югра-Фарм", БКК, завод медицинского оборудования, птицефабрика "Боровская". Причем, округ вложил серьезные средства в развитие этих производств.За счет средств бюджета развития автономного округа в окончание строительства завода готовых лекарственных средств ОАО "Югра-Фарм" вложено более 973 млн рублей, из Фонда поколений ХМАО выделено порядка 400 млн рублей на реконструкцию птицефабрики "Боровская" и приобретение для нее современного оборудования; в развитие АО ДОК "Красный Октябрь", "Заводоуковский спиртоводочный завод" и "Сибпредком" Фонд регионального развития ХМАО инвестировал около 150 млн рублей. Согласитесь, список внушительный. Интересен и подход Александра Филипенко к этим проектам. Он не говорит о политических дивидендах, а мыслит категориями весьма рыночными и хозяйственными. "Налогоплательщики автономного округа меня бы не поняли, если б мы вкладывали в предприятия деньги бюджета округа без отдачи, это - не благотворительность автономного округа, а коммерческие проекты", - заявил Филипенко после инспекционной поездки по этим предприятиям в прошлом году.

Имея такой багаж реальных интеграционных дел, демонстрирующих к тому же коммерческую, хозяйственную состоятельность проектов, югорскому губернатору позволительно говорить: "Если попытаться оценить вклад Ханты-Мансийского округа в процесс интеграции, то он, безусловно, существенно больше, чем суммарный вклад и ямальской, и тюменской сторон". 

Есть у Филипенко и еще один серьезный козырь в идущем процессе интеграции. Он умеет успешно работать с нефтяными компаниями. Если Собянин только сейчас ставит задачу:" Я думаю, что один из главных путей формирования /бюджета/- это процесс возвращения на территории округов и Тюменской области центров формирования прибыли нефтяных компаний...Это не вопрос перерегистрации предприятий, а именно центра формирования прибыли. Чтобы основные налоги платились на территории. Потому что налоговый потенциал сегодня раз в 8 выше того объема, который мы получаем", то Филипенко умудрился не только успешно формировать бюджет и решать социальные задачи территорий с помощью нефтяников, но сохранить регистрацию на территории округа такой жемчужины как "Сургутнефтегаз". Кстати, СНГ единственная из российских нефтяных компаний имеет местную, совпадающую с территорией основной добычи, прописку.

Отношения  Владимира Богданова /глава "Сургутнефтегаза"/ и Александра Филипенко вообще отдельная история. Эти люди сумели пройти и самые сложные времена в весьма выгодном и крепком тандеме и сейчас продолжают дружить на благо округа. А, если учесть, что последнее время сам Богданов и "Сургутнефтегаз" весьма обласканы вниманием столицы, то вполне вероятно, что союз Филипенко и Богданова может иметь хорошие перспективы. Кстати, не нами подмечено, что даже манеры этих двух людей чем-то схожи. Тот и другой не любят лишней публичной суеты, тот и другой не стремятся делать яркие заявления, одним словом, вполне подходят под определение -"люди дела".   

К этому можно присовокупить очень своевременные и точные заявления и шаги ханты-мансийского лидера в последние недели. Филипенко быстро оценил ход Путина по отставке правительства и новому премьеру, сориентировался в ветрах перемен относительно нового вектора в чиновничьих надстройках и произвел сокращения в своем аппарате, практически незамеченными для округа прошли рокировки, вызванные уходом в Тюмень двух вице-губернаторов, перегруппировка сил прошла безболезненно и быстро. Учитывая умение управлять территорией с выгодой и для населения, и для страны в целом, наработанные связи, умение найти общий язык с такими самостоятельными игроками как нефтяные компании, опыт рыночного хозяйствования, который накоплен командой Филипенко годами, было бы более чем целесообразно использовать все это в непростом деле руководства газонефтеносной провинцией России. 

Если к этому присовокупить реальное укрепление научной и культурной базы Ханты-Мансийска, которое планомерно проводил все последние годы Филипенко, не без перегибов, конечно, /очень уж любят в Югре, чтобы было все самое масштабное, самое крупное, самое большое/ и территориальное расположение /центр большой Тюменской области/, то можно сделать не слишком приятный кому-то, но верный вывод - без Югры, ее действенного участия, вполне возможно, на ролях первой скрипки интеграция тюменской "матрешки" не возможна. А достанется ли партитура солиста югорцам станет ясно уже этой весной. Все козыри, несмотря ни на какие публичные встречи и заявления соседей, пока у Ханты-Мансийска на руках. Как ими распорядятся  югорские власти - в угоду сохранения остатков самости или во благо себе, единительным тенденциям и населению региона? Ответ на этот вопрос сейчас как раз кристаллизуется...                

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС