Итоги 2004 года: МТС, БиЛайн, Мегафон
Все ближе и ближе праздники, все меньше и меньше времени остается до нового года, все сильнее и сильнее желание подвести итоги года прошедшего. Ну а поскольку мы пристально следим за ситуацией на мобильном рынке, то и итоги у нас будут, прежде всего, мобильные. А именно подведением итогов мы сегодня и займемся.
Вообще, контрольная работа – это всегда страшно. Вспомните, со школьных времен это слово наводит ужас и трепет а, между, тем, столь страшная вещь, именуемая, контрольной работой, или экзаменом, или тестом, не столь уж ужасающа. Ведь, по сути, это просто-напросто проверка, оценка пройденного и если все до нее было в порядке, то и после останется в ажуре.
Маркетинговые исследования, составления рейтингов и оценки деятельности компаний являются также своеобразной контрольной для бизнес структур. Уровень гораздо выше, по сравнению со школой, а смысл тот же. Если компания работает честно, добросовестно и на пользу мирским жителям, то и за результаты всяческий исследований ей беспокоиться нечего. Просто работать надо так, чтобы потом не было мучительно больно. Тем не менее, проверки надо устраивать, и, по возможности, почаще, так как это стимулирует, держит в тонусе, да и обывателю крайне интересно.
Вот и мы решили приобщиться к оценке работы тех людей, которые делают возможным наше использование мобильной связи. О них было сказано и написано многое и многими, но люди эти, как и компании их представляющие стали неотъемлемой частью современного общества, а потому мы не можем не обратить на них наше пристальное внимание. Сказать об операторах сотовой связи можно многое, причем, не все отзывы будут лестными, однако, мы постараемся быть максимально объективными, оценив их работу с разных позиций и с привлечением максимально достоверных данных.
Сразу стоит оговориться, что контрольную мы устроим операторам сетей GSM. Почему такая вопиющая несправедливость? А как же остальные стандарты связи? А что по поводу других операторов? Все эти вопросы волне уместны и правомочны. В свое оправдание можем лишь сказать, что как только другие стандарты связи станут столь же востребованы как GSM, как только хотя бы один из операторов, не являющихся лидером на сегодняшний день достигнет объема клиентской базы, сравнимой с лидерами, мы непременно уделим им справедливую дозу участливого внимания. Но так уж сложилось, что, на сегодняшний день, музыку заказывает троика лидеров, имена которых многим известны. Именно об их положительных и отрицательных сторонах мы и поговорим сегодня.
Чтобы быть максимально объективными, мы решили положиться на результаты профессиональных исследований, одно из которых в виде социологического опроса было проведено обществом потребителей мобильной связи. В исследовании приняло участие более 1000 человек, которые в равных долях представляли всех трех операторов. Кроме того, мы рассмотрели данные тестирования качества покрытия операторами центра города Москвы которое проводилось специалистами MForum и вызвало целую серию противоречивых мнений. Дело в том, замеры мощности принимаемого радиосигнала, процента ошибок при передаче цифрового сигнала и доступности сети проводились на МКАДе, Садовом кольце и девяти основных трассах города. Помимо ограниченности географии маршрута, нарекания вызвала и методика тестирования, хотя оно и проводилось на профессиональном оборудовании. Тем не менее, кое-какие выводы сделать можно. Итак, какие же оценки за «контрольную» получило наше популярное трио?..
Мобильные ТелеСистемы
Компания ОАО «Мобильные ТелеСистемы» стоит в авангарде мобильной связи сегодняшнего дня на территории России и стран СНГ. Пока МТС является крупнейшим оператором сотовой связи на территории бывшего Советского Союза и по консолидированному числу абонентов, и по охвату территории. Для любителей статистики по состоянию на начало декабря клиентская база компании составила около 30 миллионов человек, а территория, на которой работает МТС и дочерние компании, насчитывает 87 регионов Российской Федерации, а также Беларусь, Украину и Узбекистан. Отметим, что с лета 2000 года акции МТС котируются на Нью-йоркской фондовой бирже под кодом МВТ.
