IP-телефония вне закона...
Изменения в сфере связи коснулись не только традиционной стационарной системы. Вступившие с 1 января в силу подзаконные акты о правилах присоединения сетей электросвязи (постановление правительства № 161), а также услуг местной и дальней связи (постановление правительства № 310), обязывают соблюдать их и операторов IP-телефонии, которые также пропускают звонок по сетям общего пользования.
Справка: IP-телефония – это технология, позволяющая использовать Интернет или любую другую IP-сеть для ведения международных и междугородных телефонных разговоров и передачи факсов в режиме реального времени. Первоначально оцифрованные данные – голос – из линии связи попадает на базовую станцию связи провайдера IP-телефонии. Далее эти данные определенным образом обрабатываются и направляются в сеть Интернет. Затем из Интернета звонок поступает в городскую телефонную сеть города, в который звонит абонент.
В соответствии с новыми постановлениями, IP-операторы обязаны получить лицензию на предоставление услуг дальней связи, либо начать взаимодействие с получившими ее магистральными операторами. Но пока невозможно ни то, ни другое, поскольку около 2000 операторов IP-телефонии, которые существуют в России, не могут пройти лицензирование. Что касается работы с уже существующими операторами дальней связи, то пока отношения с ними IP-представителей не прописаны в постановлениях. В результате получается как всегда: закон о связи вступил в силу, а нормативные акты не прописаны. Так что, по словам руководителя управления федеральной службы по надзору в сфере связи по Свердловской области Владимира Жернова, с юридической точки зрения операторы IP-телефонии оказались вне закона, хотя по-прежнему могут продолжать свою работу. |
Обеспокоены ситуацией и компании, которые предоставляют IP-телефонию в качестве дополнительной услуги. Так, в пресс-службе Сотовой Связи "Мотив", которая не является оператором IP-телефонии, но представляет услугу в качестве контента для абонентов своей сети, сказали, что доступ к IP-телефонии компания будет осуществлять через своих партнеров до тех пор, пока их деятельность будет осуществляться в рамках закона.
Фото: Накануне.ru |
"Такой расклад приведет к частичному вымиранию малого бизнеса, останутся какие-то крупные игроки, которые будут иметь свою долю на рынке. Возможно, это будет их неосновной бизнес, поскольку доход будет скромный по сравнению с сегодняшними продажами. Теперь нужно будет покупать эти минуты у операторов дальней связи. Соответственно, прибыль уменьшится", - рассказывает Накануне.RU технический директор компании "Инсис" Антон Мамаев.
Таким образом, часть операторов сочтет новую форму работы не выгодной и переключится на развитие других направлений деятельности, считают аналитики. Например, начнут заниматься услугами Интернет или строить сеть IP-клиент для корпоративных сетей. Здесь законы не препятствуют деятельности: делается сеть для большой компании и звонки осуществляются внутри нее.
В свою очередь, непосредственно IP-телефонией смогут заниматься либо те, кто такие лицензии получил, либо между операторами дальней связи и IP-телефонии должны будут возникнуть договорные отношения. И в том, и другом случае, IP-оператор, работающий в сфере малого бизнеса, проигрывает. |
Во-первых, при организации работы с оператором дальней связи может возникнуть техническая сложность. Если следовать закону о построении сети общего пользования, а для телематики они отдельно не прописаны, то операторам IP-телефонии необходимо будет создать сначала зонового оператора, через которого уже соединяться с оператором дальней связи. Получается, что должен быть зоновый телематический оператор, который построит для них некоторый аналог зоновой АМТС, концентрирующий в городе телематический трафик.
"Операторы IP-телефонии либо получат сами лицензию, либо будут выступать своего рода "агентами" более крупных организаций, обладающих необходимой инфраструктурой и лицензией на оказание услуг дальней связи, - говорит Накануне.RU аналитик инвестиционной компании "ФИНАМ" Иван Кабулаев. - Это может несколько снизить доходы IP-операторов, но не окажет существенного негативного влияния на темпы роста этого рынка. IP-телефония - слишком популярная услуга, чтобы от нее отказываться. Тем более, что она пока реализовала лишь незначительную часть своего рыночного потенциала".
