ИТ-технопарки: путинское "да" значит многое
В 2006 году в России, из средств федерального бюджета, начнется строительство сразу четырех ИТ-технопарков. Налоговый режим, сравнимый с существующим для аналогичного бизнеса за рубежом, будет введен долгожданным законом об особых экономических зонах /ОЭЗ/. Последний, по требованию президента Владимира Путина, должен быть согласован заинтересованными министерствами и внесен в Государственную Думу до начала марта текущего года.
В ноябре 2004 г. правительство России одобрило "Концепцию развития рынка информационных технологий в Российской Федерации". Согласно этому документу "важнейшим мероприятием является разработка программы создания специальных территорий развития ИТ ("технопарков"). Основные преимущества таких территорий – создание критической массы специалистов и развитой телекоммуникационной инфраструктуры, а также наличие специального режима налогообложения". В плане реализации предусматривалось, что "разработка программы создания технопарков" будет утверждена актом правительства РФ, который министерство собиралось представить в I квартале 2006 г. Но через полтора месяца после утверждения концепции стало известно, что первые четыре ИТ-технопарка появятся в России в 2006 г. Изюминкой проекта стало "специфическое" налогообложение этих структур.
Почему ИТ?
События стали разворачиваться после
декабрьского визита президента Владимира Путина в сопровождении первых лиц
ведущих российский ИТ-компаний в индийский центр офшорного программирования
Бангалор, один из крупнейших в мире. Но только одна ИТ-компания подписала
соглашение с индийцами. Главная цель российских бизнесменов была другой –
пролоббировать перед президентом идею создания ИТ-технопарков и Особых
экономических зон (ОЭЗ), законопроект о которых безнадежно застрял в Минфине,
несмотря на трехлетнюю историю согласований. Результат не заставил себя ждать –
в ходе совещания в Новосибирске Владимир Путин потребовал, что бы законопроект
об ОЭЗ, текст которого предусматривает снижение суммарной налоговой нагрузки на
фонд оплаты труда ИТ-компаний, был внесен в Государственную Думу РФ до 1 марта
2005 года. По словам президента, создание технопарков в сфере информационных
технологий – это национальная задача России.
"В течение 3 лет законопроект ОЭЗ блуждал по коридорам власти, обрастая бесконечными комментариями, поправками, заодно теряя свою актуальность, простоту и удобство. Неизвестно, сколько времени потребовалось бы для того, чтобы документ, в конце-концов, "вынырнул" на "белый свет". После визита президента в Индию началось движение" - отмечает аналитик CNews Analytics Роман Боровко.
По-видимому, президента впечатлили масштабы индийского ИТ-бизнеса и его быстрый рост. Так объем мирового ИТ-рынка по итогам 2003 г. составил порядка $915 млрд., при доле России около 0,7% ($6 млрд. в 2003 г., $7 млрд. в 2004 г; доля США по итогам 2003 г. – $366 млрд.). Как отмечает Леонид Рейман, министр информационных технологий и связи России, к 2010-ому году российский ИТ-рынок может увеличиться в 5 раз до $40 млрд. В то же время, по словам заместителя министра Дмитрия Милованцева, к 2010 г. объем ИТ-аутсорсинга из России может составить порядка $10 млрд. – это почти 7% мирового экспорта ИТ-услуг (Индия к этому времени рассчитывает контролировать 25% рынка мирового ИТ-аутсорсинга). Но, что бы достичь этих показателей, необходимо привести суммарную нагрузку на фонд оплаты труда к конкурентоспособному уровню. Именно такую цель преследует создание ИТ-технопарков со специфическим режимом.
"Настолько увеличить объем российского рынка ИТ-аутсорсинга за такой короткий период представляется весьма сомнительной задачей. В первую очередь потому, что совершенно непонятно за счет чего произойдет столь стремительный рост. Услуги не возникают сами по себе - их предоставляют живые люди, которые должны обладать определенными навыками. Если государство предполагает "растить" рынок путем кормления отечественных компаний крупными заказами со стороны иностранных предприятий, необходимо предпринимать меры, направленные на создание позитивного имиджа страны. Это уже пиар или, можно сказать по-другому, информационная борьба. А в ней, как показывает недавняя практика, мы очень слабы (Грузия, Украина). Поэтому чиновники должны понимать, за счет чего они планируют растить рынок" – считает Роман Боровко.