Что касается подходящего к концу года, то он был весьма успешным для этого оператора сотовой связи, как, впрочем, и для других, во многом благодаря не проходящему, а, наоборот, активно растущему интересу к мобильной связи у населения. В итоге, выручка за последний квартал текущего года компании выросла на 50 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а ноябрь 2004 года, вообще, стал рекордсменом по приросту прибыли.
По результатам опроса, проведенного обществом потребителей мобильной связи, МТС оказалась в лидерах по одним параметрам и аутсайдером по другим. Как оказалось, среди абонентов этого оператора очень много недовольных ценовой политикой в целом и тарифными планами компании, в частности – их почти 53 процента. Что интересно, несмотря на такой процент недовольных, почти столько же пользователей относятся к тарифам своего оператора «нормально» и с должным почтением – 46.6 процента. Что касается оценки за «качество связи», которое подразумевает наличие искажений, посторонних шумов, обрывов на линии, несовершенных соединений, то большинство пользователей поставили данному оператору по этому параметру твердую четверку и даже пятерку. Такова была оценка 51.3 процента респондентов.
Меньше всего недовольных качеством передачи речи оказалось также у МТС – всего 19.2 процента. Что касается дополнительных неголосовых услуг, таких как сервис коротких и мультимедийных сообщений, GPRS, загрузка игр, мелодий и логотипов, то тут МТС заметно отстает ото всех конкурентов – они востребованы лишь у 32.7 процентов пользователей, возможно, из-за того, что подключение услуги «мобильный офис» требует временных и финансовых затрат, а для тарифных планов семейства Джинс они вообще недоступны.
В результате данного социологического исследователя выяснилось и то, что этого оператора самые верные пользователи. Только 14 процентов потребителей готовы сменить своего провайдера. На вопрос, что же привлекает абонентов в этом операторе сотовой связи, более 43 процентов опрошенных заявили, что это высокое качество голосовой связи и зона покрытия сети. Эти утверждения не голословны, так как МТС действительно имеет, пожалуй, самую мощную сеть в частности в Москве, причем, не только на земле, но и в подземке.
Интересным фактом, однако, является то, что в том самом спорном тестировании «Мобильного форума» МТС заняло не самое высокое место. Несмотря на то, что некоторые показатели у всех трех операторов приблизительно на одном уровне, доступность сети у МТС оказалась ниже, чем у соперников.
БиЛайн GSM
Компания «ВымпелКом», предоставляющая пакеты услуг под брендом БиЛайн GSM, тем временем, совсем не хочет мириться с лидерским положением МТС и непрестанно пытается его оспорить. В чем-то ей это удается, в чем-то она пока уступает, но, в целом, можно сказать, что гегемония этих двух титанов определяет положение дел на мобильном рынке нашей немаленькой Родины. У каждого из операторов есть свои ярые поклонники и противники. А, по большому счету, им вполне удачно удалось разделить между собой жителей РФ и ближайшего зарубежья, нуждающихся в мобильной связи.
Если МТС удерживает титул «крупнейшего оператора России», то БиЛайн первенствует в новых решениях. Так, например, именно БиЛайн GSM может похвастать запуском первой в России EDGE сети, которая открывает двери в мир сетей третьего поколения. Тестирование и запуск технологии в коммерческую эксплуатацию были проведены в Вологодской области, которая 6 декабря этого года первая в России обзавелась официальным сервисом сетей новой формации. Кроме того, именно «ВымпелКом» стал первой отечественной компанией, которая была включена в реестр Нью-йоркской фондовой биржи под кодом VIP.
Что касается цифр, то они чуть менее внушительны, нежели у предыдущего оператора, но также существенны. Абонентами единой сети БиЛайн на территории 73 регионов Российской Федерации и Казахстана стало уж около 23 миллионов человек, и, конечно же, это еще не предел.
Завершающийся год принес этому сотовому оператору связи не только рост абонентской базы и территории покрытия, но и существенную прибыль, которая на 59 процентов превысила цифры прошлогодней годовой выручки.
