Российские компании попали под инвестраздачу
Если у человека появляются "лишние" деньги, он может отложить их на "черный" день, сделать выгодное вложение или, в конце концов, пропить. Так и в экономике. До сих пор государство предпочитало складывать вырученные от продажи нефти деньги в общую копилку, опасаясь инфляции. Накопительство - дело хорошее и даже нужное. Однако государство отчасти уподобляется гоголевскому Плюшкину, который экономил каждую копейку, тогда как в хозяйстве была полная разруха. О том, чтобы выбросить нефтедоллары на рынок, речь не идет, говорят эксперты. Выгоднее вложить их в инфраструктурные проекты, которые нуждаются в поддержке государства. В те же дороги. Поэтому идея создания инвестфонда кажется экспертам вполне разумной. Правда, они опасаются, как бы процесс инвестирования не превратился в безвозмездную раздачу денег отдельным компаниям.
* * *
Положение о создании инвестиционного фонда 23 ноября было подписано российским премьером
Идейным вдохновителем создания инвестфонда является глава Минэкономразвития Герман Греф, который отстаивал свою идею без малого год. Проект положения о фонде его ведомство переписывало раз десять: правительство обнаружило в проекте положения нормы, противоречащие Бюджетному кодексу. Например, в кодексе отсутствует понятие "ответственного исполнителя проекта", который должен следить за эффективным расходованием бюджетных денег. В итоге ведомство Грефа одержало победу.
Заметим, что положение об инвестфонде Фрадков подписал, а столь важные поправки в Бюджетный Кодекс до сих пор не внесены. Процесс внесения поправок занимает не один месяц, тогда как тратить инвестфонд начнут уже в январе. |
До конца не ясен и сам механизм инвестирования. Предполагается, что государство будет финансировать бизнес-проекты стоимостью не менее 5 млрд рублей в течение пяти лет. Причем, частный инвестор должен вложить минимум 25% средств. То есть господдержка будет распространяться на более-менее крупные компании, обладающие солидными финансовыми ресурсами и хорошей репутацией (если говорить о банковских кредитах).
Российские экономисты обеими руками "за" создание инвестфонда, но принципиальный вопрос - в какие проекты будут вложены государственные деньги? "Чем больше средств будет направляться на инвестиции, тем лучше. Если деньги пойдут на строительство конкретных объектов с внедрением новых технологий, они инфляционного эффекта не создадут. Важно также, чтобы средства тратились не на текущее потребление, не "проедались", а пускались на развитие", - считает кандидат экономических наук, сотрудник института экономики УрО РАН Вячеслав Морозов.
Как раз по части критериев отбора проектов меньше всего ясности. Известно только, что проекты будут оцениваться с точки зрения их прибыльности и возврата бюджетных денег в виде налоговых поступлений. Государство рассудило вполне здраво, ограничив рентабельность проекта - не ниже 4% (иначе это уже не инвестиции, а дотации), но и не выше 11% (такие проекты бизнес может поднять и в одиночку). Еще один ключевой вопрос, который висит в воздухе, - претендует ли государство на часть доходов от реализации проекта, покрывая больше половины его стоимости, или же речь только о налоговых платежах?
По мнению Вячеслава Морозова, введение ограничений по рентабельности инвестиционных проектов свидетельствует о том, что получение доходов от реализации проектов не является для государства основной целью. Об этом же говорит и аналитик УК "Проспект" Игорь Ловущенко. " У государства переизбыток денежных ресурсов. Речь не идет о том, чтобы найти средства, речь о том, чтобы заинтересовать крупные компании в развитии регионов. Вопрос заработка для государства не стоит. Это не значит, что компания, которая построила участок дороги, поставит шлагбаум, будет собирать деньги и возвращать их государству".
Известно, что первым получит бюджетные деньги Петербург на строительство платной автодороги "Западный скоростной диаметр" (ЗСД). В пресс-службе Минэкономразвития Накануне.RU заверили, что даже критерии отбора проектов пока не разработаны. Однако власти северной столицы называют вполне конкретные цифры - из инвестиционного фонда город получит около 18 млрд рублей (33%). |
Кстати, в Челябинской и Свердловской областях Накануне.RU также сообщили, что никаких документов относительно проектов на места пока не поступало. "Когда станут известны критерии, мы заявим проекты. Проектов у нас много. Я считаю, что господдержка нужна при строительстве метро, но не знаю, будет ли оно включено в перечень проектов", - сообщила начальник инвестиционного отдела министерства экономического развития Челябинской области Ольга Пескова.
