Использование земли русской
“Хозяин земли русской”, - так обозначил род своей деятельности Николай Второй при переписи населения. Заявление красивое, но, как оказалось, весьма далекое от истинного положения дел. Иначе не случилось бы ни 1917, ни 1918...
Новейшая история России должна была, по идее, все вернуть на круги своя - вернуть фабрикам и заводам грамотных собственников, а земле русской - хозяина. Получилось как всегда, то есть с фабриками и заводами вообще как-то кособоко /про грамотных собственников говорить как-то язык не поворачивается/, а сельское хозяйство оказалось просто не у дел. Земельный вопрос долгое время вообще был вне поля зрения - все не до того было, собственность делили. Ныне дошли и до главного богатства.
Накануне Совет Федерации принял поправку в статью 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Согласно это поправке, устанавливается административная ответственность за использование земель не по целевому назначению, а также за невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв. До сего момента кодексом такая ответственность была не предусмотрена, в результате чего отсутствовала реальная возможность принудительного прекращения владения земельным участком в случае его неиспользования в установленном порядке или использования, но совсем не в том порядке, что надо бы.
Сегодня в соответствии с Земельным кодексом РФ одним из оснований для принудительного прекращения права владения и пользования земельным участком, предназначенного для сельхозпроизводства либо жилищного или иного строительства, является неиспользование земли в указанных целях в течение трех лет. Исключением, по закону, является время, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или в виду иных обстоятельств, исключающих его использование.
Законодатель сегодня обозначил условия принудительного прекращения права владения и пользования земельным участком. Такое возможно при условии, что факты ненадлежащего использования земли не будут устранены после наложения штрафа. Для обычных граждан такой штраф составит от 5 до 10 МРОТ, для должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ и для юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ. Сенаторы решили, что такое дополнение к закону будет способствовать повышению эффективности госконтроля за использованием земель, - пишет “Российская газета”.
Так, несмотря на то, что в 2004 году в Свердловской области на 8% сократилось количество убыточных хозяйств, а 60 сельхозпредприятий из 100 работали с прибылью и впервые за последние годы количество гектаров посевных площадей увеличились на 17,6 тысяч, все же факт остается фактом – огромные территории сельскохозяйственной земли попросту простаивают и не возделываются. “У нас 150 тысяч гектар пашни находится вне постоянного хозяйственного оборота”, - заявил накануне на пресс-конференции в Екатеринбурге министр сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Сергей Чемезов.
В случае использования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, не по назначению в течение трех лет, областное министерство по управлению госимуществом вправе лишить нарушителей прав на пользование и на аренду земель. Изъятые земли будут передаваться в фонд перераспределения, заявил Сергей Чемезов.
В Челябинской области картина по неиспользуемой земле выглядит не лучше. По данным областного Комзема, из общего количества неиспользуемых агропромышленными предприятиями земель на долю сельскохозяйственных предприятий приходится 157, 8 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий, в том числе 143,4 тысячи гектаров пашни. Так, к примеру, как выявила проверка специалистов Земельного комитета, СПК “Ункурдинский” не использовал по целевому назначению земельный участок площадью 1632,7 га пашни, в том числе 571,9 га поросли лесом. По данному факту был составлен протокол с наложением штрафа на сумму 2 тысячи рублей, а также выписано предписание со сроком устранения нарушения. По мнению специалистов Комзема, основной причиной неиспользования земель является “отсутствие семян, ГСМ, запасных частей, отсутствие достаточного количества сельскохозяйственной техники”.
В Свердловской области причину нецелевого использования земли видят в другом. На Среднем Урале более полусотни сельхозпредприятий находятся в предбанкротном состоянии, а некоторые уже в процедуре банкротства или конкурсного управления. В такую ситуацию, по мнению свердловского министра сельского хозяйства Сергея Чемезова, предприятия попали из-за неправильной организации бизнеса, построенного на арендных отношениях с пайщиками.
Как пояснил Сергей Чемезов, неясные арендные отношения отпугивают инвесторов. Для создания конкурентоспособных предприятий была выработана следующая схема: “Люди приняли решение объединить земельные доли в единый земельный комплекс, провести его межевание. При этом граждане получают не свидетельство права на землю, а одну акцию, наполненную и землей, и собственностью, и всеми активами этого акционерного общества. То есть у земли появился реальный хозяин в виде акционерного общества”,- говорит Сергей Чемезов. По такой схеме сегодня развивается около дюжины сельхозпредприятий в Свердловской области, которые успешно привлекают инвесторов, однако не без помощи областных властей.
Как заявили в отделе внешних связей министерства сельского хозяйства Челябинской области, “областные власти не имеют в собственности акций тех сельхозпредприятий, которые работают на земле”. А что касается проблемы отношений арендаторов земли с пайщиками, то она “пока не имеет однозначного решения, потому что часть их не оформила свои паи в надлежащем порядке, и с ними руководители сельхозпредприятий устанавливают договорные отношения”.
Судя по всему, это основная проблема на сегодняшний день в сельском хозяйстве. Инвесторы, которые могли бы вкладывать деньги в сельское хозяйство, справедливо боятся идти на такой шаг. Неясность отношений арендаторов с пайщиками резко повышает риски для инвесторов. Преодолению этой ситуации уделяют внимание не только федеральные, но и областные власти.
Еще в 1993 году специалисты Департамента имущественных отношений администрации Тюменской области провели ряд семинаров для руководителей сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств по реформированию земельных правоотношений на селе. Целью этих семинаров являлась подготовка аграриев к обороту земель сельхозназначения (в том числе приватизации земельных участков, которая прошла в Тюменской области с 1 января 2004 года).
Такие меры были вызваны тем, что у большинства земельных собственников отсутствовали документы, оформленные надлежащим образом, в частности, земельные участки не были поставлены на кадастровый учет. А это означало, что любые сделки с ними будут невозможны. Теперь в Тюменской области сельскохозяйственные предприятия в основном имеют организационно-правовую форму акционерных обществ, что позволяет привлекать денежные потоки. А контроль за эффективным использованием сельскохозяйственной земли осуществляется не только Земельным комитетом, но и на уровне местного самоуправления. В Земельном комитете Тюменской области заявили, что хотя проблемы с нецелевым использованием земли пока остаются, как и везде, но решаются.
Богатство русской земли огромно, если к этой самой земле подходить с умом. В отличие от богатств недр – нефти и газа, земельные ресурсы восстанавливаются сами собой за год-два и снова готовы давать высокий урожай. Хотя Урал не относится к самым плодородным землям России, но и здесь земля неплохая, как утверждали, кстати, как-то постившие нас специалисты из Голландии. У них-то нам земля наносная, на вес золота. При условии грамотного использования сельскохозяйственной среднеуральской земли, по заявлению Сергея Чемезова, можно было бы перейти не только на полное самообеспечение сельскохозяйственными продуктами, но и что-то поставлять на экспорт.
Принятые Советом Федерации поправки нельзя назвать чем-то выдающимся.
Но хорошо уже то, что об использовании наших земель кто-то
задумался...