"Общая проблема ИТ-компаний – очень высокие затраты на оплату труда, - говорит г-н Милованцев, - Если для промышленного предприятия в нефтедобыче оплата труда в среднем 3-5%, то здесь, в ИТ-секторе, – 70%". Российская фискальная система, настроенная на налогообложение, прежде всего, добывающих и производящих предприятий, которые неотъемлемо привязаны к территории болтами, трубами и пр., - здесь совершенно не работает. "Получается, что точка капитализации ИТ-компаний переносится в другие страны и Россия из-за этого фактически продает интеллектуальное сырье, - подчеркнул г-н Милованцев. - Когда же начинается продажа компании, то компания продается уже не российская, а американская".
В настоящее время для ИТ-компаний-участников ожидаемых "технико-внедренческих" ОЭЗ Минэкономразвития рассматривает возможность снижения единого социального налога (ЕСН) с 26% до 14% и эту позицию в целом поддерживает Минфин. В то же время, в Мининформсвязи предпочитают не называть какие-либо определенные цифры, что свидетельствует в пользу неокончательного решения вопроса. "Проблема размеров (социальных выплат) – это проблема договоренностей работника и работодателя, - отмечает г-н Милованцев. – Для компаний ОЭЗ можно установить минимальные требования, что бы социальное обеспечение было не ниже определенного уровня, но это должно быть негосударственное соцобеспечение. Сейчас обсуждаются эти три варианта и эти три варианта будут прописаны в законе об ОЭЗ".
Другая проблема, волнующая ИТ-компании – фиксация факта экспорта. Так в случае ИТ-аутсорсинга, когда разработанные решения, алгоритмы, ПО направляются на экспорт посредством интернета, - отсутствует факт пересечения границы. В этом случае НДС должен выплачиваться в полном объеме. По мнению Мининформсвязи, действующая процедура экспорта продукции является одним из серьезных барьеров, тормозящих рост отечественного ИТ-рынка. Выходом, по мнению руководителей министерства, может стать введение других процедур подтверждения осуществленного экспорта, в том числе уведомительных. В тоже время, эта проблема, несмотря не ее значимость, далеко не единственная. "На самом деле основной проблемой является концентрация квалифицированных специалистов в определенных точках, то сеть создание такой среды, где появлялись бы новые идеи, и возникала определенная культура", - отмечает Дмитрий Милованцев. Именно с этой целью предполагается создание специализированных ИТ-технопарков.
По оценкам Мининформсвязи, строительство одного такого ИТ-технопарка составит около $80-100 млн. "Оценка Новосибирска, например, порядка $100-150 млн., оценка МЭРТа - $100 млн. Оценка по Дубне $80 млн. федеральных вложений – это уже подтвержденные цифры", - отметил Дмитрий Милованцев. Таким образом, инженерная подготовка территории будет целевым образом датироваться из федерального бюджета, вероятно, будущего, 2006 г. в рамках 21 раздела "межбюджетные отношения". Кроме того, в течение 2005 г. за счет средств федерального бюджета будут разработаны типовые решения для подобных технопарков, которые впоследствии поступят в региональные администрации.
Пока в Мининформсвязи рассматривается возможность создания четырех подобных ИТ-технопарков площадью около 1 кв. км. каждый - в Московской области, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Новосибирске. "Сама Москва из этого перечня выпадает в силу одного фактора, - считает Дмитрий Милованцев. – Здесь очень высокая оплата труда, то есть человек, укрепившись в Москве, мгновенно перейдет в какую-нибудь другую компанию - поизводственную, сбытовую или финансовую, он не будет работать там, где оплата труда является критическим фактором".
Технопарки: лукавая статистика
"Идея опережающего развития
научно-технического и технологического секторов в СССР и пореформенной России на
протяжении многих десятилетий являлась заветной мечтой сменявших друг друга
правительств, - комментирует ситуацию Павел Гулькин, генеральный директор
компании "Аналитический центр „Альпари СПб“. – Многочисленные государственные
документы, постановления и программы, долженствующие по замыслу их составителей
обеспечить научный и технологический прорыв, содержали перечни конкретных
мероприятий, которые, если бы действительно были реализованы в полном объеме,
могли привести к решительному изменению в международном конкурентном положении
РФ. Однако, анализ программных правительственных постановлений последних лет
говорит о том, что основные проблемы, препятствующие обретению желаемого прорыва
в сфере перевода национальной экономки на инновационный путь развития, сегодня
по-прежнему стоят так же остро, как и десятилетие назад".