По данным опроса общественного мнения, среди пользователей БиЛайна также
довольно высок процент недовольных тарифной политикой оператора – таких около 50
процентов. Тех, кто удовлетворен ею около 27 процентов, остальные, видимо,
относятся к этому вопросу нейтрально или не придают значения. А вот по качеству
связи БиЛайн ударил в грязь лицом, лишь 35 процентов респондентов оценили его на
хорошо и отлично, что далеко не лучший показатель. Более того, около 35
процентов опрошенных заявили, что качество голосовой связи у этого оператора за
последнее время резко ухудшилось. Зато БиЛайн оспаривает лидерство с МегаФоном в
сфере дополнительных неголосовых услуг. И если в Москве он уступает по этому
показателю сопернику около 1 процента (44.5% против 45.3%), то в целом, он в
лидерах.
Дело в том, что, в отличие от ближайшего конкурента, БиЛайн предоставляет возможность пользоваться дополнительными услугами практически на всей территории действия сети.
Несмотря на то, что пользователи всячески подчеркивают наличие у этого оператора широкого спектра дополнительных сервисов и услуг, они сетуют на невысокое качество голосовой связи. Более 24 процентов даже готовы сменить по этому поводу оператора. Однако многие предпочитают использовать карточку БиЛайн в качестве альтернативы для пользования услугами WAP, GPRS.
Что касается качества покрытия сетями БиЛайн Москвы, то, как и у предыдущего оператора, доступность сети или количество неудачных попыток установить соединение также оказалась не на высоте.
МегаФон
Что касается, компании МегаФон, то это, в недалеком прошлом, белая ворона
телекоммуникационного российского бизнеса сделала практически невозможное – она
ворвалась в созданную двумя компаниями монополию и уверенно стала набирать
обороты. Такой прыти от нее мало кто ожидал, а, тем временем, компания МегаФон с
богатым семейством интереснейших тарифных планов пощекотала нервы лидерам и
продолжает их щекотать, навязывая свою тарифную политику.
Несмотря на то, что прорыв МегаФона был нежданным, хотя те, кто
стоял у ее истоков, еще несколько лет назад убеждали в частности меня, что скоро
они будут среди мобильной элиты, он был оценен по заслугам. В 2004 году компания
стала лауреатом конкурса «Компания Года 2004» в номинации «Телекоммуникации».
Отметим, что неофициальный статус, который носит компания, это «первый
общероссийский оператор сотовой связи». Это звание досталось МегаФону потому,
что он имеет сотовые сети во всех федеральных округах страны. В сферу его
внимания попал 71 субъект российской Федерации, а клиентская база уже превысила
отметку в 10 миллионов человек.
Вообще, год 2004 стал одним из самых удачных и успешных для компании. Кажется, что она сделала практически невозможное, но совершенно не собирается останавливаться на достигнутом и, возможно, через год уже поспорит за пальму первенства и с БиЛайн, и с МТС.
Этот оператор, в свою очередь, по результатам опроса, оказался абсолютным лидером по числу пользователей, довольных тарифными планами. Тех, кто неудовлетворен ценовой политикой компании, всего 17.6 процента. 76 процентов опрошенных заявили, что тарифные планы у компании максимально разумны.
МегаФон победил по результатам тестирования качества покрытия. Будучи на одном уровне с МТС и БиЛайн по мощности радиосигнала и проценту ошибок при передаче сигнала, этот оператор победил по параметру «доступность сети». Отчасти это можно объяснить тем, что абонентов у этого оператора пока поменьше, чем у соперников, а сети менее загружены.
Подводя итоги нашему разговору о тех людях и компаниях, которые позволяют нам быть мобильными и всегда на связи, отметим, что каждая из них имеет свои положительные и отрицательные стороны, своих приверженцев и своих ярых противников. Однако сегодня все чаще и чаще стали встречаться случаи, когда абоненты для разных целей приобретают карточки разных операторов: для работы МТС, для мобильного интернета БиЛайн, а для недорогих разговоров с самыми родными и близкими МегаФон, а потому никто из операторов не обижен.
Тем не менее, неофициальная борьба продолжается, а потребителю это только на руку. Ведь в результате конкурентной борьбы всегда рождается что-то лучшего качества.