Впрочем, осведомленность в этом вопросе питерских властей не особенно удивляет. Как признался "Ведомостям" источник в правительстве, мэрия Санкт-Петербурга значится в числе тех, кто активно лоббировал создание инвестфонда. Одно любопытное совпадение: постановление правительства РФ о проектировании и строительстве ЗСД было подписано в тот же день, что и положение об инвестфонде. Это к вопросу об объективности отбора проектов.
У города уже есть на примете инвестор, скорее всего, им станет французская компания "Vinci". Проезд по автодороге будет стоить от 30 до 80 рублей.
Государство, вложив в проект свои деньги, вправе потребовать свой кусок прибыльного пирога, не так ли? Даже учитывая важность реализации проекта для самого государства. В конце концов, эти деньги можно пустить на развитие проектов в сферах ЖКХ и сельского хозяйства, которые малоприбыльны и вряд ли могут рассчитывать на деньги инвестфонда. |
Впрочем, кое-кто из государственных чиновников в накладе, наверняка, не останется. Эксперт Центра политической конъюнктуры Алексей Барских заявил "Газете.RU", что "Греф будет вынужден поделиться деньгами с теми, кто поддержал его в межаппаратных войнах. Сумма в $2,5 млрд в масштабах крупных инвестпроектов невелика, ее раздробят на мелкие порции". Отметим, что именно Греф возглавит правительственную комиссию по отбору инвестиционных проектов. В нее также войдут другие ключевые министры.
Помимо Санкт-Петербурга, на государственные деньги претендуют РАО "ЕЭС" и "Русал" (около $2 млрд на инфраструктуру при строительстве алюминиевого завода и Богучанской ГЭС), правительство Москвы (комплекс "Москва-Сити" стоимостью более $1,5 млрд), "Татнефть" (нефтехимический комплекс за 1,5 млрд рублей). Замыкает внушительный список "Транснефть" с ее проектом Восточного нефтепровода.
Эксперты с недоумением восприняли идею выделения средств на его строительство из инвестфонда, несмотря на то, что транзитные проекты очень важны для России. По их мнению, "Транснефть" сама в состоянии получить кредиты под невысокий процент. |
Ей ни к чему гарантии государства, которые, к слову, являются одной из форм господдержки инвестпроектов (наряду с прямым финансированием и взносом в уставный капитал компании).
"Проекты “Транснефти” и “Русала” являются выгодными для самих компаний, поэтому участие государства в них совершенно не нужно. Участие государства необходимо в том случае, если компания или регион имеют проект, но не имеют достаточных средств на его реализацию или не могут получить кредит в банке", - рассуждает аналитик УК "Ренессанс Капитал" Владимир Пантюшин.
Одним из проектов, которые, действительно, нуждаются в господдержке, является проект производства большегрузных самолетов "Руслан". Его Минпромэнерго включило в список претендентов на получение средств инвестиционного фонда. Финансирование займет несколько лет, в течение которых будет модернизирован завод "Авиастар", где собираются "Русланы", а также сами самолеты. Контрольный пакет оператора проекта поделят между собой правительства России и Украины.
Тот факт, что дышащее на ладан авиастроение может оказаться в числе приоритетных проектов, настраивает на оптимистичный лад. Авось не все разворуют и раздадут "своим", и пара-тройка подобных проектов все же будет реализована - уже хорошо. Конечно, многое будет зависеть от механизма инвестирования и, что даже важнее, контроля за ним. "Задача эффективности, антикоррупционности, результативности инвестирования - она тоже решаема. Сложность заключается в том, что государство плохо умеет работать с бизнесом", - считает начальник управления исследований и разработок Института стратегических комплексных исследований Евгений Погребняк.
Однако прежде чем говорить о критериях и проектах, государству не мешало бы четко сформулировать эти инвестиционные приоритеты. "Приоритеты должны быть сформулированы не в общем виде – скажем, высокие технологии – а применительно к конкретным отраслям и производствам. Регионы будут согласовывать с государственными свои приоритеты и дополнять их", - считает Вячеслав Морозов.
Потому что хоть и называется в числе критериев отбора проектов их приоритетная направленность, но, что это за приоритеты - не очень понятно. А без них реализовать разумно инвестиционную стратегию, в принципе, невозможно.