В Сводном аналитическом докладе Счетной палаты РФ "Основные проблемы и условия эффективного воспроизводства отечественного научного потенциала" за 2002 г. отмечается: "…В годы реформ… научный фактор был фактически исключен из числа стратегических государственных приоритетов. Проблемы сохранения и развития национальной науки, обеспечивающей технологическое обновление производства, выпуск конкурентоспособной продукции и, в конечном итоге, социально-экономическое развитие России, были отодвинуты на второй план"1. "Отличительной чертой современной российской политики в области поддержки инновационной деятельности заключается в том, что недостатка в декларациях о необходимости "обеспечения прорыва" и "перевода экономики на рельсы инновационного развития", звучащих на самом высоком уровне и отраженных в концептуальных и программных документах, не существует. На уровне же практической реализации государственной инновационной политики в ведомственных документах конкретные предложения по ее реализации не находят полноценного отражения ", - отмечает Павел Гулькин2.
Примечательно, что, согласно данным Минпромнауки РФ (январь 2004 г.), "в 24 регионах России действует более 60 технологических парков и 56 инновационно-технологических центров (ИТЦ), в которых на площади около 500 тыс. кв. метров разместились более 1000 малых высокотехнологичных фирм. Только в 18 ИТЦ, созданных с поддержкой федеральных средств, разместилось более 400 инновационных фирм с общей численностью работающих около 6 тыс. человек, реализующих продукцию в объеме более чем на 4 млрд. рублей в год."3
В тоже время, еще в 2000 г. по подсчетам ТАСИС только в городах науки, которых в России по разным подсчетам 60-70, насчитывалось порядка 3-4 тысяч различных инновационных структур: центров коммерциализации, инновационно-технологических центров, технопарков и пр., созданных, как правило, при различных НИИ и научных центрах. И все эти структуры так и не смогли обеспечить долгожданного высокотехнологичного прорыва. Так по данным исследования АЦ "Альпари СПб", по состоянию на июнь 2004 г. в России насчитывалось 40 технопарков. Но только 8 приводили в открытом доступе информацию о числе обслуживаемых предприятий, только 3 - о количестве персонала на этих предприятиях и лишь один – Научный парк МГУ им. М.В. Ломоносова – раскрыл данные 4 о годовом обороте и выработке в среднем на одного работника. Можно только надеяться, что ИТ-технопарки, будучи созданы на должном уровне, не повторят судьбу своих многочисленных предшественников.
-----------------------------------
1Бюллетень Счетной палаты РФ, №6(66), 2003.
2"Действия правительства можно
разделить на две основные категории. Первая – это выработка стратегий без
соответствующей тактики – обширных, общего характера заявлений о политике в
определенной области, которые носят рекомендательный характер. Вторая категория
– это выработка тактики без соответствующих стратегий – наличие большого числа
“микромер”, которые нельзя сложить вместе, чтобы получить целостную стратегию",
"От знаний к благосостоянию: преобразование российской науки и технологии с
целью создания современной экономики, основанной на знаниях", Мировой банк, 01
апреля 2002 г.
3"О стимулировании инновационной деятельности и внедрения в
производство наукоемких технологий", (доклад Минпромнауки России на заседании
Правительства РФ 22.01.04).
460% от общего числа предприятий в Парке работают
в области производства программного продукта, IT-технологий и телекоммуникаций,
остальные - по разным направлениям биотехнологии, экологии, медицины,
производства научного оборудования, новых химических материалов; 80% имеют
отношение к МГУ (научные сотрудники, аспиранты, студенты, недавние выпускники).
26 предприятий учреждены структурными подразделениями, сотрудниками или
выпускниками МГУ, одно - другими акционерами НП МГУ и 11 созданы выходцами из
других учебных (МГТУ, ННГУ, МФТИ и др.) и академических институтов РФ.