По мнению игроков рынка, новые правила связи делают IP-бизнес бессмысленным, поскольку его прелесть заключался в том, что оператор мог использовать обычный канал для передачи больших объемов трафика. Именно поэтому IP-звонок обходился существенно дешевле обычной стационарной связи. По словам Дмитрия Красильникова, теперь невозможна экономия на IP-трафике и непонятно, на чем зарабатывать деньги, ведь правила обязывают отдавать трафик оператору мг и мн связи.
В этой ситуации операторам IP-телефонии придется поднять тарифы, которые сейчас держат низкими за счет того, что операторы платят только абонентскую плату за телефон и за Интернет-трафик. Тарифы в новой системе должны будут сравняться с тарифами на стационарную связь, и главное преимущество IP-телефонии – дешевый звонок - исчезнет.
Фото: Станислав Рослов www.itogi.ru |
"Это не совсем хорошо, поскольку должны быть разные условия по разным услугам. "Ростелеком" готов к выходу на рынок IP-телефонии с конкурентоспособными ценами. Как на рынок пропуска операторского VoIP трафика, так и на рынок конечного пользователя. Но тогда нужны прописанные правила игры для всех. Будем ли мы заниматься IP-телефонией, будет зависеть от того, как будет отрегулирован рынок", - комментирует ситуацию Накануне.RU коммерческий директор Уральского филиала ОАО "Ростелеком" Константин Кузнецов.
Если раньше доходы от IP-телефонии распылялись по всей сфере связи. Сейчас они пойдут через нескольких игроков. В результате, рынок поделят между собой крупные компании, которые будут конкурировать в тарифах на обслуживании конечного абонента. Конкуренция приведет со временем к снижению цен, что, конечно, благоприятно для потребителя.
Фото: lubosvet.org.ua |
Однако пока это будет происходить, потребитель и так, можно сказать, не пострадает. Поскольку, предполагают специалисты, в любом случае фирмы, которые занимались IP-телефонией, имели свою клиентуру, завязывали партнерские отношения в городах, частично начнут работать "в серую". По мнению Константина Кузнецова , как будет развиваться серый рынок зависит от того, насколько жесткую позицию займут надзорные органы (Россвязьнадзор и Налоговая).
В результате мы можем наступить на грабли, через которые прошла реформа связи в Китае, когда правительство попыталось "урегулировать" IP-рынок. В итоге китайские IP-провайдеры вообще перестали замечать государство. Расцвел бизнес мелких IP-пунктов: в городских закоулках стояли "IP-дилеры", которые предлагали по сходной цене позвонить в любую точку мира. Так продолжалось, пока постановления не были отменены. Одной из серых схем, говорят провайдеры, могут стать договора на поставку холодильников, швейных машин, за которые будут производиться взаиморасчеты между операторами. В частности, такие схемы могут процветать в небольших населенных пунктах, где меньше проверок и они менее интересны крупным операторам.
Вместе с тем, что пострадает малый бизнес, занимающийся IP-телефонией, расцветет серый рынок IP-телефонии, в создавшихся условиях также замедлятся и темпы развития самой отрасли. Это может привести к стагнации рынка на несколько лет - то время, которое как раз понадобится операторам дальней связи, для того чтобы построить разветвленную сеть, свою инфраструктуру, какая уже была у IP-операторов. Это приведет к сильному отставанию от Европы и Америки в плане развития дешевой и качественной связи, где уже половина населения используют услуги IP-телефонии. В Америке IP-сети вытесняют традиционные. В России при всем том, что рынок начал активно развиваться, увеличился спрос и число абонентов в сотни раз за последние пять лет, сегодня процент пользующихся IP-телефонией, не так велик – 3-5%. И в ближайшее время, видимо, не изменится, если только не произойдет чудо и не будут приняты нормативные акты, которые сделают отрасль IP-телефонии привлекательной.